Творчески активный характер сознания



Отражение носит избирательный характер. В сознании человека, в структуру включаются потребности. Поэтому человек отражает избирательно. Все что он видит, слышит - не все отражается в сознании (Пример про встречу с близким человеком). Если сознание есть избирательное отражение - это означает, что отражение - это преобразованное воспроизведение в сознании.

Пастух смотрит на природу одними глазами, рыбак и охотник другими. «Человек смотрит глазами, а видит мозгами». Говоря о сознании, оно имеет способность воспроизводить существенные связи. Важнейшая функция - это предсказательная, опережающая отражение. Сознание имеет творческий характер потому, что оно не только отражает окружающий мир, но и преобразует его. Ленин: «Это идеалистическая идея». Почему материалист Ленин так говорит о сознании? Человек, прежде что-то сделать, определяет образ идеальный, это цель, она определяет результат. Сознание претендует на деятельность человека. Сознание, как некое идеальное явление, как высшая форма идеального мира, вторично по отношению к материи, но в то же время будучи вторичным, имеет тоже самое по отношению к субстрату. Влияние психического на соматическое. Это влияние может быть патогенным и лечебным. Это влияние может быть в результате одного человека на другого, или антропсихическое, когда человек влияет сам на себя. Каков предел влияния психического на соматическое? Какими образом психические явления воздействуют на материальные? Частным случаем является психофизический парадокс.

Проблема происхождения сознания.

Мировоззрение людей меняется и в худшую сторону (Статья «Россия в 21 веке. Важнейшая проблема о мировоззрении). Если исходить из проблемы происхождения человека, то  существуют две противоборствующие позиции:

· Креацинизм (бог решил создать адама и еву)

· синтетическая теория эволюции; научная (опирается на данные биологии, молекулярная)

Околонаучные гипотезы или лженаучные ( живое на землю проникло из космоса, первый ученый Арендус. Еще одна, земля была заселена существами иными цивилизациями, которые более развиты, чем мы.)

Научная теория основана на фактиологических данных, которая показывает единство человека с организмом приматов.

На сегодняшний день существует теория двух скачков, в эволюции животного мира на пути формирования человека выделяет несколько стадии. Концепция двух скачков: первый скачок на стадии животных, предшественников человека, к стадии формирующихся людей, возникают архиантропы. Этот скачок связан с появлением орудийной деятельности. Преобладают большие социальные связи, социальные отношения. Возникновение прав морали.

Второй скачок, это скачок ознаменовал формирование неоантропа. Считалось, что это произошло сорок - пятьдесят тысяч лет назад. Для человека характерна трудовая сознательная деятельность. Возникновение человека - возникновение сознания.

(Прочитать «Теория антропогенеза» ,Зубов)

Предшественник человека характризуется гоминидо-триадой: развитая кисть и папиллярные узоры, прямо хождение,развитый головной мозг. У человека есть такие структуры в мозге, которых нет у приматов.

 

Отбор шел на выживание тех существ, у которых более развит мозг, т.е. на выживание социальных существ, коллективных. Энгельс пишет, что наши предки коллективные существа. Также Энгельс пишет о значении мясной пищи. Охота очень сложное занятие, переход к земледелию.

Эволюция, которая привела к вытеснению биологических принципов поведения. Помог выжить комуналистический способ. Это новый принцип распределения. Для воспроизводства рода нужно деторождение. У животных это сезонно, связано с созреванием. Если бы так было, то люди бы вымерли. Отбор шел на то, чтобы эти половые отношения не были цикличны. Удаление экструса, цикличности. Человек - это социальное существо.

Первые признаки мозга, нервных клеток возникают на 18 день после зачатия. Очень динамично развивается. В отличии от животных, у которых мозг развивается только к рождению( масса мозга 350-грамм у ребенка). Сознание это свойство человека как социального существа. По объему мозга и по весу мозга превышает мозг животных. В мозге 16 миллиардов клеток. Есть асимметрия в мозге, отвечают за разный вид умственной деятельности. Асимметрия присутствует на уровне биохимии, объясняется биологическими процессами.

 

Язык и мышление.

Ученые обнаружили, что у детей разного возраста есть разный стиль мышления. Дети дошкольного возраста похожи на античных, школьного возраста – средневековья, после школьного- новое время. Каждый новый этап развития человека, не стирает, а надстраивается на этой культуре, на этом стиле мышления. У взрослого человека сложное целое.

Энгельс писал, что проклятие быть отягощённым материи. Сознание интегрируется через язык. Язык - непосредственная действительность мысли. Язык сущностное свойство человека. у наличии сознания может быть язык. Язык - это стихийно возникшее в человеческом обществе дискретных, членораздельных звуков, знаков и является способом выражения знаний о мире и о себе. Энгельс говорил, что язык выступает как согласование между…. Язык имеет синтаксис. Наличие языка обусловлено наличием структуре в мозге…Речь - использование этих знаков.

Что есть язык, как знак?

Это некая материальная система, которая обозначает … явление. Слово это единство знака и значения. В естественной среде знак и значение существовали раздельно. Нельзя противостоять слово, мысль, знак.

Функции языка

o экспрессивная. Иначе говоря, язык - орудие мысли

o номинативная, сигнификативная. Язык используется для обозначения конкретных предметов.

o категориальная или анализирующая. Сознание позволяет человеку выявить существенные связи. Способность отражать, выражать. Позволяет человеку заниматься наукой, познавать, выявлять законы.

o коммуникативная. Энгельс: «Язык возник из потребности организовывать людей в некий общий коллектив и таким образом создать конкурентность. Потребность связывать людей с друг другом. Во-первых, связывать одно поколение с другим. Во-вторых, проводить связи и общаться с другими этническими группами. (Армяне говорят: Чем больше человек знает языков, тем больше он человек). Проявляется в силу объективизации человеческих знаний и человеческого опыта. В силу того, что это увековечивается с помощью языка. Следующая социализация начинается с познания языка. Почему важно знать свой язык? Ответ словами Ушинского: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий... цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо Отчизны... ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к родине. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в... слове...

