Повествование как способ изложения, его виды и признаки.



Повествование изображает последовательности ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Каждое последующее предложение описывает какой-то этап действия в развитии сюжета. Большую роль играют видовременные отношения. Основную нагрузку несут глаголы и глагольные формы совершенного вида (предельное действие). Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Используется конкретная лексика. Ход событий акцентируется с помощью обстоятельств образа действия.

Художественная речь. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.

             

Одной из объективированных разновидностей повествования является сообщение, распространённое в средствах массовой информации. В качестве примера можно привести статью «Террорист с отвёрткой захватил поезд» из газеты «Комсомольская правда»:

Примером субъективного повествования может служить рассказ героя повести А.С. Пушкина «Выстрел» о дуэли с графом. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через авторское восприятие. Сильвио невольно концентрирует внимание на тех ключевых моментах, которые произвели на него особое впечатление, задели самолюбие, оскорбили и т.д.:

Стилистические фигуры речи. Асиндетон (бессоюзие). Инверсия. Гипербатон. Хиазм.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Бессоюзие (асиндетон) - взаимное присоединение конструкций при значимом отсутствии соединительных средств.

Бессоюзие повышает самостоятельное значение каждого при­соединенного элемента (слова, словосочетания, предложения), создавая смысловые паузы, одновременно подчеркивает их смы­словой параллелизм, поэтому при бессоюзии сопоставляемые элементы обыкновенно строятся подобно.

В нижеследующем примере смысловое ударение падает на начальные слова каждого из предложений, кроме последнего, и эти начальные слова образуют самостоятельную смысловую связь.

«Пробил последний час фашистской Германии.

Разбита и сокрушена сила ее.

В прах повержена Германия.

Знамя победы развивается над вражьей страной.

Слава и благодарение Богу!»

                                 Алексий I, патриарх Московский и всея Руси.

По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия.

Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А.С. Пушкин).

Перестановки и трансформации

Гипербатон- фигура, состоящая в выделении темы высказывания пу­тем ее постановки в начале или в конце фразы обыкновенно с разрывом синтаксической связи (в чем гипербатон близок анаколуфу).

Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов.

Гипербатон используется в основном для усиления выразительности речи. Гипербатон — фигура достаточно изощрённая, оставляющая впечатление вычурности, а поэтому он редко используется в разговорной речи, однако нередко применяющаяся в поэзии, либо аналитических и иных научных документах для выделения смысла[2]:

Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.

— А. Д. Кантемир. Сатира I. На хулящих учения

И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.

— А. С. Пушкин. Полтава

Хиазм- фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы,параллельные части которой зеркально отражают друг друга.

 «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»).

 «Честь нашей части — это часть нашей чести».

«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27).


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!