Современная религиозная ситуация в России и проявления конфликтов



По официальным данным, в Российской Федерации на законных основаниях действует по крайней мере 68 религиозных течений. Зарегистрировано 21.800 религиозных организаций. Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов. Это и продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедовавшими свои религии и культы, и развитие экономических связей России с зарубежными странами, в том числе культурный обмен, миссионерство. Очень важны в этом аспекте собственные духовные поиски россиян.

В целом современная религиозная картина в стране характеризуется двумя тенденциями: возрождением и возрастающим влиянием традиционных конфессий и развитием новых религиозных движений.Самая крупная и влиятельная конфессия – Русская православная церковь (Московский патриархат) – имеет 11747 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий, образовательных и иных учреждений. Согласно социологическим опросам, до 70 процентов россиян считают себя православными, при этом приблизительно 7 процентов из них регулярно посещают храмы и соблюдают основные православные обряды и предписания. Самосознание Церкви как церкви большинства государствообразующей нации объективно придает ее деятельности идеологический характер и политический смысл. Таковым институтом по сути ее воспринимает и это православно ориентированное большинство. Отсюда -- ее претензии на роль гаранта сохранения национально-культурной идентичности народа. Этим обстоятельством (наряду с миссионерскими целями), продиктовано, в частности, стремление Церкви внедрить в государственную систему образования изучение православия, прежде всего, курса «Основы православной культуры» в среднюю общеобразовательную школу. Возникающие в связи с этим проблемы уже в течение нескольких лет активно обсуждаются как в религиозной, так и в светской общественной среде.

Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой множество самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4750 зарегистрированных общин. Общее количество членов протестантских конфессий, по данным независимых экспертов и Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, составляет до полутора миллионов человек. в обществе и, прежде всего, в православной среде существует, как известно, настороженное, а порой, и негативное отношение к протестантам. Причина этого, наряду с проблемой прозелитизма, -- в исторически укорененном отношении к Западу как источнику угрозы для нашей страны. Протестантизм, будучи духовным продуктом Запада, также вызывает недоверие и неприязнь. Свойственные протестантам дух космополитизма, неразвитость патриотической риторики, возбудимость эмиграционных настроений не способствуют преодолению негативного отношения к ним со стороны православных патриотов.

Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает Ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3650 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации. Говоря о современных тенденциях в жизни мусульманской общины (уммы), представляется важным остановиться на двух моментах. Один имеет отношение к миграционными процессами, другой -- к проблемам национально-государственной политики.

Связанный с миграцией населения выход ислама за пределы традиционных для него регионов на «исконно православные» территории России, образование там национально-религиозных диаспор и, соответственно, мусульманских религиозных общин -- явление непривычное, нередко вызывающее негативную реакцию русского, идентифицирующего себя с православием, населения. Хотя у исламизации русских серьезных перспектив, скорее всего, нет, однако стихийный мусульманский прозелитизм уже дает о себе знать. Они убеждены, что ислам в России, как вторая по численности религия в стране, должен иметь равный с православием общественно-политический статус. В связи с этим они в свое время выступили против проекта государственного герба как содержащего православную символику. Они требуют пересмотра общей концепции истории России, которая сегодня исходит из идеи славяноцентризма, считая, что в ней должна быть сбалансированно представлена история всех ее народов.

Поликонфессиональный характер Российской Федерации, безусловно, накладывает свой отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений и практику реализации законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и в политику. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные сферы общественной жизни, находят отражение в религии, и наоборот - конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных. При исследовании религиозных конфликтов нельзя пользоваться инструментарием какой-либо одной дисциплины, будь то политология, религиоведение или социология. Лишь комплексный анализ на пересечении данных дисциплин будет наиболее продуктивным при изучении религиозных конфликтов и их специфики. Религия обладает возможностью как снятия конфликтных ситуаций, гармонизации межнациональных отношений, так и усиления психологической напряженности, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране и т.д. Конфликты: 1995г. Чеченская республика. Салафиты (ваххабизм) пытались разрушить могилу матери Кунта-Хаджи (тейп Кадирия) (проповедовал сохранение своей веры, женщин пусть и при внешнем подчинении России. Был взят в плен, умер в тюрьме). 1998г. Гудермес. Широкомасштабный религиозный конфликт. Пытались разрушить одну из могил их святых. Несколько вооруженных отрядов (Ямадаевы против Бараевых и наёмных арабов). 1998 Дагестан. Социальное недовольство приняло религиозные формы. Жители трех горных селений: Карамахи, Чиабанмахи, Кадар объявили себя исламской территорией, управляемой нормами шариата. Социальное недовольство в основном от даргинцев, типа устали от коррупции. Пуси ройт.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!