Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном развитии.



Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.

Золотой век русской культуры. Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Нравственные искания Толстого и Достоевского.
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости врассказа «Живые мощи». Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Культурно-исторический процесс в России в XIX — начале XX в.имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов.
В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза — это чудо.
А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский » и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы.

В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя на развитие русской литературы.

Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Особое явление в русской и мировой литературе — роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов — от юношей до стариков.

Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя — Достоевского. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе.

 

 

6. А.Н.Островский. Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Бурное развитие психологического реализма, которое мы наблюдаем во второй половине XIX века, проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому. Пьеса «Гроза» явилась свидетельством того, что Островский пошел по пути отказа от идеализации купечества и патриархального быта; в ней автор сосредоточил внимание на драматизме жизни купеческого сословия как следствии перемен, подтачивающих изнутри казавшиеся вечными и незыблемыми сами основы, на которых держался этот мир. Конфликтная ситуация возникла в результате попытки личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь старым догмам и традициям + внутренний конфликт героини, которая понимает, что преступает моральный закон.
Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла – результатом такого эксперимента явился образ Катерины в «Грозе».

Создавая драму трагедийного типа (Овчинина), Островский в качестве исходного момента использует ситуацию классицистической трагедии, основанной на конфликте между долгом и чувством. Полюбив сильно, глубоко, самозабвенно, Катерина решается на страшный грех, изменяя своему мужу, и идет навстречу чувству с сознанием неизбежной расплаты за это. Поэтому сама любовь к Борису воспринимается ею как беда, как трагедия, с которой одновременно связано что-то светлое и абсолютно новое: «Я умру скоро. <...> Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! <...> Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Стремление к свободе в любви оказывается в противоречии с патриархальным укладом, она тоже считает это чувство греховным= внутренняя борьба = социально-бытовая трагедия.

Катерина полюбила придуманного ею же Бориса, на деле оказавшегося слабым. Борис ради сестры терпит издевательства Дикого, будучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от дяди ни копейки. Таких людей жизненные испытания не закаляют, а лишь сильнее пригибают к земле, В Катерине же любовь вызывает эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей вольной и полететь, раскинув крылья. Она мечтает быть свободной в своих чувствах и поступках, избавиться от домашней кабалы, где «все как будто из-под неволи».

Островский создал трагедию нового типа (Овчинина), где финал предрешен не только особенностями характера двух женских натур, не только мучительной борьбой между чувством и долгом, но и, прежде всего, обостренной совестью, которой наделена Катерина и которая заставила ее признаться в грехе, своим судом себя судя.

В пьесе показан мир простой женщины, ее духовные интересы, связь с религией. В трагедии ставится проблема нужности духовных интересов, проблема быта и комформности, стереотипности поведения. Катерина понимает, что совершает грех, но по-другому не может.

Драматично положение не только Катерины, но и других персонажей: Кулигина, чьи благородные усилия не находят поддержки, Тихона и Варвары, которой пришлось убежать из города, Бориса, ибо любовь к Катерине не принесла ему счастья.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 19499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!