М.Е.Салтыков-Щедрин. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы.



Используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

 Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы всего его творчества. В них подводился итог деятельности писателя.

Героями Сказок Щедрина являются:

1) эксплуататоры-крепостники ( Дикий помещик );

2) охранители существующего порядка ( Вяленая воблû

3) трусливые, продажные либералы ( Либерал );

4) обыватели, смирившиеся перед реакцией ( Премудрый пискарь , Самоотверженный заяû

5) жестокие и тупые самодержцы ( Богатырь , Орёл-меценат );

6) русский народ.

Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса, власть имущих и на важнейшую проблему эпохи - проблему судьбы русского народа.

 

 

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

Достоевский поднимает важные социальные проблемы своего времени(рост пьянства и проституции, мир бедных людей, нищих). Но социальные мотивы – внешний план. Можно точно определить место (Петербург, Столярный переулок) и время (июль 1865) действия. Художественный мир Достоевского кажется предельно достоверным, создается некая иллюзия. Романы Достоевского не только отражают, но и опережают действительность.

Его романы – испытание идей, испытание человечности. В романе поднимаются проблемы о свободе личности (право на преступление).

Герои Достоевского – герои-идеологи. Главное – идея. Философские, вечные проблемы решаются героем как глубоко личные. Идеи взаимодействуют в романе.

Смысл романа не в самой идее, а в Раскольникове, поглощенном, пораженном, подавленном этой идеей. Сами по себе философские рассуждения героев – это характеристика их, а не воплощение смысла романа.

Две сюжетные линии (история семьи Мармеладовых и судьба Дуни и Пульхерии Александровны), объединенные образом Раскольникова. Он является композиционным центром романа, на нем замыкаются все остальные сюжетные линии, все события и герои романа. Он также духовный и идейный центр романа.

Причины преступления Раскольникова. 1)Писарев: тяжелое положение героя; 2) Страхов: эгоизм Раскольникова, его теория; 3) современное время. Кирпотин «Разочарование и крушение Раскольникова»: цель хорошая, а средства дурны; 4)Карякин «Самообман Раскольникова»: он думает, что совершает свое преступление ради хорошей цели, а на самом деле причины другие – Наполеоном сделаться хотел».

Достоевский создал новый реализм, на более высокой стадии.

 

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Идейные искания Толстого. Обход творчества позднего периода. «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

Война и мир.

Хронологические рамки: 1805 – 1814 гг.

Жанр: исторический роман-эпопея. Толстой опирается на отечественную и западноевропейскую традиции исторического романа.

«Война и мир» - история характеров, которые соединяются с изображением реальных исторических характеров. Роман вальтерскоттского типа. Реальные события, главные герои вымышлены. Действуют около 200 исторических личностей (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион), показаны все социальные слои того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество. Но историю Толстой осваивает эстетически. Здесь выявляется огромная разница между историком и писателем. Толстого интересует человеческое содержание событий, которые показаны глазами человека.

В романе-эпопее действуют примерно 569 героев. Развитие сюжета идет в нескольких сюжетных ответвлениях, но есть стержневой исторический сюжет. Здесь 3 главные исторические линии: 1)1805 г. – завязка; 2)война 1812 г. – кульминация; 3) события, связанные с изгнанием Наполеона – развязка исторического сюжета. События подчиняют себе частную жизнь героев.

Творец истории – народ. Война 1812 г. сделала очевидными внутренние побудительные мотивы поступков каждого человека, явилось уникальным событием в жизни России. Событием, которое обусловило «однородность»влечений подавляющей массы людей - все люди устремлены к общему благу. Победа над французами – закономерный результат однонаправленных интересов множества людей, а эти интересы определяются одним чувством, «скрытой теплотой патриотизма». Следовательно, «дух войска» - решающее условие.

Главные герои: Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Илья Андреевич Ростов и т.д.