Это действительно так. Если в языке фиксируется опыт народа, он является важнейшим достижением цивилизации. Язык связывает прошлое с настоящим, с будущим. Коннотация – психическая аура, которая существует в рамках данного бытия, это эмоциональная составляющая, которая живет в другом языке. Узреть можно только, когда поймешь все о другом языке. Богатство – нельзя перевести (пример с черной кошкой, «как огурчик»).

o Интегративная. Позволяет связывать одно с другим. (Варвар хуже собаки т.к. не знаешь его языка). Знание языка важный фактор интеграции.

o Волевая. Сознание управляет деятельностью человека. Но как? В языковой форме. Человеческий коллектив возможен только в использовании языка.

o Язык средство социального самоутверждения и статусного самовыражения. (Прочитать Давлатова «Зона») По языку человека можно определить, кто он. Пример: Вор в законе не матерится, как «шестерки». На Руси говорят: «Встречают по одежки, провожают по уму».

Язык и право

В условиях глобализации право трансформируется, происходит рецепция, но всегда в языковой форме. Принципиально важно сохранить коннотацию. Необходим профессионализм перевода (Ильин «О существовании правосознания»).


 

 

03.10.2012

Тема 6

Теория двух скачков.

Теория стадий.

Стадии связаны с формированием человека как социального существа.

 Стадия 1.Эволюция начинается с австралопитека (большой объем мозга, свободные передние конечности).От животных австралопитек имел большой разрыв. Есть мнение, что не было переходных форм. 6-7 миллионов лет назад жили переходные существа, раньше австралопитека.

В разных районах мира – различные формы предчеловека, но у всех присутствует данный признак: мозговой рубикон – критическая масса мозга, которая позволяет возникнуть сознанию.

Стадия 2. Гомоэректус – человек прямоходящий (1,5-2 миллиона лет назад). У них более прямое хождение. В зависимости от местности выделяют 6 разных форм (атлант, питикантроп и т.д.Самый развитый мозг у синаитроп. Homoerectus : первый архантроп. Есть точка зрения, что архантропы уже люди. Возникает вопрос: какой критерий взят в основу? Если это орудия –значит, так оно и есть. Но есть другая точка зрения, в которой сомневаются насчет этого тезиса, поскольку нет мышления.( Этот тезис противоречит Энгельсу). В 60-е найдено существо – гомохапиенс »человек умелый». Назвали его Люси. Ученые считали, что Люси прародительница человека. Похожие найдено было на берегу озера Рудольф. По месту нахождения существо было названо гоморудольфус (объем мозга 700 см3). Отбор шел на обладание вида, у которых более развитый мозг.

3 стадия. Палеантроп. Рост 165 см, череп напоминает человечий. Ближе по сходству с современным человеком. Объем мозга выше, чем у человека. Наши предки обладали способностью труда и мышления. Неондреталец. Развитый физически. Но к нашему происхождения не имеет никакого (почти) отношения.

4 стадия. Формирование гомосапиенс. Кроманьонец. Существовал вместе с неандерталецем.

В силу того, что есть зависимость массы мозга и мышления, должна быть критическая масса. Чем выше объем мозга, тем выше интеллект. Это концепция итальянского ученого Лавроза, основателя антропологической теории уголовного права.( Почитать его работу). Лавроза пишет, что объем мозга предчеловека, чем объем человека у немца, француза. Существует точка зрения Кудрявцева, который получает новые обоснования: уголовные преступления, талантливость имеют биологические основания ( Почитать Уотсон).


 

Тема Диалектика

1.Диалектика как наука. Диалектика как мир. Объект, субъект и единство диалектики. Софистика и эклектика. Принципы диалектики.

2. Движение и развитие. Соотношение понятий. Концепции развития. Критерии развития. Парадокс.

3.Понятие категории и закона. Законы диалектики.

4. Закон единства и борьбы противоположностей. Категории закона. Виды противоречий.

5. Закон взаимного перехода из качества в количество

6. Закон отрицания отрицания. Понятие отрицания, диалектическое отрицание.

7. Категории диалектики. Содержание, форма. Необходимое и случайное. Возможное и действительное. Причина и следствие. Общее, особенное, отдельное, первичное.

 

Диалектика – это наука, изучающая общественные законы развития общества и человеческой души. Изучает связи и развитие.

Связь – это взаимообусловленное явление разделенное пространством и временем. Познать связи, значит познать предмет той или иной дисциплины.

Суть любой науки – познать движение.

Классификация связей:

-по степени развития:

Физическая, химическая, биологическая

- по степени детерминации:

Случайная, необходимая

-непосредственная (результат взаимодействия предметов) и опосредованная (отношение предметов).

- частные (банковское право), общие ( биология, общая химия, гражданское право), всеобщие(предмет изучения философии).

Связь ведет к движению. Понятие связи выражает тот же эффект. (определение Энгельса о «всеобщих связях»). Энгельс писал, что любая наука изучает связи.

Диалектика – это наука, изучающая общие законы и развитие.

История диалектики.

Диалектика Гераклита. Элеаты («бытие неподвижно и едино»). Аристотель называл Зенона диалектиком. Уже в античном мире появляется два понимания диалектики:

1.) Диалектика объективная (Гераклит)

2.) Диалектика субъективная (Сократ, софисты). Субъективная диалектика есть отражение объективной диалектики. Субъективная диалектика - это диалектика, которая существует в процессе познания, в процессе мышления. В процессе познания – это гносеология. В мышлении - ….

Первый мыслитель, который доказал, что они взаимосвязаны – Гегель. Он показал единство этих двух процессов.

