Региональная типологизация культуры.
Кажд.культура существ.в определн.географич.ареале.Наличие сходных природн.условий жизни в этом ареале,а также территор.связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающ.рядом друг с другом,при этом масштабы ареала ригион.культуры могут быть очень разными,и регион.культуры меньшего масштаба нередко входят в рег. культуры большего масштаба. Самые крупные регионы земли,в котор.исторически сложились разн.типы культуры,это запад,восток,север и юг.Под восточн.типом К.обычно понимается Азия,а под зап.типом-культурв европы и сев.америки.О чертах, отличающ. друг от друга говорят о долях условности.Одним из первых,кто обратил внимание об их различиях был И.Гердер. В России это был П.Я.Чаадаев.Кроме того,в 20в анализу вост.и зап.культуры много внимания уделял Юнг.Он одним из первых сказал,что вост.тип К.-интровертивен,а зап.тип-экстравертивен.В целом можно говорить о зап.и вост.культурах как о дополняющих друг друга,обоа типа имеют + и – стороны.Специалисты полагают,что в настоящее время происходит своеобразное прорастание одного типа культуры в другом, их взаимопроникновение.В наст.вермя введено понятие срединного типа культуры-вост+зап. тип культуры:полиэтничность,много религий,открытость к диалогу с др. культурами, способность к культ.адаптации,но при этом с сохр.своей самобытности, авторитарность власти большая (россия).
Этнический и национальный тип культуры.
|
|
Этнический. Консервативен, сохраняет наиболее архаичные древние элементы. Закрыт, невосприимчив к влиянию др.культур.Стремится сохранить локальн.особенности языка, быта.Носит бесписьменный хар-ер.Национальный. Динамичен,пост.обновляется. Открыт к контактам с др.культурами,усваивает их лучшие достижения. Этнич.особенности малозаметны или исчезают.Формируется всегда на основе письменности и образования. Выводы:т.о.этнич.культура,как правило,явл.самым древн.слоем национальн.культуры. Этот тип культуры держится на силе традиции,приянтых образцах поведения,его лучшие достижения представлены в форме устн.нар.творчества и декоративно прикладн. искусства. Нац.тип культуры,как правило,представл.собой совокупность символов, верований, норм и образцов поведения,котор.хар-ют жизнь общества в той или иной стране и гос-ва, поэтому лучшие достижения нац.культуры воплощаются в науке,ее открытии, искусстве,лит-ре и философии,соц.-технологич.развитии общества. Если достижения традиц.культуры усваиваются через традиции и обычаи,передаваем.в процессе воспитания, то для овладения достижениями нац. ультуры от человека требуются определн. нтеллект.усилия,образование и самообразование.
|
|
Элитарный и массовый тип культуры
Граница между этими типами культуры достаточно подвижна, поэтому они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Формирование массовой культуры связано с процессами индустриализации, начавшиеся в 19в. когда сложилось индустриальное или массовое общество.
Индустриальное общество - период общественного развития, при котором большинство населения занято в промышленности, преобладает машинный труд, а главной материальной ценностью является владение производством.
19в. в истории культуры получил название века машин, т.к. именно в этот период был осуществлен резкий скачок в техническом оснащении жизни человека. Изменение в экономике отразились на обществе и повлияли на развитие культуры, которое стало носить индустриальный характер.
Тенденции зародившиеся в 19 веке определили специфику века 20.
- Изменения в науке, обществе, экономике и культуре носят революционный, глобальный и динамичный характер.
- Прогресс науки и техники создал новую модель мира – технократическую, в которой на первый план выходит материальное благополучие.
Ценности индустриального общества:
Материальное, а не духовное
|
|
Социальное, а не личное
Внешнее, а не внутреннее
Удобное, комфортное, но не безопасное.
Условия появления массовой культуры:
1.Развитие техники
- изобретение радио
- открытие кинематографа
- изобретение телевидения
2. Всеобщее школьное образование
- повысило средний уровень грамотности населения.
3. Рост доходов населения
- сделало возможным потребление массовой продукции
4. Высокая концентрация людей в городах - урбанизация
- В деревне массовая культура появиться не могла.
5. Освобождение времени
- Рабочие городов имели больше свободного времени, чем жители села, которые были привязаны к труду на земле.
Все эти факторы формируются на рубеже 19-20в.
Массовую культуру не следует отождествлять с никакой определенной социальной группой, т.к. носителями массовой культуры может стать любой человек вне зависимости от происхождения, образования и социального статуса.
Как явление массовая культура зародилась на рубеже 19-20 вв понятие массовая культура было сформировано в сер. 20в.
К настоящему моменту оно звучит так: массовая культуры – тип культуры, которому свойственна ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», использование клише и стереотипов, развлекательность и коммерческий характер.
|
|
Цель художественного произведения в массовой культуры - не самовыражение художника, а удовлетворение желаний потребителя.
Одним из первых кто обратил внимание на данную тенденцию в культуре был испанский философ – Хосе Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства» «Восстание масс».
Массовая культура – культура массового человека, который воспринимает жизнь как поле наслаждений, считает свои желания и потребности самыми значимыми и убежден в том, что общество и государство должны их удовлетворять.
В современную эпоху Артега-и-Гассет называют веком самодовольных недорослей.
Первым кто понятие массовая культура начал вводить в научный оборот был Дуайт Макдональд.
Именно он подчекнул что массовая культуры – это порождение массового индустриального века, противостояние элитарной культуры.
Макс Хорхаймер и Теодор Адорно в работе «Диалектика просвещении» вводят понятие «индустрия культуры»
Они считали что индустриальный способ производства культурной продукции отнял у нее уникальность, заменив ее дублированием и стандартизацией.
Они пессимистично оценивали перспективы развития западного общества, которое способно любую культурную новацию превратить в выгодную коммерческую сделку.
Т.О. термин «индустрия культуры» характеризует культуру, которая для сохранения своих товарных свойств вынуждена ориентироваться на передовые технологии и существовать в формате машинного производства.
Массовая культура характеризуется как «рынок досуга» и «индустрия развлечений», выполняет функция эскапизма, носит коммерческий характер, и ее никто не будет создавать, если она не будет приносить выгоду. Принципиально использует технические средства количественного тиражирование произведений. Средства массовой информации – главные каналы ее распространения.
Элитарная культура – тип культуры, характеризующийся производством культурных ценностей образцов которые в силу своей интеллектуальной, эстетической исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей.Носитель Э.К. – творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности.Ориентируется на творческое сознание способное воспринимать сложные явления науки и искусства. Концентрирует лучший духовный интеллектуальный и художественный опыт поколений.Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие. Не зависит от широты аудитории и коммерческого успеха.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 538; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!