Идеалистическое или немарксиское понимание философии.



В истории, в праве существовал идеалистический взгляд на развитие. Определяющие были идейные мотивы исторической деятельности людей. ( История цивилизации прочитать). Определяющим является сознание людей, а не наоборот как пишет Маркс.

Знание - духовный компонент, знание реализованые в деятельности людей. Эта реализации знания - изменение общественного бытия. (Энгельс Людвик Феербах прочитать.)

Идеализм от идейных мотивов. Основывается на отрицание или обективном игнорировании развития общества. Очень часто, если признаются законы природы то. ...(Кант, Гербли. Полемика). Общество порождается действиями.

Общество рассматривалась как механическая сумма индивидов. Общество это - ...

У Фейербаха совокупность пары индивидов. Подход возник в эпоху возрождения. Принцип атомизма.

Роль народных масс в истории и в общественной жизни. (идеологический подход)

 Идеи и определяющие исторические личности являются идеей этого подхода. В истории играют роль полководцы, деятели.

Еще одна особенность это случайности в общественной жизни, истории. Если отрицаются объективные законы истории, отсюда все события имеют неповторительный характер. Особенность подхода - метафизический взгляд. Отрицается роль общества как целостного организма. Также проявляется метафизика в отрицании прогресса. Также в том, что признается существование некого идеала, который признается вершиной исторического процесса. (если капитализм имеет начало то он имеет и конец это идеалистический подход. Прочитать: Смит О неизменной сущности человека)

Идеализм считает, что сперва мысль возникает, потом мы ее реализуем. Абсолютизация роли исторической личности, деспотические режимы. Когда власть ничем не ограничена и поэтому всякие войны, революции рассматривались как результат деятельности этих исторических личностей. Это состояние дало свою инерцию в сознание людей.

Элиты определяют, элиты управляют. Метафизический взгляд характерен, т.к. низкие темпы развития. При буржуазных революциях время идет быстрей и жизнь как будто движется.

Марксизм. Материалистический взгляд на общество и историю.

Предпосылка люди должны иметь возможность жить чтобы делать историю. А для жизни нужно пища, одежда. Т.О. производство первых средств необходимости.

Когда люди удовлетворяют свои потребности у них появляются возможность сотворения людей, и их обеспечения.

Если так, если история корениться в самом общественном производстве, то принцип Маркса: надо исходить из сущности индивидов, а сущность это труд это деятельность. Маркс : субстанциональная сущность проявляется в существовании.

Общество подчиняется законам функционирования и развития. Объективные законы материи, природы, общества. Стало быть, в истории действуют объективные законы. Энгельс, Гегель: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Общество есть сложный социальный организм, который развивается по своим законам.

Идея поступательного развития человечества. Идея поступательного развития связана с учением об экономических формациях. Почему повторяемость? Потому что народы находятся в  одинаковом развитии общества, но способ производства один и тот же. Это одни и те же полит система ,правовая система.

В отличии от немарксиского подхода, для марксиского подхода характерно определяющая роль народных масс в истории.

История носила бы мистический характер, если бы в ней не было случайностей. Историческая личность может даже отбросить на десятки лет назад.

Маркс и Энгельс. Жили во времена буржуазных войн. Сразу стало понятно, что классы. Все отношения сводятся к экономическим отношениям, и значение этих классов столкновение интересов. Экономические отношения стали очевидными, начинать изучение истории надо с них.

(Причины и истории сам- но)

Общественное бытие, общественное сознание.

Новые понятия вводятся в социальную философию. Общественное бытие.

Маркс: общественное сознание определяет общественное бытие. Бытие это материальная жизнь общества. Это материальное отношение людей к природе и друг другу, складывающиеся в процессе производства, воспроизводства и жизни. Общественное бытие имеет материальный характер. (У Орлова не удачно написано). Общественное сознание- это совокупность чувств, настроений, взглядов, идей теорий, отражающих обществ бытие и выражающих духовную жизнь общества как целостной системы. Общественное сознание носит идеальный характер, оно является отражением обществ бытия.

Соотношения, закономерности.

Общественное бытие определяет обществ сознание. Понимание некорректности о тождестве понятий. (Читать Ленин 6 глава параграф второй).

