Тема 10. Век Просвещения (2 ч.).



Просвещение - главный феномен XVIII века, культурная эпоха между метафизическим рационализмом и романтизмом. Центральные идеи: осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как «tabula rasa», идея прогресса человека и человечества. Просвещение как проект мирного и постепенного переустройства человека и общества путем воспитания и убеждения. Содержание понятия «разум» в XVIII веке. Деизм как «естественная», «светская» религиозность. Роль компромисса в мышлении человека XVIII столетия (способ выражения идейной терпимости).

Светские салоны. Вольтер, Дидро, Руссо.

Философия Канта – вершина просветительской мысли. Кант о познавательной способности человека; учение Канта об искусстве.

Литературные направления XVIII века.Особенности поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность, публицистичность, дидактизм, утопизм и т. д.). Классицизм, рококо и сентиментализм как основные литературные направления XVIII столетия.

Рококо: особенности понимания гедонизма, двойственность и снисходительность компромиссной морали рококо, постижение интимной психологии частного человека, игровое начало. Архитектура и живопись: садово-парковая архитектура, театральные мотивы в живописи (Ватто, Буше).

Сентиментализм: сенсуализм как философский исток сентиментализма, «сердце» и «ум», «рассудочное» и «чувствительное», тяготение к «идиллическому хронотопу», исповедальные мотивы, сильная дидактическая установка. Литературные жанры: роман, дневники, путевые заметки, элегии.

«Фауст» Гете как явление эпохи Просвещения в литературе. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв.

Эстетически прекрасный XVIII в. и трагедия Французской революции.

 

 

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 267 - 284.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 227 – 230.

 

 1.11. Тема 11. XIX век. Романтизм. Реализм (2 ч.).

XIX век: формирование буржуазных демократий, век перезревшей буржуазной культуры. Окончательное объединение науки и техники. Замена «личностной» культуры на «массовую». Множественность философских течений. Немецкая классическая философия.

Романтизм. Мистическое мировосприятие, сказочность, обращенность в национальное прошлое. Концепции личности и творческой личности. Романтизм как культура абсолюта, предела. Открытия романтиков: категории историзма и народности, особенности романтического психологизма. Эстетика литературы романтизма (исключительный герой в исключительных обстоятельствах, фрагментарность, исповедальный лиризм, фантастика, гротеск/романтическая ирония). Братья Шлегели, Новалис, В. Гюго, Д. Байрон, Диккенс.  Поздний романтизм – Готье, Бодлер. Музыка (Вагнер, Шуман). Живопись Д.Г. Россетти, К. Ф. Давида.

Реализм (критический реализм). Качественная новизна эстетики реализма: открытость, отсутствие канона. Глубинное постижение жизни, широкий охват действительности, художественное осмысление всех ее противоречий. Интерес к современности, социальная ангажированность, дух анализа, классификации, научного познания в литературе и приемы романтической эстетики. Иллюзия правдоподобия - новая мера художественной условности. Изображение «среднего человека» и отказ от использования пафосных романтических приемов. Характер человека как противоречивое и развивающееся единство, влияние среды обитания и обстоятельств жизни. «Человеческая комедия» Бальзака как новая модель литературного творчества. Новый тип иронии в реализме. Живопись О. Домье, Г. Курбе. Накопление эстетической усталости в реализме.

Последняя треть XIX века – натурализм (влияние позитивизма О. Конта, Г. Спенсера). Объяснение природы искусства посредством представлений естествознания. Видение правдивости искусства в точном описании фактов действительности («раса», «среда», «момент»).

Рождение субъективной художественной реальности (импрессионизм). Уход от типичности, сиюминутность, случайный взгляд. К. Моне, Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар, А. Сислей, А. Тулуз-Лотрек. Уход от типичности, сиюминутность, случайный взгляд. Начало постимпрессионизма.

 

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 285 - 306.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 229 – 230, 231 - 232.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!