Шлифовочное чтение. Правка текста. Принципы правки.



Для редактора работа над авторским текстом – основной этап литературного труда. Для редактора анализ, оценка и правка текста авторского произведения остаются его главной задачей.

Текст понимается как результат целесооб разной речетворческой деятельности, как письменный ис точник, как речевое произведение.

В отличие от широкой концепции текста, когда текст «открыт» и в нём в любой момент можно поставить точку, текст в пони мании редактора всегда ограничен рамками литературного произ ведения, конкретен и завершён.

Редактирование самым непосредственным образом заинтере совано в решении задач, выдвинутых теорией текста.3 Назовем важнейшие: 1) исследование смысловой стороны текста в про цессе его порождения, восприятия и понимания; 2) наблюдение над текстом как единицей коммуникации; 3) изучение проблемы информативности текста, создание методик кодирования и деко дирования информации, которую несёт текст.

ШЛИФОВОЧНОЕ ЧТЕНИЕ — контрольное чтение, взгляд на текст с разных точек зрения, проводится на завершающем этапе работы над текстом. Цель его — контроль правильности и целесообразности употребления всех элеменов текста.

Задачи:

1) уточнение используемого фактического материала;

2) проверка корректности цитирования;

3) проверка орфографической и пунктуационной сторон текста;

4) приведение к единообразию стиля изложения, устранение стилистических сбоев;

5) упорядочение ритмико-композиционной стороны текста.

Техника проведения шлифовочного чтения:

а) «скольжение» по всему тексту или

б) избирательное чтение, подчиненное определенной задаче (например, проверке правильности написания фамилий, инициалов, географических наименований или уточнению дат, сверке цифровых данных, уточнению значения терминов или иноязычных слов);

в) работа со справочными материалами: энциклопедическими, аспектными словарями и справочниками, справочно-информационными изданиями, документами, мнениями компетентных специалистов и другими авторитетными источниками.

Первым читателем текста должен быть редактор, который представляет интересы читателя и работает с текстом, исходя из этого. При подготовке текста он должен уметь доказать, обосновать объективность своих замечаний к тексту и предложить оптимальный вариант правки. Важные составляющие профессионализма редактора:

o знание причин, по которым в тексте могут возникнуть дефекты,

o тщательный контроль за соблюдением основных требований, предъявляемых к публикуемым текстам.

В ходе углублённого прочтения текста редактор достигает точ ности его оценки и обычно лишь после этого приступает к прав ке. Именно так рекомендует ему поступить традиционная мето дика редактирования, основывающаяся на опыте редакторов художественной литературы. Методика динамического редакти рования, предложенная при подготовке к изданию научной и тех нической литературы, советует редактору составлять своё заклю чение о материале сразу после ознакомительного чтения, правку вести в ходе углублённого чтения, а затем, непосредственно пе ред сдачей в набор, просмотреть весь текст ещё раз. При подго товке к опубликованию материалов массовой информации мы наблюдаем гибкое сочетание различных методик, диктуемое многообразием содержательных и жанровых характеристик журна листских произведений.

Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись

 К шлифовочному чтениюредактор прибегает на заверша ющем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чте ние избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, напри мер, возникает необходимость проверить единообразие написания имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты

Приступая к редактированию текста, важно отчетливо осознать, какие цели перед вами ставятся. Правка может быть как чисто стилистической (т. е. не затрагивающей содержания), так и смысловой. В первом случае от редактора требуется в первую очередь безупречная грамотность, тонкое чувство слова. Во втором — наряду с этим основательное знание существа вопроса, владение фактическим материалом. Есть, однако, и общие принципы.

Обобщенная схема работы редактора выглядит так:

· восприятие — критика — коррективы;

· проверка фактического материала;

· выявление композиционных недочетов;

· выявление стилистических ошибок и погрешностей;

· выявление орфографических и пунктуационных ошибок.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 399; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