Н.А.Некрасов. Гражданский пафос лирики. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.



Лирика 40-нач. 50 гг. В лирике того времени, как и в прозе, утверждались реалистические принципы, Некрасов относился к реалистическому течению писателей-шестидесятников. Под влиянием пафоса социальности, Некрасов становится социальным поэтом, водит социальную тему. Объект изображения – крестьяне, маленькие люди, социальные противоречия.

Автор в лирике чувствует свою ответственность за человека из народа, свою кровную связь с ним. Некрасов вводит новое чувство – чувство социальности, боль за угнетенных. Лирический мир автора раздвигается в него входит другой чел – из народа.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) - итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос: народ освобожден, но счастлив ли народ? поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои, но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое.

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие счастье . Для попа счастье в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который сам нуждается и рад бы дать, да нечего . Два помещика тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье в праздности, роскоши и чревоугодии, в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика - это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях был, а не убит; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как родилось реп до тысячи на небольшой гряде ; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье - в отсутствии несчастья. Для народа богатство - достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Хороший муж, лад в семье - это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, Бог сибирской язвой трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Эти простые люди - золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода.

 

В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, ЕрмилГирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе , и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье.

 Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.

 

 

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».

Произведение содержит мысль общественного значения – историю страны будет делать народ, Флягин – олицетворение русской нации. Главное – пробуждение сознательности народа. В то же время испытание души, самое трудное испытание, приводит к достижению ранее отсутствующих качеств героя. Он приобретает смирение, великую добродетель, которая связана с познанием своей греховности и недостоинства, своей немощи и ощущения Божия величия. Ведь смирение, приходящее от самопознания, приближает человека к Богу. Таким образом, вся жизнь Флягина становится осмысленной и душеполезной как движение через смирение и покаяние к спасению.

Образ главного героя:

1.  образ христианского праведника, не первоначальная, а обретенная функция героя. Он становится праведником, преодолевая бессознательность и стихийность.

2. Образ странника. Уже в названии повести зашифрован определенный смысл: странничество – важный элемент национального самосознания. Бердяев пишет: «освоение мира происходит через странничество. При этом странник не имеет своего дома на земле, то есть ходит по земле в поисках царства Божия», отсюда особенность композиции и жанра, - череда событий, образ дороги, преломление жанровых особенностей хождения, былины и сказки). Иван Северьяныч ищет царства Божия, такой идеал открывается ему в одном из видений.

Есть ещё одна сторона странничества Флягина: оно «для него лишь переход от одного бедствия к другому, пока не обретает успокоение в том, что было определено промыслом»1. Испытание судьбы, испытание характера и испытание души — вот триединство, им преодолеваемое. Судьба предуготована ему. Характер в тяжких испытаниях он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности, бесчестия и бесстыдства, нигде не отрекаясь от глубинной веры. Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твёрдость и терпение составляют его неизменные черты.

3.

Флягин сравнивается с Ильей Муромцем, герой - воплощение русского народа. «Он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Былинный герой соотносился с мифологическим образом Перуна, бога грозы, борьбы, стихии, и не случайно. В начале предстает герой как воплощение удали, стихийности, живет бессознательно, но человек совестный. Лесков, однако, не идеализирует Ивана Флягина. Писатель отмечает проявление его дикости и порывы анархического своеволия и в отрочестве, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодости, когда запарывает до смерти в честном бою татарина. От своих греховных дел герой постепенно «очищается», достигая в своём отношении к жизни истинно народной мудрости.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 6943; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!