Второй мыслитель, который использовал методологию Гегеля, этот метод научного исследования – Маркс. Невозможно понять «Капитал» Маркса не проштудировав и не поняв «Науку логики» Гегеля. Почему же едино?

От познания сущности первого порядка к сущности второго порядка через познание относительной истины человек доходит до абсолютной истины. Если познание должно носить диалектический характер, то стало быть диалектика и ее принципы должны пронизывать мышление.

Понятие права, категорий права должны быть подвижными. Право гарантирует свободу, право должно сопровождаться ответственностью. Право выражается через свободу и ответственность. Ленин говорил, что «объективная связь понятий между ними и есть диалектика». Понятия, которые не отражают объективную связь диалектики внешнего мира – это из области софистики и эклектики. А это противоположность диалектики, значит это метафизика.

Софистика – это метод определения предмета мышления, когда определение дается по первому попавшемуся случайному признаку. (пример: Человек имеет мягкую мочку уха. Дифиниция дается по сущностному признаку. ). Софистика – метод обоснования заведомо ложной точки зрения.

Эклектика – это метод направленный на преодоление ошибок софистики. Это перечисление множества различных признаков, кроме самого главного. Все это формы метафизического мышления.

Принципы диалектики.

Принципы –основные выводы, положения науки, которые могут быть использованы в качестве метода познавательной и преобразовательной деятельности. Орлов выделяет два принципа:

· Развития

· Всеобщей связи

Фундаментальные принципы научной деятельности:

· Принцип объективности (без него никуда)

· Принцип конкретности подхода (Ленин выделял)

· Принципы практики (используется в праве)

Философия относит все законы и все категории к принципам.

Проблема соотношения понятий движения и развития.

Проблема очень дискуссионная. Движение рассматривается как изменение вообще. А что есть развитие? По проблеме развития существует множество точек зрения( около 20). Если их обобщить, то можно выделить три:

· развитие рассматривается как необратимое качественное изменение. Если движение есть развитие вообще, то развитие качественное изменение.

· Не всякое движение есть развитие. Отношение видового и родового понятие. Движение общее понятие, а развитие частное

· Развитие есть движение от высшего к низшему, от простого к сложному. Если так то, движение более общее понятие, а развитие видовое.

 

Развитие есть движение от высшего к низшему, от простого к сложному. Но их нельзя соотнести с общим и частным понятием. Здесь отношение между абстрактным понятием и конкретным, движение – это абстрактное,а развитие это конкретное понятие. Отсюда с точки зрения Орлова, развитие включает в себя движение. Развитие выступает просто как движение. Если мы приступаем к конкретному анализу мы видим, что речь идет не просто об изменениях, а движение от высшего к низшему. Это и есть часть развития. Развитие включает в себя движение. (так считает Мусаелян)

Какова форма развития материи в целом?

Те кто определяет первую точку зрения: развитие есть много направленный процесс изменений. В мире существует многообразие материй. Мы можем обнаружить регрессивное движение, кроме этого есть одноплоскостные процессы - это движение в одной плоскости т.е. еще одно направление развитие мира. Можно обнаружить круговые движения, циклические. И, наконец, можно обнаружить сложные движения.

Есть другая точка зрения. Ее разрабатывали философы из бывшей Свердловской области. В мире мы наблюдаем круговые движения. К применению к миру это теория пульсирующей вселенной. С какой необходимостью погаснет, с такой и возобновиться этот свет. Есть гипотезы, что этот процесс расширения, сменится процессом сжатия. И это вновь породит  взрыв. Такая гипотеза дает философам понять, что материя циклична, дает то, что качественное состояние материи отличается друг от друга.

Еще одна точка зрения (Орлова). Мы не можем рассуждать о развитии вообще, только о развитии материи, о которой нам известно. Из бесконечного множества материальных объектов можно выделить четыре формы материи, они представляют магистральную линию эволюции матери. Это позволяет сделать вывод о том, что материя развивается, это движение от высшего к низшему. Этот процесс развития наиболее выражен в противопоставлении этих четырех форм материи. Вывод: это картина мира, следовательно репрезентативно представляет, что происходит с миром в целом, дает основание сделать вывод, что развитие происходит от простого к сложному. Если развитие можно осмыслить и познать, то можно задать вопрос: А какой критерий развития материи? Критерием развития является рост богатства содержания. Это и обуславливает развитие. Критерии развития с точки зрения этой концепции определяет высшую степень развития материи как наиболее содержательную. Отсюда формулировка парадокса развития (прочитать). Идея возникает только пи определенной трактовки развития.

 

Понятие категории законов.

Философия как и любая другая наука оперирует понятием категории. Выделяют несколько подходов к понятию категории.

Один подход, это широкое понятие категории. Категория -  это понятие науки. В праве используется это понятие. Понятие свободы, ответственности ,справедливости.

Строгое понимание категории. Категории  - это предельно общее или всеобщие понятие философии. Значит категория исключительно философское понятие. В частных науках, естественных и общественных там категорий нет. В праве используется понятие времени, материи. Это философские понятия. Философия использует понятия, которые не имеют статуса категории, т.к категории выявляет всеобщие существенные связи в мире, а эти понятия отражают частные, или общие связи. Эти понятия называются общенаучные (синергетика) Когда мы говорим о понятиях, которые используются в науке - они имеют разный статус.

Закон. Понятие закон широко используется в праве. Закон также как и категория отражает существенные связи, но связи бывают внутренние и  внешние, всеобщие и частные. Закон есть выражение внутренней объективной необходимости существования повторяющейся общей или всеобщей связи, которая определяет порядок и характер функционирования и развития систем.

Законы общества, природы, юридические законы. Вопрос: (на экзамене будет), Такое определение закона может быть применено к юридическим законам?

В зависимости от того какие связи отражаются в законе, закон определяет частные, общие и всеобщие. Диалектика - всеобщие.