Анна Каренина

Это роман 70-х гг. (1873 – 1877). Задумал новый исторический роман из эпохи Петра. Начал собирать материал, но неожиданно начал писать роман о современности. Замысел изменился. Несколько редакций: 1)героиня – преступница, которая погубила двух хороших людей. 2)появляется новый герой – Константин Левин. От первоначального замысла узко семейного романа Толстой перешел к огромному эпическому повествованию о жизни современного ему пореформенного общества.

«Анна Каренина» - это социально-психологический и даже семейный роман. Главная тема и проблема – семья и брака. Семья анализируется с точки зрения социальной. Это определенная психология семьи, семейная атмосфера, климат. Показано много семей. Показаны драматические, трагические отношения между людьми. В этом романе Толстой любил мысль семейную.

 

Тема народа – через духовные и нравственные искания Константина Левина поднимаются и социальные, и психологические, и эстетические проблемы.

Вронский – неоднозначный герой. Это средний человек, подчиненный своеобразному кодексу чести. Полюбив Анну, он оставляет службу, во многом перерождается, изменяется. В нем любовь борется с честолюбием, не может посвятить всего себя любви. Не может найти себе занятия и не может посвятить свою жизнь Анне. Свет влияет на Анну не через подруг, а через Вронского. Он отстраняется от нее, у Анны появляется чувство вины по отношению к Вронскому (погубила его карьеру).

Его любовь стала единственным смыслом жизни Анны, но ей кажется, что любви нет. Выход – смерть. Субъективно самоубийство для Анны не наказание, а благо, это наказание для Вронского и других. Перед лицом смерти люди становятся иными, она при помощи смерти хотела изменить отношение к себе. Возникает мотив смерти. Хочет наказать его, чтобы раскаялся, страдал. Мотив очищения Вронскому и обществу, которое подталкивает Анну к гибели.

Анна погибает, так как не может найти в своей душе оправдания. Она виновата перед собственной совестью, она себя судит, а мы не вправе судить. Объективно Анна не настолько виновата, чтобы платить за это смертью. Но Толстой делает акцент на осознании вины самой героиней. Она не нашла другого способа, это единственное для нее решение проблемы.

Константин Левин. Другой исход, итогом это назвать нельзя, так как герои Толстого никогда не останавливаются в развитии. Это герой автобиографический, очень близкий автору. В начале – человек, который хотел жить обособленно, честно, жить в счастье, труде. Но мечты о личном счастье не сбываются. Любимая отказала, так как он недостоин, несовершенен. Надо работать над собой. Занимается хозяйством, пишет книгу о том, как должна развиваться деревня. Все его начинания не вызывают энтузиазма, отклика у крестьян. У них противоположные интересы, Левин думает, как их примирить. Решил разделить имение, крестьяне не верят, думают, что это новый способ их ограбить. Это больно ранит Левина. Его начинания заканчиваются ничем. Он завидует цельному народному миру. Символическая сцена - сцена сенокоса. Думает, не жениться ли ему на крестьянке. Сцена символически воплощается в пейзаже: небо – перламутровая раковина. Видит карету, в которой едет Кити. Понял, что все мечты о женитьбе на крестьянке – вздор. Он любит Кити, и никто не нужен. Смотрит на небо – никакой раковины нет. Небо ответило ему на вопрос – это красиво, но утопично. После женитьбы на Кити (единственная счастливая семья) приходит мысль о самоубийстве. Не понимает, зачем живет, в чем смысл. Вера, которую обретает Левин – вера в бога, религиозная вера. В идее бога человек всегда выражал причину существующего, нравственный идеал, оправдание воздаяния. Религия – вера в совершенство человека, бога; отношение человека к бесконечному миру. Бог есть любовь к миру, людям, жизни. К этой вере Толстой приводит своего героя – к вере в бога.

«Анна Каренина» - связующее звеномеждус периодами творчества Толстого: до и после перелома в мировоззрении Толстого. То, к чему привел Толстой Левина – это то, к чему он сам придет через несколько лет.      

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 3882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!