Общественное сознание будучи отражением имеет относит самостоятельность, поэтому оно может не только не совпадать, может опережать или отставать от общественного бытия. Общественное сознание воздействует на общественое бытие.

24.10.12

Структура общественного бытия.

Общественное бытие отличают производственные отношения. Важнейшая функция материального производства нового поколения. Производство человеческой жизни появляется в семьи и в быту. Второй компонент зависит от первого компонента. Мысли людей взгляды во многом зависит от того, какое положение у них в семье, в быту. Само общественно бытие есть способ существование социальной субстанции. В этой связи, социальная субстанция в узком смысле это люди. Общественное бытие это бытие людей. Но человек это деятельное существо важнейшим признаком является деятельность. СРЕДСТВО производства это есть преобразованный элемент природы. Таким образом опредмеченная сущностная сила человека. Элемент в котором опредмечены воля, знания, опыт, чувства людей. Каков уровень развития средств производства, то он отражает уровень развития человеческих сущностных сил. Социальная субстанция в широком смысле включает в себя не только человека, но и преобразованные средства природы.

(Прочитать Ленин материализм и эмпириокритицизм)

Особенность законов общества.

1.Закон общества есть объективное существенное всеобщее необходимое повторяющаяся связь, определяющая характер функционирования и развития общества как целостной системы. Это определение законов общесоциальных. Признание объективной связи отличается от идеалистической связи.

Объективный характер т.е. независимость от нашего сознания, от нашей воли.

Законы общества:

Закон стоимости имеет объективный характер, также и закон спроса и предложения.

Закон есть выражение необходимой связи. характерно для природы и для общества. Закон проявляется в тенденции. В обществе так же, экономические законы, демографические.

Различия законов общества и законов природы

В общественной жизни события в большей степени имеют неповторимый характер, уникальный характер. В природе же действуют стихийные законы природы, а в обществе действуют люди. В природе нет индивидуальности в природных объектах. Взаимодействие атомов не существенно с точки зрения человека. Т,зр неокантианты, в обществе, жизни некую роль играет случайность, больше чем в природе. В силу того что индивидуальность субъектов боле выражена. Законы общества проявляются только через деятельность людей. А в природе без разницы. Вопрос на экзамене: особенность законов общественной жизни и права. Какова роль права в функционировании развития общества. Маркс определял воля. Как эту волю совместить с объективными законами общества.?

 

Если законы общества проявляются исключительно через деятельность людей то отсюда субъективный фактор и закономерный характер истории.

Бердяев считал, что общество не подчиняется законам, потому что всякий закон есть нечто повторяющееся, общее. А в обществе, жизни мы видим только уникальное. ТЕОРИЯ научная обществ развития нет.

Субъективное и объективное в общественной жизни и истории.

Объективное это то, что не зависит от нашего сознания. Фатализм и волюнтаризм. Фатализм исходит их того что исторические события имеют жестко предопределенный характер. Фатализм исключает свободу воли человека, человек не влияет на свою судьбу. Эта точка зрения возникла в средневековье. Идеи провиденциализма. Жесткая детерминированность. «И даже голосом своим ты не можешь поклясться». Эконом детерминизм это тоже фаталистическая точка зрения . Ничего в ней общего с марксизмом.

Волюнтаризм игнорирует значение объективных фактов, возможность человека влиять на ход исторических событий, радикально, существенно. Волюнтаризм имеет за основу субъективный идеализм.

Диалектика субъективная и объективная в обществе, истории.

Маркс писал, что люди сами делают свою историю. Сознательная деятельность является субъективным фактором. Откуда складывается объективное? Люди вместе это же субъективное. Объективное определяется исключительно особой сущностью человека.