Есть ли связь между категориями и законом?

Это связь существует. В чем она проявляется? Категория и понятие выражают существенные связи, и закон выражает существенные связи. Поэтому Энгельс говорил, что взаимоотношения сущностей и есть закон. Взаимоотношение сущностей и есть понятие.

В онтологическом смысле, и категория и закон есть выражение связи, существенной связи. Отсюда Гегель писал, что закон и сущность это одно порядковые понятия. Это значит что одно и тоже выражает сущность.

Отношение между категорией и законом проявляется в логическом аспекте. Любой закон формулируется через суждения, суждение это мысль в которой что то отрицается, или что то утверждается. А суждение формируется через понятие, через категорию. Любой способ характеризуется выражением закона через понятие. Чтобы познать другой закон нужно познать понятия в этом законе.

Законы и категории диалектики.

Законы можно подразделить по разным основаниям.

1. По степени общности связей, которые выражают закон:

-частный

-общий

-всеобщий

Законы диалектики. Принято считать, что их сформулировал Гегель. Выделяют основные законы, и просто закон. Закон выражаются с помощью парных категорий.

Закон единства и борьбы противоположностей (ЕБП) ( Ленин считал ядром диалектики).

Ленин пишет о развитии в философских тетрадях, о том признается ли источник движения как самодвижения. Это вопрос, который отделяет метафизиков от диалектиков. Три названных закона выполняют разные функции:

· Закон ЕБП показывает источник развития.

· Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, отвечает на вопрос как происходит развитие, скачкообразно.

· закон отрицания отрицания показывает обще направленность процесса развития. ( носит интегральный характер). Проявляется в больших пространственных промежутках.)

Законы выражаются через категории. Закон ЕБП включает категории: тождество, различие, борьба, противоположность, единство, противоречие.

Что выражает категория тождества? Выражает момент единства, связи, общности устойчивости, определенности в существ предметах и процессах окружающего мира.

Категория тождества выражает момент связи, единства, общности существующей между предметами. Устойчивость и определенность это значит тождество .

Различие это индивидуализация объектов, является их специфичностью, их обособленностью и в то же время их изменчивостью, ибо для любого предмета характерно, что любой предмет имеет качественную специфику. Нам, прежде всего, попадается качественная специфика предмета. Различие фиксирует момент изменчивости, если тождество выражает момент устойчивости, определенности, то различие фиксирует изменение.

Единство, борьба и противоположность. Любой предмет обладает вот такими признаками тождества и различия, ибо в мире абсолютно тождественных предметов нет и быть не может. Любой предмет во времени он тождественен самому себе и в то же время различен. Тождество и различие выступают в единстве. Тождество и различие дают специфику предмета. Нет различия без тождества и наоборот. Наоборот означает, что мы можем говорить о различии, потому что предмет несет в себе момент тождества.

Для философии принципиально важны не внешние различия, а различие и тождество в самом предмете, в самом сущности предмета. Существенными различиями предметов называл их Гегель. Именно они обуславливают противоположность и противоречие. Противоположные это такие существенные различия в предмете, которые взаимообуславливают, взаимодополняют, взаимопроникают и взаимоотрицают друг друга. Если так, то мы можем сказать, что противоположность не может быть без единства. Это характерно как для неживой природы, так и для живой. (Пример с ядром и электронной оболочкой) В обществе, где господствует частная собственность, рабы и рабовладельцы они взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга, взаимопроникаю в друг друга. Существование одних  обуславливается существованием других. Они взаимоотрицают друг друга. Противоречие это борьба противоположностей, взаимоотношения борющихся противоположностей. Не всякое различие является основой противоположности, но не всякая противоположность...

Вопрос: кто не со мной тот против меня?( Христос). Где здесь допущена ошибка?

Борьба это синоним взаимоотрицания противоположностей.

Механизм действия закона. Упрощая сам процесс развития можно выделить два этапа:

o формирование противоположностей. В основе этого лежит различие в сущности. По мере происходящих изменений эти различия вызревают и вытекают в противоположности. Это означает взаимоотрицание сторон, означает что различие перешло в различие противоположности, они дошли до уровня конфликта. Противоположность существует в виде различия. Этот этап называется невызревшим различием

o разрешение противоречий. Одна сторона отрицает другую сторону, а следовательно отрицает и другую систему. Как единство противоположностей. Эта сторона противоречия отрицает саму себя. В новом состоянии различия вызревают и снова происходит конфликт.

Пример: буржуазная революция возникает. Происходит развитие сущности. Буржуазия получает новую силу, значит в социальной группе становится очевидно, что интересы верхушки этой системы они противоположны, интересы развития промышленности, общества диктует необходимость смены политической и правовой системы и буржуазия вместе с народом идут на революцию. В результате этого отрицания происходит развитие нового общества, новых интересов. Затем для развития общества необходимы новые отрицания.

Противоречие. Сами противоречия классифицируют

по степени общности:

 -внутренние противоречия, которые выступают как противоположность между различными сторонами одно и той же системе

- внешние, которые выступают различием между разными системами.

по месту и роли в развитии:

 - основные. Развитие предмета с момента возникновения и до конца его существования. Это противоречие между классами.

 - неосновные.

- главные. Определяют характер развития на данном этапе его существования.

 - не главные. (остальные)

Основные, главные и внутренние  могут совпадать.

Также различают: антагонистические и неантагонистические. Дискуссия на этот счет длилась около 30 лет. С точки зрения профессора Мусаеляна антагонистические противоречия это противоречия между социальными силами (группами, партиями классами), интересы которых диаметрально противоположны. Все остальные противоречия между социальными группами у которых коренные интересы совпадают, есть различия во второстепенных вопросах. В антагонистическом обществе, противоречие между имущими и неимущими - антагонистическое. Но и противоречие между ними и государством тоже антагонистическое. Антагонистические противоречия были и во времена попытки перекроить карту мира т.е. в Великую Отечественную войну (Пакт Молотова–Риббентропа). Антагонистические противоречия проходят острее, чем неантагонистические т.к. происходит отрицание самого источника противоречия.

