Предмет, объект, этапы становления этнической конфликтологии



Этноконфликтология – это синтез двух наук об этнической стоне общественной жизни – этнология и конфликтология. Этнология – нижайший уровень социальной антропологии. Этнология – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, в том числе проблемы происхождения (этногенез), расселения, проблема культурного взаимодействия народов. Этносоциология – специальная теория, изучающая этносоциальные процессы, т.е. механизмы социальных и этнических явлений в их органическом единстве и взаимодействии. Леокадия Дробышева популярно определила задачи дисциплины: 1) изучение этнического в социальном; 2)и социального в этническом. Этническая конфликтология – кросс-дисциплинарная отрасль обществоведения, предметом которой являются конфликтные отношения этнических групп, и основанная на сочетании принципов этнологического и конфликтологического анализов. Этнополитическая конфликтология – наука о причинах. Формах проявления, динамике и последствиях социальных конфликтов в жизни человеческого общества, а также путях их разрешения и предупреждения. Объект – этнический конфликт как особая форма этнической политики. Политика способна «проникать» в иные сферы жизни общества – социальную, правовую, экологическую, конфессиональную и т.д. в результате чего может происходить политизация этих сфер. Вследствие этого в содержание этнополитического конфликта с устойчивыми явлениями, формирующимися вокруг споров этнических групп по распределению власти, управлению государством и отношений государства часто включаются и такие явления, как, язык, религия, культура, образование, кот политизируются. Предмет – источники и причины, проявления и контексты, закономерности динамики и последствия этнополитического конфликта, способы диагностики и механизмы его регулирования и разрешения. Этапы становления этнической конфликтологии. (3 этапа по Аксентьеву): 1) 60-70-е гг. ХХ в. – этап накопления и первичного анализа эмпирического материала. Ученые в 60-ые годы определили возрождение этничности как этнический парадокс современности – рост этнического самосознания на фоне эмиграционных процессов во всех сферах жизни, особенно в экономическ. Синоним явления – этнический ренессанс. 2) 80-ые годы – теоретико-методологический этап. В эти годы сформировалось множество школ и направлений. Считается, что основные лучшие труды по этноконфликтологии вышли в это время. Среди них, например, работа Горовица «Конфликт этнических групп» (1982). 3) Современность. 90-е гг – сегодня. Прикладной характер изучения (Азар, Дьюкс, Росс, Ротманд). 4 этапа по Аклаеву: 1) 60-70-е гг. – этап формирования. Конфл-я стала ответом на объективную потребность общества понять растущую роль политизированной этничности в конфликтах. На начальном этапе становления конфликтологического знания этнические конфликты еще не являлись приоритетным предметом исследования и чаще всего трактовались как вторичное явление, производное от других мезо- и макросоциальных конфликтов, прежде всего экономических. В Западной Европе рассматривались как явления не характерные для индустриального мира. В целом этничность трактовалось по аналогии с суицидом как проявление социальной аномии. Основным содержанием этапа был интенсивный процесс накопления знаний об этнополитическом конфликте, который происходил еще в рамках тех или иных смежных дисциплин. В центре внимания ученных находились этнические границы, системы этнической стратификации, модели этнических и этнорасовых отношений, межэтническая конкуренция на рынке труда, проблемы «внутреннего колониализма». К этому же периоду относится начало интенсивных страноведческих и региональных исследований, рассматривающих проблемы анализа и регулирования этнических конфликтов на примере конкретных случаев – кейс-стади 2) 80-е – этап становления, когда она перестает быть просто междисциплинарной областью исследований и превращается в самостоятельную конфликтол дисциплину. Опять же отмечается появление фундаментальных комплексных трудов Ротшильда, вышеупомянутая работа Горовица, Смита, Хобсбауна, Геллнера, Бенедикта Андерсона и многих других. 3) 90-ые – интенсивный рост этноконфликтологических исследований в связи с осмыслением новых реалий современного мира, прежде всего, развернувшихся на рубеже 1980-1990-х гг. процессов глубокой политической и социально-экономической трансформации в ряде регионов мира, и коренным изменениям в международных отношениях после окончания «холодной войны». 4) современность – новые вызовы современного мира – международный терроризм, обострение ксенофобии и этнорасизма в западной Европе. Ответом на эти вызовы стали попытки консолидации полиэтничных демократий в странах Центральной и Восточной Европы, первые шаги по созданию международных и региональных режимов защиты прав меньшинств и предупреждению деструктивных конфликтов. Игорь Кон: «Зарождение этнической конфликтология в России и первичное осмысление ее на новой, свободной от догм марксизма методологической основе». В начале 90-х гг. этнологи и антропологи издают серию брошюр о конфликтных ситуациях на постсоветском пространстве. Создаются региональные школы в Ростове, Ставрополе, на Кубани. Появляются обобщающие работы, рассматривающие проблемы этноконфликтности с позиций общей конфликтологии, этнопсихологии, этнополитологии, этнолингвистики и.т.д. Среди них работы Н.Лебедевой, Л.Дробижевой, В. Тишкова, Ю. Арутюняна, В.Авксентьева, Э.Паина и.т.д.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2861; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!