Подходы к исторической типологизации культуры.



Историч.типолог.К.-предполагает выделение в истории человечества определ.историко- культ.эпох ля того,чтобы обнаружить динамику или статику в развитии К. Историко-кул. эоха-длит.период доминирования сходн.культ.форм,выделяем.на основе таких признаков, как хронология,территория,картина мира,памятники матер.и культ.культур.Картина мира- это обусловленная культурой совокупность знаний,идей,лежащих в основе мировоззрения людей,это представление о месте человека в мире.Картина мира далеко не всегда совпадает с действительн.миров.устройством,но всегда соответств.взглядам эпохи. В совр. науке сложилось неск-ко подходов к историч.типологизации культуры.Один из самых популярных-линейн.подход.Предствители этого подхода выдел.единуюлинию развития человечества,ведущую к созданию общечеловеч.культуры.Она начала формироваться,в понимании историч.разв.,в гуманитарн.науках в середине 19в,хотя до этого звучала в некотор.религиозн.концепциях,в частности христианской.Среди ученых,разделяющ.этот подход, Вальтер,Кант,Гербер,Соловьев,Маркс,Ясперс.В истории эта лин.схема предствлена след.эпохами:первобытность;др.рим;средние века;новое время;новейшее время. В культурологии деление более детализированное:первобытность как тип культур; культура речной цивилизации;античность как тип культуры;средневековье;ренессансный; барокко;просветительский тип культуры;культура индустриальн.общества;информацион. тип культуры. Второй подход-циклический.Представители доказывают,что не существует един.культурн.истории человечества.Поэтому каждая культура живет своей собствен. самодостаточной отличной и обособленной от др.культур жизнью.При этом кажд. культура проходит через определ.жизнен.циклы,а именно рождения,расцвета и смерти. Эту т.зр.разделяли Данилевский,Сорокин и др.В религиозн.концепциях также есть представление о цикличности человеч.истории,религии-буддизм,джанизм.Развивается с средины 19в.Он подчеркивает,что линейн.прогресс в истории человечества невозможен и все культуры развив.в рамках отдельн.локальн.организмов. Третий подход-диалоговый. Представители этого этого подхода,считают,что культура развив.в результате контактов между различн.локальн.культурами.Общение-нелинейное,поэтому пространствен.времен. пересечения в культ.мирах не носят универсальн.хар-р.Все зависит от времени,места и участников диалога.Но именно диалог между К.позволяет обогатить мировую К.в целом через заимствование лучших открытий и достижений др.народов.Понятие диалог культур было введено М.Бахтиным. Так же разделял его нем.ученый Губер.     

 

 

Первобытность как тип культуры

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

  1. каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);
  2. бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
  3. железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху:палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой;мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения;

и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия.

Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий трудаПоэтому жителей этого периода называют человек умелый. Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!