Все названные противоречия влияют друг на друга, они могут переходить в друг друга.

(Самостоятельно по такому же принципу остальные законы диалектики)

10.10.12

Метод развертывания закона:

1. Место закона через анализ его основных понятий

2. Механизм действия закона. Причина, следствие, необходимо как они взаимосвязаны, как одно понятие переходит в другую, это и есть знание закона.

3. Механизм действия закона, анализ должен даваться так: форма - …, содержание  - это….(в одном случаи, в другом).

4. Методологическое значение закона, понимание.

(Самостоятельно: формализм и бюрократизм. Теоритические основы бюрократизма.)


 

Тема 7

Теория познания

1.Проблема познания в философии

2.Агностицизм

3.Основные принципы теории познания. Субъект и объект познания.

4.Степени познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание.

 5. Сенсуализм, рационализм в философии.

6. Проблема критерия истины в науке и философии.

7. Практика и ее роль в процессе познания.

8. Критерии истины в праве. Проблема практики как критерий истины юриспруденции.

9. Понятие истины. Истина как кредо. Относительная, абсолютная. Диалектика  истины. Конкретная, относительная ,абсолютная и объективная истина.

10. Проблема истины в праве.

11. Истинные заблуждения, истинная ошибка, ложь.

12. Истина и правда. Истина и справедливость.

13. Юридическая правда, содержание, сущность. Юридическая правда, справедливость и свобода.

Литература на копиях

К. Маркс  Людвиг Фейербах  (глава 2)

Ф. Энгельс Анти Дюринг (Мораль и право вечные истины)

Критика теории сигм (глава 6,4)

 

На пороге цивилизации люди поняли, что очень важно осознать, что такое истина. Греки сочли возможным олицетворять правду, истину через божество. Справедливость невозможна с точки зрения правды и истины (боги). В христианстве правда и справедливость рассматривались вместе, они не могут быть раздельно. Жить по правде т.е. жить по тем принципам которым учил Христос. Бог есть истина( Евангелие). Следовательно, человек, живущий по истине, живет по божьим правилам. Истин является основным обуславливающим критерием поступков людей. Высказывание Митрополита Кирилла: «Россия должна жить не по праву, а по правде». Правда и истина часто встречающиеся понятия в юриспруденции. Статус юриста сакральный статус, юрист должен быть на страже. (И. Кант «Право человека на ложь»)

Проблема познаваемости.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Онтологическая сторона: вопрос о познаваемости. Существует множество течений по разному отвечающие на этот вопрос. Отрицание возможности познания сущности вещей и сущности мира - агностицизм. Агностицизм имеет два направления: открытый, завуалированный(скрытый) . Основания самые разные: агностицизм может быть и на почве материализма, идеализма, сенсуализма и рационализма. Вывод: важнейшая причина агностицизма - сложность самого процесса и объекта познания ( физическая материя тоже очень сложная).

Существует вопрос: Субъективный идеализм является почвой для агностицизма и почему?

Метафизичность исходных позиций. Метафизичность - это игнорирование принципа единства диалектики, логики. Познавая сущность первого порядка, переходим к сущности второго порядка. Познавая относительную истину, приближаемся к абсолютной истине.

Созерцательный характер философии, неумение увидеть значение роли практики в процессе познании - главный недостаток предшествующий материализму. Объект взят в роли созерцания. Знания имеют ценность следовательно могут применяться на практике. Практика в конечном счете позволяет разграничить истину от лжи.

Принципы научной теории познания

Принципы должны быть прямо противоположны. Субъективный идеализм ведет к агностицизму. Принцип материализма: существование вещи вне зависимости от наших ощущений. Принцип материалистического монизма: подобное познает подобное, мир это космос, человек  - микрокосмос. Уже в средневековье этот подход был раскритикован, потому что он унижает человека, соотносит с песчинкой (Григорий Нильский). «Если человек такой же червь, то как он может познать человека?». Паскаль назвал человека «думающей тростинкой, которая может пасть под дуновением ветра». Конечное не может познать бесконечное. Религиозная философия: человек не элемент природы, это творение Бога, Бог есть носитель всех совершенств. Однако  нет ни одного доказательства о существовании Бога. Современная философская мысль вбирает все лучшее из прошлых философских воззрений. Социальная материя -  это высшая форма материя, она впитывает все предыдущие поколения. Человек по своему генотипу на 95% совпадает с генотипом обезьяны. Человек это высшая форма материи в которой отражена все физические, химические и биологические формы материи. Вспоминая возрождение, можно сказать, что там  человек не просто рядовое существо, человек имеет способность познавать окружающий мир. В природе человека и в природе окружающего мира нет того чего не мог бы познать человек.

Принципы диалектики. Об этом писал Ленин: основным недостатком прежнего материализма является неумение применить диалектику. Принципы диалектики должны быть применены в познании и в логике.

Принцип практики. Значение этого принципа: отличить истинные знания от знаний ложных.

 

Познание. Субъект и объект познания.

Познание вид человеческой деятельности направленный на идеальное освоение действительности. В результате него у человека возникают знания. Знания - это способность человека в своих мыслях и действиях воспроизводить идеально вещи, процессы окружающего мира.

