Специфика российского историко-культурного типа.



Вопросы для обсуждения:

1. «Гении и злодеи» в «Маленьких трагедиях» Пушкина.

2. «Откровение от Вальсингама» в «Пире во время чумы» Пушкина.

Презентации студентов: архитектура и живопись различных периодов (по выбору).

Рекомендуемая литература:

1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. (НА, ч. з. N 1, 2).

2. Манн Ю.В. Русская литература ХIХ: эпоха романтизма. М., 2001. (Ч. з. N 4).

3. Непомнящий, В. С. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. - М.: Сов. писатель, 1983. (АХЛ, ч. з. N 1).

4. Непомнящий, В. С. Пушкин. Русская картина мира: Ежегодное издание Пушкинской комиссии. - М.: Наследие, 1999. (НА).

5. Непомнящий, В. С. Пушкин: избранные работы 1960-х - 1990-х гг.. - М.: Жизнь и мысль: Моск. учеб., 2001. (НА).

6. Новикова, М. А. Пушкинский космос. Языческая и христианская традиции в творчестве Пушкина: ежегодное изд. Пушкинской комиссии. - М.: Наследие, 1995. (НА).

7. Устюжанин, Д. Л. Маленькие трагедии А.С. Пушкина. - М.: Худож. лит., 1974. (НА, ч. з. N 4.)

ХХ век

Вопросы для обсуждения:

1. «Одиссея нового Одиссея» в романе Джойса «Улисс».

2. Инфраструктура абсурда в творчестве Кафки (на примере романа «Процесс» и рассказа «Превращение»).

3. Уровни отчуждения в романе Камю «Посторонний».

Презентации студентов: знаковые произведения искусства ХХ века (по выбору).

Рекомендуемая литература:

1. Беньямин, В. Франц Кафка. - М.: Ad Marginem, 2000. (НА).

2. Бланшо, М. От Кафки к Кафке. - М.: Логос, 1998. (НА).

3. Брод, М. О Франце Кафке. Франц Кафка. Биография. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки. Вера и учение Франца Кафки (Кафка и Толстой). - СПб.: Акад. Проект, 2000. (Ч. з. N 4).

4. Брод, М. Франц Кафка. Узник абсолюта. - М.: Центрполиграф, 2003. (НА).

5. Великовский, С. И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю. - М.: Искусство, 1973. (НА).

6. Гарин, И.И. Век Джойса: научное издание. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2002. (НА).

7. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. - М.: Искусство, 1990. (Ч. з. N 1).

8. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Л.Г.Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлова. М., 2004. (Ч. з. N 4).

9. Набоков, В. В. Лекции по зарубежной литературе: Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон. - М.: Независимая газ., 1998. (Ч. з. N 4, 1).

10. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. (Ч. з. N 2).

11. Шарп, Д. Незримый ворон: конфликт и трансформация в жизни Ф. Кафки. - Воронеж: МОДЭК, 1994. (НА).

12. Эко, У. Поэтики Джойса. - СПб.: Simposium, 2003. (НА, ч. з. N 4).

 

Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины

Методические рекомендации по преподаванию дисциплины

Содержательная организация и организация структуры учебного процесса.

Предназначение курса состоит в формировании у студентов целостного представления об истории искусства. Недопустимо разбивать материал на частности, все темы курса должны быть связаны. Эта связь достигается при проведении параллелей между эпохами, мировоззренческими особенностями отдельных эпох при чтении лекционного курса и на практических занятиях. Студент должен ориентироваться в многообразии культурных периодов, прослеживать их взаимосвязь и логику их возникновения. Целесообразным представляется выделение темы человека в качестве центральной; также оправдано обращение к ключевым концептам и их содержанию в различных культурных эпохах.

Лекции по основным культурным эпохам и их особенностям сопровождаются практическими занятиями, на которых студенты, применяя полученные теоретические знания, анализируют знаковые художественные тексты. Важно научить студентов видеть специфические черты той или иной культурной эпохи или направления в конкретном тексте, т.е. использовать обсуждаемые тексты как иллюстративный материал, развивая у студентов навыки логического мышления и анализа.

Одновременно необходимо поощрять творческий подход к практическим занятиям. Подготовка презентаций по произведениям искусства различных культурных эпох не только развивает кругозор студентов, но и формирует у них навыки работы с интернет-ресурсами, навыки проведения презентаций.

Важной практической задачей курса является формирование у студента активной и осознанной мировоззренческой позиции. Для этого рекомендуется использовать, помимо информативной лекции, потенциал проблемной лекции и лекции-диалога. Также для этой цели на лекционных и практических занятиях оправдано использование таких методов, как:

- модульная игра. Можно предложить студентам найти решение одной и той же морально-нравственной проблемы в различных культурных дискурсах. Эта технология обучения позволяет студентам лучше ориентироваться в мировоззренческой специфике культурных периодов.

- мозговой штурм (предложение найти спонтанное решение поставленной проблемы). Этот метод способствует развитию у студентов культурной интуиции.

 - метод аналогий. Применение метода оправдано и в лекционном курсе, значительно упрощает восприятие новой информации. Также возможно предложить студентам самостоятельно провести ряд аналогий.

Одновременно следует учитывать, что концептуальный разговор требует фактуальной основы. Регулярное проведение текущих контрольных работ и проведение тестирования поможет студентам закрепить полученные знания и упростит восприятие последующих тем курса.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!