Правка – переделка текста. Описание как способ изложения, его виды и признаки.



Стилистические фигуры речи. Анафора. Эпифора. Симплока. Эпимона. Парегменон. Полисиндетон.

Правка-переделка применяется при подготовке к печати рукописей тех авторов, которые слабо владеют литературным языком. Правка-переделка широко используется в редакциях газет, особенно в отделах писем, так как материалы, присылаемые читателями, по разным причинам бывает трудно отправить в печать в том виде, в каком они поступили.

Разновидностью правки-переделки является так называемая "литературная запись". Это запись рассказа бывалого человека о своей жизни, работе, успехах. На основе этих рассказов литератор-редактор в содружестве с автором-рассказчиком создает литературное произведение. Или литературные работники сами подбирают литературный материал и пишут необходимый текст, который согласуется с этим лицом. Если под таким материалом подписывается не работник газеты, а лицо, завизировавшее текст, то это называется "заавторством" ["ghost-writing"].

"Заавторство" выражается не только в том, что на основании письменных материалов или устного рассказа статью пишет журналист, а подписывает ее другое лицо, но и в том, что он включает в нее свой взгляд на вещи, выдает свое мнение за авторское, т.е. за мнение того, кто подписал статью.

.Правка-переделка.Цель правки-переделки – создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Строго основываясь на сообщённых фактах, журналист облекает мысль автора в литературную форму. Изменение жанровой структуры произведения, обработка текста в случае изменения его целевого назначения также осуществляется правкой-переделкой. Близка по методике к правке-переделке литературная запись – специфический вид творческого сотрудничества редактора и автора.

Деление правки на виды по её целям в значительной степени условно. Странной выглядела бы попытка ограничить задачу правки текста каким-нибудь одним (за исключением вычитки) её видом. Процесс редактирования текста един, и профессионализм редактора проявляет себя в умелом сочетании различных приёмов правки, их разнообразии, в умении целесообразно эти приемы применять.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

анафора - повторение начальных частей предложения или других отрезков речи: Свалился… А тот-то был в силе! Свалился… не минуть и нам… (Н.А. Некрасов);

эпифора - повторение конечных частей отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям).

Симпло́ка (от др.-греч. ςιμπλοκε — сплетение) — стилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетание эпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины[1], например, «Во поле берёза стояла / Во поле кудрявая стояла».

Поэтический словарь Квятковского[2] называет симплокой и противоположную фигуру, когда начала и концы периодов различаются при одинаковой середине: «Молодым везде у нас дорога, / Старикам везде у нас почёт» (В. Лебедев-Кумач).

Эпимона (эпифонема).
Фигура, состоящая в полном или перифрастическом повторе частей какой-
либо фразы в различных контекстах и в сочетании с различными словами.
“Рук ни на кого не возлагай поспешно
и не делайся участником в чужих грехах.
Храни себя чистым.”

...Остерегись, благонамеренный избиратель, чтобы ничего такого не случилось,
будь внимателен — ревностно, дальновидно внимателен, не допусти последствий из-
брания, нежелательных ни для общества, ни для тебя: не делайся участником в чужих
грехах. Храни себя чистым.

Храни себя чистым не только от чужих отдаленных грехов, но в то же время и от
ближайшего к тебе, собственного греха, который через невнимательность подкрасться
может.”
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.
? примере курсивом выделены элементы фигуры эпифонемы, которая распростра-
няется на весь текст речи святителя Филарета.

Усиленная форма Плеоназма - повторение однокоренных слов ("шутки шутить", "огород городить") - называется парегменон. Плеоназм (от греч. pleonasmós - излишество), многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности.

Многосоюзие (полисиндетон)- фигура, состоящая в присоединении посредством повторяющихся союзов словосочетаний, предложений или фраз таким образом, что соединенные союзами части выступают как па­раллельные и тем самым рассматриваются на одном смысловом уровне независимо от их грамматической организации или степени развернуто­сти.

Примеры

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду

 

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…

 

Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту…

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!