Наличие у человека знания и формирует эту способность. В познавательной деятельности выделяют субъект – носитель, источник познавательной и преобразовательной деятельности. Объект познания - это та часть окружающего мира на которую направлена преобразовательная деятельность. Субъект: один человек, коллектив, общество. Объект: фрагмент, сам человек, природа в целом, объектом может быть и мышление, сознание человека. Понятие субъекта и объекта схоже с понятием субъекта права. Субъект права - это лицо обладающее правосубъектностью т.е. правоспособностью и дееспособностью. Наличие у человека свойства самосознания, при определенных социальных условиях и приобретение способности к самостоятельной деятельности. Субъект философии связан с процессом социализации. Различие объекта и предмета познания. Очень часто отождествляют эти понятия, но в строгом смысле есть различия. Существует точка зрения о том, что объект науки - это то, что мы о нем знаем до его изучения, а предмет - это то что после познания. Это неверно. Есть и другое мнение: объект юридической науки право и государство, предмет это понятие права и государства.( В этой точке зрения есть определенный резон. Какая философская позиция выражена?)

Любой объект может быть предметом исследования многих дисциплин, но предметы как таковые разные. Предмет определяет структуру ,в него входят наиболее значимые свойства, признаки, закономерности, которые хочет исследовать ученый. Связи, свойства маркируют границу предмета в рамках объекта. Предмет исследования определяется также задачами и целями.

Ступени. Формы чувственного познания, ощущения.

Значение чувственного познания. Для материалиста ощущение - это связь внешнего мира с сознанием. Для субъективного идеализма ощущения - это перегородка, отделяющая человека от внешнего мира. Ощущение - есть субъективное ощущение внешнего мира.

У человека ограниченное количество органов чувств. Человек видит, слышит только самые значимые явления. Количество органов чувств ограничено, рецепторы ограничены. Так может ли человек познать бесконечный мир? (вопрос на экзамене)

Аспект, связанный с теорией символов. Одни и те же раздражители, воздействуя на разные органы чувств, порождают разные ощущения. С другой стороны… Отсюда ощущение это чисто человеческий фактор, ощущения не являются отражением свойств внешнего мира. (работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»)

Понятие, суждение ,умозаключение это формы логического познания. Проявляются в том, что из двух суждений на основе правил логики дается новое суждение дающее нам новое знание.

В истории философии было два разных подхода к роли познания:

· сенсуализм

· рационализм

 Сенсуализм не путать с эмпиризмом. Сенсуализм бывает материалистический и идеалистический и рационализм тоже.

Локк: «Нет ничего такого в разуме, чего нет в ощущениях». Сенсуализм выявляет проблему объяснения творческого характера сознания: откуда возникает представление о пространстве, о материи. Кантемир: «Откуда возникает представление о 70000000».Какова природа человеческого мышления? Сенсуализм практически не отвечает на эти вопросы. Рационализм пытался ответить (теория Декарта и Платона)

Критерии истины

Любая наука ставит своей целью познание истины. Мысль достижения философии античности, что знание это благо. В этой связи возникает вопрос: а какой критерий истины? Истина это вопрос философии. Каков критерий определитель истинных знаний?

Есть одна точка зрения, которая характерна для прагматизма - критерий истины польза. Истоки этого подхода таятся у софистов. Польза является определителем истинности знаний. Но ведь пользу может принести и ложь. Истинные знания приносят пользу, но не всякая польза связана с истиной.

Второй подход связан с непозитивизмом. Выделяется принцип верификации. Суть этого учения, задача философии это анализ языка науки, надо из науки иллюминировать суждения, которые лишены смысла, а это те которые нельзя проверить. Значит, все мировоззренческие суждения должны быть убраны из языка науки. Смысл верификации: проверка эмпирических суждений. Они могут быть предметом использования, если есть метод проверки. Где используется в праве? надо подумать!

Позже выделили другой метод  - принцип фальсификации. (Бэкон). Поппер пытается преодолеть односторонность принципа фальсификации, отсюда: научное суждение нужно опровергнуть, если не опровергается, то оно не научное ( Бэкон Асимметричность теории познания). Имеет право на существование принцип фальсификации используемый в праве. подумать!!!

 

 

Принцип выдвинутый в рамках постпозитивизма: принцип непротиворечивости знаний. Гипотеза может считаться ложной, если содержит противоречие. ( Пример со следователем про показания). С эпохи Нового времени принцип опытной проверки, экспериментальной проверки ( Бэкон, Ломоносов). В 19 веке это традиция продолжена марксизмом. Все мистерии, которые вводят теорию мистицизма.

Практика с точки зрения марксизма - это чувственно-предметная деятельность по преобразованию природы и общества. Структура практики: производственная деятельность людей по преобразованию природы, деятельность людей по преобразованию общества. К практике относятся различные формы эксперимента, социальный эксперимент. К практике относится материально-предметная деятельность семьи и быта.  В философии практика понимается как материальная деятельность по преобразованию природы и общества.

Практика в силу критерия истинности носит относительный характер (Ленин). Практика, в силу конкретно исторического характера, не может полностью опровергнуть и подтвердить наши знания. Но практика как критерий истинности носит абсолютный характер. Практика позволяет разграничить истинное знание от заблуждения. Практика позволяет доказать возможность познания сущности вещей и сущности мира, поэтому позволяет опровергнуть различные формы агностицизма и идеализма. С одной стороны позволяет дистанцироваться от догматизма, с другой -  от релятивизма.

Учение о истине

Проблема критерий истины в праве.

Учитывая, что философия является методологией в праве. Прагматизм в юриспруденции он представлен американцем Паулом, который пишет, что истина все то что приносит успех, пользу; цели и задачи непознаваемы, а правовые нормы противоречивы.

Критерии истинности в праве. Вопрос рассматривается теоретиками в области права.

(Алексеев, Сырых). Юристы правоведы, теоретики плохо знают философию, игнорируют важнейшее утверждение философии о том, что практика является критерием истинности. Практика чувственно-материальная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Алексеев: «Практика это объект опыт индивидуально правовой деятельности компетентных органов т.е. судов и других органов осуществляющих право применение». Юридическая практика охватывает всю деятельность общества, государства по созданию норм права. Из перевода на уровень конкретных отношений в практику входят:

o процессы правотворчества

o действия граждан и иных субъектов

o право применение

o объект теории права

Практика это результат человеческой деятельности и накопленного социального опыта.

