Тема 3. Древнейшие истоки религиозно-философской и художественной духовности. Египет и его тайны. Древняя Индия (2ч.).



Культура древних цивилизаций. Век бронзы: восток (Древний Китай), средняя часть (Древняя Индия), запад (Шумеро-Аккадское царство, Древний Египет, затем - Вавилония, Крито-Микенское государства). Век железа: Восточное Средиземноморье, Древняя Греция, Древний Рим.

Древний Египет. История Древнего Египта - шесть центральных этапов. Религиозные представления: местные боги, центральные боги - боги столицы. Мемфис - бог Птах. Фивы - Амон-Ра. Основополагающие божества: Амон-Ра, Маат, Шу, Тефнут, Нут, Геб, Тот; Осирис, Исида, Хор. Древнеегипетские мифы: космогонические, теогонические, антропогонические. Мемфисская космогоническая система: процесс сотворения богов Словом из Первозданного Хаоса. Происхождение людей (гелиопольская космогония). Миф об Осирисе. Посмертный суд; вера в мудрый порядок, опасность перемен. Строение человеческой души: Ка, Ба; Рен, Шуит, Ах. Искусство: каноничность, монументальность, иератичность, декоративность. Духовная революция в период Эхнатона: отказ от многобожия. Новое искусство. Возврат.

Древняя Индия. История. Деление общества на 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры). Брахманизма; бхагаватизм, джайнизм, буддизм.
Веды. Боги: Дьяус, Индра, Агни, Сома, Сурья, Митра, Варуна. Брахманизм: новое истолкование Вед (бог Брахмана, Вишна, Шива). Человек (место в мире, тело, душа). Упанишады (иная трактовка Вед: монотеизм, имманентная сопричастность человека космосу). Сансара. Карма. Бхагаватизм: «Махабхарата», «Бхагават-гита», Кришна. Джайнизм. Буддизм: четыре истины (страдания правят миром; причина страданий - жизнь; уход от страданий в нирвану; путь к нирване как выход из мирового круговорота (8 ступеней Хинаяны, 16 ступеней Махаяны); бог имманентен человеку и миру. Распадение буддизма, его распространение. Браманизм как исток идеи о воплощении Божественного Глагола во многих культурах (Персия, Египет, Древняя Греция, верховное воплощение в христианстве). Национальные и мировые религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, ислам).

 

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 5 – 23.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 35 - 94.

Тема 4. Античность. Древняя Греция (2 ч.).

Древняя Греция. Этапы древнегреческой культуры: гомеровский, архаический, классический (ранняя, высокая, поздняя классика), эллинизм. История. Крито-микенская (эгейская) цивилизация как исток мифов. Греческая мифология; Хаос - Гея, Уран - Тартар, Эрос; Титаны, свержение Урана - Крон, Рея - потомство богов, Зевс - греческий пантеон на Олимпе (Гера, Посейдон, Аид, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гефест, Гермес, Дионис, Афина). Мифологическое мышление.

Гомеровский период: Эпос. Героический эпос. Гомеровский эпос, его историческая и мифологическая основа. Особенности эпического мировоззрения и стиля гомеровских поэм. «Илиада» как военно-героическая поэма. «Одиссея» как героическая поэма странствий и Пути. 

Классический период - наивысший расцвет категорий и принципов древнегреческой культуры. Противопоставление себя варварскому миру. Античный город-государство (полис): демократические основы существования, попытка создать открытое горизонтальное общество, формально равное индивидууму, культ свободы. Человек: тело и душа («псюхе», «тимас», «нус» присущи людям и богам), культ тела человека. Древнегреческая архитектура и скульптура. Космос, макро- и микрокосм, эстетические категории - красота, мера, гармония. Хаос. Поиск основы мироздания: Фалес, Гераклит Эфесский («логос»); Пифагор, Эмпедокл Демокрит; софисты; Сократ. Платон: мир вещей и мир идей. Аристотель: учение о сущности, материи и форме, система категорий. Аристотель о природе искусства, о трагедии, подражании и очищении. Самопознание и самосознание литературы.

Античная литература, ее историческое и художественное значение. Классические литературные жанры античности. Специфические черты античной литературы: мифологизм, традиционализм, жанровое богатство. Театральное искусство: устройство греческого театра, его эстетика, жанр трагедии, истоки, представители (Эсхил, Софокл и Еврипид). Мифология и драматургия. Принципы построения классической трагедии. Онтологический и гносеологический параметры трагедии. «Катарсис».

Греческая архитектура. Модель города. Структура храма. Александрийский маяк, Колосс Родосский. Греческая скульптура - идеал физической красоты: Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский. «Телесность» античной скульптуры: Мирон, Поликлет, Фидий. Скульптура поздней классики: Скопас, Пракситель. Родосская школа скульптуры: Колосс Родосский, Лаокоон, Ника Самофракийская. Вазопись в Древней Греции.

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 24 - 54.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 95 - 110.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!