И.А.Гончаров. «Обломов». Творческая история романа.



Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. "Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» — у меня уже в уме был готов план Обломова". Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым стали обитатели вымышленной им Обломовки. Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения.

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история».

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

 

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Своеобразие художественной манеры Тургенева – романиста. Авторская позиция в романе.

Роман "Отцы и дети" был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России и отмены крепостного права. Над романом Тургенев работал с 1860 по март 1861 г. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа ( дети ) и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов ( отцы ).
Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! А в заметке по поводу Отцов и детей Тургенев пишет: Базаров мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур .

Тургенев сумел подняться над схваткой, воссоздать общественный конфликт с максимальной жизненной полнотой. Роман не только и не просто о конфликте революционеров и либералов, но и об извечном, иногда принимающем резкие формы антагонизме поколений. Проблема отцов и детей осознаются Тургеневым как проблема общечеловеческая, это момент перехода от одного состояния общества к другому. Отношения между поколениями не сводятся к противоборству. Нельзя отбросить культурное наследие предшественников. В соответствии с законом преемственности поколений складывается история человечества.

Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: Я работать хочу . И Тургенев постоянно подчеркивает, что лихорадка работы характерна для деятельной натуры героя.Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.
Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения рассуждать о делах и нуждах мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. Во 2-й части Базаров понимает, что народ тайна, русский мужик таинственный незнакомец. Народ, к которому причислял себя Базаров, считает его шутом гороховым. Базарову теперь иначе видится проблема личности и общества. Смерть показала, что такая личность, как Базаров, России не нужна.

Таким образом, 2-й уровень конфликта личность и вечные ценности жизни. С этими ценностями сталкивается любая личность. Средние люди могут довольствоваться простыми радостями. Они не задумываются о трагизме бытия. Базаров обречён как герой, восставший против жизненных закономерностей.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 6589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!