Создание норм права - относится ли к это к чувственно предметной деятельности? Творческое развитие права, комментариев является ли это практикой? Правотворчество нельзя отнести к чувственно предметной деятельности, это умственная деятельность, интеллектуальная деятельность. Опыт есть духовный компонент, это знания имеющие духовный характер. Практика - это деятельность которая имеет чувственный характер. Следовательно мы не должны отказаться от практики как критерия истинности. Каков критерий истинности в праве?

Выход в особой роли права как важнейшего института права. Какова главная задача, цель сущность права? Какие онтологические основания права? Право это исключительная деятельность людей законодателей или они опираются на что то? Нормы права соответствуют законам общества, ни одной социальной группе. Критерии истины определяются опосредовано. Это создание условий для нормального функционирования общества. Если право это нормативная форма бытия свободы, очевидно, право должно способствовать развитию человека. Если общество развивается, то существующую теорию можно назвать истинной. Однако бывает, что теория правильная, а механизм не правильный.

Проблема понятия истины. (читать его статью Юридическая правда!!!)

Критерии истины. Истина - это знания которые приносят пользу.(ценностный подход)

Истина то во что лучше всего верить. Истина то, что является общезначимым принудительным верованием. Знания, которое является истинным потом  вскоре, люди к ним подходят с определенной верой о том, что эти знания истины.

Возникновение в античности. Истинными знаниями является те которые считаются общезначимые (Демокрит). Такая же точка зрения была у Фейербаха, у Богданова (русский  и советский философ). Объективность -  есть общезначимость, то что истина для меня для других есть общезначимость. Это точка зрения исходит из тезиса: народ не ошибается, может ошибиться один. Общезначимы и догмы религии, но это не истина, говорил Ленин. Заблуждение разделяется одним человеком или миллионом оно не перестает быть заблуждением. Признание народа это не то, это культивированное мнение государства и права. (выборы) Как можно знать что общезначимое мнение народа не истинно и делать выборы?

Гегель: истину надо искать  профессионалам, ученым ,при чем ученым не ангажированным, не заинтересованным. Это проблема науки.(пример строительства в закамске)

Конструктивизм. Это система знаний о решении головоломок. Этот подход является позитивизким. Аристотель: истина это система знания которая адекватно отражает действительность.

Учение об истине подразделяется в зависимости от истины:

· конкретная

· абсолютная

· относительная,

· объективная

Объективная истина это характеристика знаний со стороны онтологических знаний. Сознание предметно, онтологическая  основа сознания является реальностью (окружающий мир, природа, общество).

Конкретная истина это характеристика знаний с точки зрения их определенности ибо это знания определение предметной области, иначе эти знания имеют содержание.

Относительная это характеристика знаний со стороны точности полноты, степени адекватности знаний предмету познания.

Конкретная истина.

Ленин писал что абстрактной истины нет, есть истина конкретная. Принципы конкретности подхода. Конкретная истина -  знания полученные из ограниченной области бесконечного мира. Знания о конкретных предметах, в конкретных условиях, зависят от познавательных возможностей субъекта познания. Конкретная истина в силу своей конкретности является истиной относительной.

Относительные знания неполное не точное знание о познавательной действительности. Абсолютное знание это полное точное исчерпывающее знание о предмете.

Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от нашего сознания. Это определение носит парадоксальный характер. (Прочитать Ленина осмыслить формулу. Не ошибается ли Ленин, как могут знания не зависить от сознания?)

 

Какова связь между относительной, абсолютной, конкретной объективной истиной? Все эти различные виды характеризуют знания. Связь относительной и абсолютной истины показал Энгельс в Антидюринге. Мораль и право вечной истины. (прочитать)

Метафизика и истина.

Метафизика проявляется в виде догматизма, когда любые знания проявляются в виде относительного характера знания, и игнорируется абсолютный характер истины. Релятивизм ведет к агностицизму. Подлинная диалектика.

Между относит и абсолютной истиной есть различия, есть грань пишет Ленин, когда он критикует махистов. Они не заметили и отрицали абсолютную истину. Это грань схватывает диалектика, метафизика может проявляться в виде догматизма, агностицизма, но и то и другое вредно для науки. Практика носит относительный и абсолютный характер. Она не может превратить наши знания в догму. Это дает основание утверждать: познавая какие то вещи по процессу мы познаем относительные вещи.

Наука не имеет дело с вечными истинами (он приводит открытия в области физики ,химии, открытия Менделеева 1869).Он (Менделеев) показывает зависимость химических свойств от порядкового номера вещества. Эти знания получили формулировку в виде закона. Это конкретная истина. И в силу своей конкретности была относительной. Последующее развитие науки, открытие новых элементов позволило увидеть неточности в работах Менделеева. Хим свойств зависят от заряда ядра. Несколько позже приходят к выводу что Менделеев был прав химические свойства вещества зависят не только от заряда ядра, а от протонов, нуклонов и маленькой массой электронов. Из истины относительной складывается истина абсолютная., Но это заблуждение.(пример про мужчину). В каждый данный момент в истине относительной есть истина объективная, из конкретных истин складывается истина абсолютная.

Истина в праве (проблема).

В теории права категория истины применяется ко всем видам знания. Как применяется теория истины к праву? Знания могут верифицироваться на предмет истинности или ошибочности. В теории права, истина должна опираться на теорию познания, но право это не только теоретические знания, но и определенные нормы. Вводимые правовые нормы если они не противоречат существующей правовой системе и соответствуют прогрессивным нормам - являются благом, то можно их считать с этой точки зрения истинным. Какой то автор: правовые нормы нельзя квалифицировать с точки зрения истинности или ложности,(это т. зр у западных правоведов). Существующие нормы права, которые обеспечивают жизнь человека. Если нормы права ограничивают деятельность которая ограничивает недозволенность, то тоже истинны.( т.зр Закомплесного).

