Подходы к определению культуры в современной науке.



История развития культурологии и ее междисциплинарные связи.

К-наука,которая изучает сущность,структуру и содержание культуры как целостной сист., также она изучает историч.закономерности,ее ф-ции в обществе и передачи наследия. В истории развития выделяют 2этапа: 1)подготовительный 17-сер.20вв. самостоятельные науки еще не существуют.Первым,кто предложил сделать феномен кул.предметом научн. изучения были Д.Вико и И.Г.Гердер. В 19в.англ.этнограф и антрополог Тайлор дал первое научное определение(1871 «первобытн.культура»). Одна из глав назыв. «наука о культуре», в ней Тайлор один из первых заговорил о необходимости создания спец.науки, котор.занималась бы изучением только феномена культуры. На рубеже 19-20вв больше ученых было согласно с тем,что такая наука нужна,т.к.кол-во знаний было огромным и требовало систематизации. Нем.химик в 1915г В.Оствальд в работе «сист.наук» впервые использовал слово Культура,но использовал его в знач.науки в цивилизациях. 2)самоопределение К.как науки сер.20в-по наст.момент. Получает статус самост.научн. дисциплины. Огромн.роль сыграл в обосновании К.как самост.науки амер.антрополог Л.Уайт,именно благодаря ему за словом культура закрепилось значение науки о культуре. 1945г-«наука о к.»; 1947г-«понятие к.». В России особый вклад в развитие внес философ и культуролог М.С.Каган. Благодаря его усилиям культура стала развиваться не только как наука,но и как учебн.дисциплина. Поскольку К.формировалась благодаря знаниям о К., получен.разными науками, то она изначально носит интегративн.и междисциплинарный хар-ер.

 

Структура культурологии.

Современная К.состоит из нескольких взаимосвязанных разделов:1)историческая культ.- один из базов.разделов,котор.изуч.историю развития культуры от первобытности до наших дней,характериз.особенности кул.разных народов,в различн.историч.условиях. Также важн.задачей этого раздела явл.обоснование вклада в развитие духовн.и матер.кул. мира.2)теоретическая культ.- этот раздел ориентир.на теоретич.осмысление объектов К., хар-ку концепции о К.различн.ученых,кроме того изуч.историю как науки,формир.ее терминологич.аппарат,разраб.методы изучения К.3)прикладная культ.-один из самых молод.разделов,ориентирован.на использ.теоретич.знаний в практике совр.жизни. Она занимается формиров.культурн.политики в обществе и экономич.,юридич.обеспечением развития культурн.процессов.

 

Феномен культуры, эволюция теоретич.представлений о ней.

Феномен культуры зарождается вместе с рождением человека как существа социального,а не только биологического,поэтому под феноменом К.понимается все то,что создано человеком в процессе его приспособления к окр.природн.миру,т.е.К-это все то,что человек добавил к полученному от природы,усовершенствовал,либо же создал принципиально новое,чьего без его участия в природе появиться не могло. Т.о. культура-это негенетич. деят-ть человека и поэтому ее сохранение и передача последующ.поколениям з-нами природы негарантированно. Этимология слова культура восходит в культуре др.рима и в латыне означает возделывание или обработка почвы. Первым слово К. использовал рим.политик Марк Катон в трактате «возделывание земли». Поэтому первоначально слово К.использ.в сельскохоз.значении. Применительно к человеку это слово впервые употребляет рим.оратор и философ М.Т.Цицерон в трактате «тускуланские беседы»;он пишет-«как плодородн.поле не даст без возделывания урожая,так и душа.А философия есть возделывание души:она выпалывает в душе пороки».Для Цицерона слово К.не явл. самостоят.термином,это просто процесс совершенствования души и ума человека, т.е. хар-ка личностн.качества достойного гражданина своего гос-ва. В дальнейшем слово К. практически исчезает и возвращается в повседневн.и научн.лексику лишь в 17в благодаря усилиям англ.философа Гоббса и нем.историка,юриста Пцфендорфа.Они независимо друг от друга сформулировали схожие идеи,они были убеждены в том,что человек может находиться в двух состояниях:в ествествен.(природном)и культурном(искусствен.). Тем самым они заложили традицию противопоставления природы и К.Природн.начало стало восприниматься как стихийн.,грубое,а культурн.начало-как высш.ступень развития человека,господство духа над материей. В 18в начинается теоретич.изучение феномена К. и закрепление слова К.как теоретич.понятие.Один из первых это сделал нем.филолог Аделунг.Он развив.определение Культуры как деят-ти по облагораживанию склонности человека и народа в целом как процесс самовоспитания. Гердер-нем.философ-слово К. начинает использов.во мн.числе для хар-ки всего многообразия традиций и обычай разл. народов и наций. В России слово К.появл.в 19в благодаря изданию Петрашевским карман. словаря иностран.слов.Известн.рус.физиолог Велланский один из перв.использов.слово К. в теоретич.понятии. 1871г Тайлор в работе «первобытн.культура» сформулировал первое научн.определение «понятие культуры»-комплекс,котор.включает в себя знания,веру, искусство,мораль,з-н,обычаи и др.способности и привычки,приобретенные человеком как членом общества.С этого момента кол-во научн.определений растет,поэтому задача совр. культурологов не столько формулировать нов.определения,сколько вырабатывать подходы для систематизации уже имеющихся.