Люди, человек это высшая социальная форма материи, причем активное и деятельное. Труд имеет материальный характер. В процессе этого взаимодействия...Человек и его деятельность носит обществ характер. Отношения, которые складываются в процессе производства с другими людьми. Система, которая основывается на деятельности людей. Любой человек имеет важнейший  интерес к жизни. А для жизни нужно работать, активное отношение к миру к работе. Общество это целостный организм, который характерен деятельным способом существования людей. Объективные законы носят характер. ... Люди изменяются, общество изменяется и значит законы изменяются. Объективность законов определяется преемственностью, закон отрицания отрицания. Это означает, что каждое новое поколение унаследует ценности прошлого поколения. Усваивает эти ценности и добавляет что то новое. Маркс: концепция показывает, что каждая ступень истории застает массу производственных сил которые с одной стороны изменяются, а с другой стороны предопределяют характер развития. По Марксу сумма производительных сил капиталов, которые складываются как основа истории, субстанция истории. Эта история определяет характер развития. Субстанция истории перенятое новым поколением. Исторический процесс напоминает снежную лавину которая скатываясь с горы увеличивает свою массу. Если эта масса от поколения к поколению возрастает, то закон …( святое семейство второй том). Рост основательности исторического процесса. Если объем массы возрастает то...

Объем массы будет возрастать. Основа на которой каждый класс опирается на социальная базу чем. Тенденция развития является демократизация обществ жизни. Закон истории и проблемы гражданского общества.

Если в обществ жизни действует этот закон, то детерминирующий фактор в общественной жизни возрастает. Степень объективности исторического общества увеличивается. Роль субъективности увеличивается. Потому что в каждом новом поколении повышаются возможности, деятельность людей более эффективнее, то роль субъективного увеличивается. Роль ответственности возрастает. Тенденция индивидуализации субъективного фактора. Возможности человека намного выше.

 

Сознательное и стихийное.

Эту диалектику впервые описал Гегель. Энгельс пишет мы делаем нашу историю сами, но при определенных предпосылках, экономически определяющих. История столкновение множества групп. Стихийность означает то, что цель и результат не совпадает. Если совпадает это фиктивность. Если эти результаты оказались непреднамерены,  значит люди делают свою историю. Люди познавая законы все больше учатся предсказывать события, сообразуют деятельность множества групп людей, следовательно уровень стихийного расширяется, но не уменьшается, С одной стороны, можно сказать что уменьшается, с другой стороны люди приобретают больше возможность, значит сфера неизведанного тоже расширяется.

Общественная жизнь история, сфера свободы и необходимости.

Необходимость это выражение устойчивой существующей связи явлений и процессов, которая обусловлена всем ходом их предшествующего движения и развития. Необходимость из сущностей вещей, необходимость это то, что должно произойти. (на экзамене надо объяснить.)

Закон это внутренняя необходимая связь. Следовательно, необходимость компонент законов.

Свобода неограниченная возможность деятельности человека. Ничем не лимитированная деятельность человека.( Характерно для людей неграмотных). Важный шаг был сделан в религиозном мировоззрении, свобода как вседозволенность это греховная деятельность. Философия нового времени: свобода это познанная необходимость. (Спиноза). Энгельс пишет, что свобода это деятельность людей на основе познанной необходимости. Связанна с деятельностью.

Сегодня свобода - это способность и возможность человека принимать решения и совершать действия в соответствии со своими интересами и идеалами.

Способность человека осуществлять выбор первый критерий свободы. Чем больше человек познает законы окружающего мира, тем больше возможность выбора.  Возможность, способность человека к выбору возрастает. В процессе развития человечества, способность возрастает. Свобода это возможность выбора. Человек может очень продвинутый, но если полит не позволяет. Значит еще один аспект степень организации общества, политический аспект.

 Чем больше развито общество, тем более развито право. Больше сфер человеческой деятельности регулируются. Тем больше свобода расширяется. Нормы права они более функционально ограничивают вседозволенность. Право как нормативная форма бытия свободы. Свобода должна ограничиваться не только правом, но и моралью, если свобода выводит за рамки моральности. Диспозитивное и императивное право. В одном гарантируется свобода, а в другом. .. Правовая парадигма определяется историческим процессом. Механический перенос одной правовой система в другую страну: прежде нужно понимать социальная условия страны. Государство не имеет право убивать преступника, потому что собственный приговор подписал сам преступник.

Личность самого человека. Нет необходимости требовать свободы для человека, если он не приобрел способности самостоятельно мыслить. Свобода предполагает ответственность. А ответственность невозможно без рефлексивного мышления. Свобода в обществе с низкой культурой приведет к охлократии и правовому нигилизму.

 


 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 196; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