Сырых: определять с точки зрения истинности и ложности можно не нормы права, а теории. А нормы права это требования, нормы касаются характеристики деятельности человека, нормы права разрабатываются на базе теории. Если они вытекают и основываются на этой теории, то это правильные нормы. Соответственно решение суда, которое является процессом правоприменения, можно квалифицировать справедливое или несправедливое, т.е. выявлена ли истина, мера соответствия ответственности преступлению.

Соотношение истины и заблуждения, истины и ошибки.

В каждый данный момент, если истина носит конкретный характер, то несет заблуждение.

Заблуждение - это такое воздержание наших знаний, которое не соответствует сущности предмета, но самим познающим субъектом отождествляется с истинным знанием. Это заблуждение оно обусловлено объективными обстоятельствами. Недостаточно фактов, несовершенство эксперимента.

Ошибка и заблуждение по результатам тождественны. Субъект не знает что ошибся это заблуждение. А ошибка - он точно знает, что знание не истинно. Причины возникновения ошибки низкий уровень квалификации, невнимательность. Общее то что и заблуждение и ошибка возникают спонтанно, стихийно, несознательно, без намерения, без умысла. В том случаи если ошибка допускается неумышленно.

Обман и ложь это намеренные явление.

Ложь это испорченная природа человека. Ложь стало одним из самых опасных грехов нашей жизни. Ложь бывает разных видов: откровенная и полуправда. Это хуже лжи, потому что в полуправду легче верить. Ложь умолчанием. Информация бывает:

 -облегативная, обязательная

-факультативная т.е. необязательная.

17.10.2012

Ложь бывает умолчанием.

Добродетельная ложь (статья Канта). Добродетельная ложь в правовом случае. Человек заболел смертельной болезнью и врач не говорит больному о диагнозе. Он это скрывает. Можно ли это считать ложью? Это добродетельная ложь. Но может быть и ложь в судебном процессе, это можно считать добродетельной ложью? Платон говорит о том, что лгать можно в том случаи, когда речь идет о руководителе, о гос власти, в том случаи когда ложь применяется во неприятеля ,дезинформация.

 Другой вариант лжи, это ложь которая распространяет власть в обществе и вводит заблуждения граждан. Ложь - это безнравственное поведение. Можно ли безнравственными средствами добиваться политических целей? Пример кризис 2008, власти говорили, что никакого кризиса нет, однако кризис проявился довольно остро. Дом.задание: Оценить поведение властей с точки зрения нравственности и с точки зрения экономических последствий для эконом общества.

Правда и истина.

Статьи его ,о юр.правде.

Очень часто понятие правда и истина отождествляются. В библии понятие правда широко использовалось и отождествлялось с истиной. В послед 50 лет возросло значение правды, справедливости. (Мусаелян, его статья)

Правда и истина в широком смысле совпадают, а в строгом смысле эти понятия не совпадают по своему содержанию. Правда включают в себя истину. Истина лишь знание факта, а  правда предполагает нечто большее, знание всех тех обстоятельств которые породили возникновение этого знание, все причины и последствия которые возникли. Правда не включается в истину. Понимание смысла происшедшего возникает после события. Правда предполагает понимание, понимание предполагает способность человека комментировать. Если человек имеет способность комментировать, значит такие знания приобретают ценностную характеристику. Пример с правом: есть знание статей, а комментирование означает понимание смысла. Правда в отличии от истины содержит определенную убежденность человека о том что он говорит истину. Правда в силу того, что она включает больше чем истина включает в себя оценку, - знания приобретают определенную значимость, оценку. Правда предполагает понимание, способность комментировать, убежденность человека что он говорит правду, включает в себя оценку. Если правда включает в себя оценку, то оценки у всех будут разные. Оценка одних и тех же событий в разных обществах будет разная, следовательно и правда будет разная. Оценка событий августа 2008. У осетин, грузин, америкосов, россиян правда разная. События одни и те же - нарушение суверенитета-, а с т.зр грузин это нарушение прав человека.

Если правда зависит от оценки, то каким образом правду связывают с справедливостью?

В Библии божественную правду увязывают с справедливостью. Торжество правды ведет к торжеству справедливости. Справедливость - это понятие о должном обусловленном сущностью человека и его социально- экономически и политическим положением, справедливость требует соответствие между правами и обязанностями, между преступлением и наказанием. Это соответствие зависит от того какого исходное состояние теории ценностей. Если постулат, что человек есть высшая ценность, то справедливость связана с правдой. Если в этом обществе человек не является высшей ценностью, то правда редко связана со справедливостью. Например: деньги, человек выступает как средство - в этом случаи справедливость связана не с правдой а с ложью, в этом случаи мораль и право не выполняют регулятивную функцию, это общество обречено. Если правда ведет к справедливости, то правда связана с честью, свободой и достоинством. Честь - отстаивание правды человеческих отношений. Лгать значит уронить человеческое достоинство. Бесчестие связано с обманом, обман противостоит высшим ценностям. Обман - есть безнравственная форма защиты групповых и личных интересов. Правда справедливость непосредственно ведут к свободе, ведь общество где каждый лжет друг другу, каждый обманывает, в этом случаи нет свободы. Потому что свобода это выбор, а на это нужно достоверная информация, следовательно свобода нарушается. Кончаловский: Россия общество, где отсутствует доверие далекому человеку, а это ужасно, это говорит об атомизированном обществе. Отсюда можно сделать вывод, что правда связана со свободой. Правдивость это ценность, это выражение требования к власти. Если власть не правдивая она не может быть нравственной. Платон говорил, что философы должны управлять государством, не потому что они умные и достигли эйбоса, а то что они не путают свой и гос карман. В этой связи слияние власти и крупного капитала это кризис.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 348; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