Подходы к определению культуры в современной науке.

1)деятельностный подход. Культура-способ и продукты негенетич.деят-ти человека,т.е. деят-ть по сод.искуств.среды обитания.Основан на противопоставлении природы и культуры.2)креативистский.Культура-реализация творческих возможностей человека.Не следует отождествлять творчество с искусством.3)традиционалистский.Культура-совокупность материально-духовн.опыт человечества,котор.сохраняется при всех историч.изменениях и позволяет выживать и совершенствоваться человеку.Традиция-один из самых древнейших и эффективн.способов сохранения открытий и достижений,и передачи их послед.поколениям.4)аксиологический(ценностный).Культура-практич. реализация общечеловеч.ценностей в людских делах и отношениях.Под общечел. ценностями понимаются только духовные:добро,любовь,дружба,честь,совесть,т.к.только они актуальны во все времена и у всех народов,более того они явл.тем фактором, котор. объединяет разл.народы и гос-во в един.чел.сообщество.Ученые все чаще доказывают,что понятие матер.ценности некорректно,т.к.оно не имеет такого же универс.знач.Правильнее говорить матер.благо.5)семиотический.Культура-совокупность смыслов,воплощенных в символич.форме,с помощью котор.люди вступают друг с другом в отношения,хранят и передают дух.опыт,формируют общее видение мира.

Культура общения и этикет

Уровень культуры общения - способность выражать свои мысли, подход к самому общению.Существуют общепризнанные принципы культуры общения/1. Точность - умение четко и ясно излагать свои мысли.2. Понятность - доходчивость, доступность.3. Чистота речи - отсутствие лишних слов-сорняков или слов- паразитов (например, «как бы», «типа»).4. Выразительность - поддержание внимания и интереса слушателей.5. Уместность речи - соответствие целям высказывания и ситуации.Общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления.Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений - «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки.В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы».Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:1-й этап: начало общения.Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует:- мужчина женщину;- молодой человек более пожилого;- человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени.Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи:- Очень рад Вас видеть.2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы.Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым.Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.Тема общения.Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять ряд этических требований:- не рассказывать о своих личных делах;- говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких;- не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей;- не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют;- опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте...». Вообще интересоваться возрастом другого не следует;- некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки.- редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:- Надеюсь на скорую встречу.- До свидания.Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого - облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.Также существуют такие виды этикетов как:Повседневный этикет - этикет, соблюдаемый при общении друг с другом.Дипломатический - правила поведения дипломатов и других офиц.лиц при контактах друг с другом на различных дипломных приемах.Воинский - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.Деловой - свод писанных и неписаных правил поведения, нарушения которых мешает нормальному ведению дел. К нему предъявляются сдел требования правильности, точности, краткости и доступности речи. СЛова мы должны употреблять в строгом соответствии с их значением. Деловой разговор отличается от всяких других своей лаконичностью, поскольку он рассчитан на соблюдение строгости речи, т е ее четкости и определенности. вежливость -моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окр. Тактичность -это умение указывать на ошибки окружающих таким образом, чтобы не обидеть их либо не указывать вовсе.Деликатность -умение избегать неприятных моментов в общении с другими людьми.Обаяние- совокупность душевных и физ качеств, которыми человек привлекает к себе других.

6. Любая культура соединяет в себе традиции инновации.

Традиция как правило отражает консервативные начала культуры, обеспечивает общественного порядка. Благодаря новациям общество меняется развивает социальные и экономические институты, улучшаются условия жизни.Выделяют несколько вариантов соотношения традиций и инноваций в культуре.Симбиоз – это одновременное сосуществование традиций инноваций, при котором они практически не вступают во взаимодействие друг друга. Например, носителями традиций, инноваций могут выступать различные слои общества.Конфликт – традиции, инновации существуют одновременно, но при этом вступают противоречие друг с другом, стремятся доминировать одно над другим. (реформы).Синтез – это процесс взаимного приспособления традиций инноваций, их активное взаимодействие друг с другом.

Несмотря на то что традиции и инновации представлены в любой культуре, наблюдается процесс доминирования либо одного вида, либо другого, поэтому выделяют традиционные и инновационные типы культуры. Традиционный:Строгое следование традиций;Культ предков, уважение к старшим. Все что приводит к неуважению к предкам, вызывает в обществе осуждение;Большое количество запретов и канонов, которые охватывают практически все стороны жизни людей. Нередко они воспринимаются как священные;Это порождает коллективизм – когда мнение большинства важнее мнения одного человека;Ксенофобия и неприятие новаций. Даже если новации внедряются, происходит это крайне медленно и осторожно;Устойчивость быта, хозяйственного и социального устройства, которые могут веками не менятся.

Инновационный:отсутствует бережное отношение к традициям;ценится критичность самостоятельность мышления, образованность;индивидуализм, свобода личности;стремление ко всему новому, даже в ущерб сложившимся традициям, а также открытость контактам с другими культуры, стремление позаимствовать их открытие и достижение;быстрая смена правил и норм поведения, которые ведут к кризису нравственности.

Общие тенденции в истории человечества является движение от традиционного к инновационному типу культуры. Первобытная эпоха – традиционный тип культуры.По территориальному признаку считается культура Европы – традиционная, культура Азии- инновационная

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1940; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!