Средневековье как тип культуры



1. Это культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры.Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на лат.языке.Если в основе античного понимания культуры - признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.Античный человек черпал свою уверенность в созерцании космоса и природы. Теперь ликвидируется признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира.Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжн.учености и начитанности как основному показателю культуры.Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье не в познании себя, а в познании Бога.1. два начала-«романское начало» - традиции Западной Римской империи Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; а также христианство, ставшее на закате Рима государственной религией империи.«герман.начало» - усвоенные варварами традиции римлян (франков, галлов, саксов, ютов, готтов и др.)2. Материальная основа: феодальные отношения:условность собственности на землю: соц-политическая иерархия, сюзирентно-вассальные отношения. Личное и экономическое подчинение крестьян, основные формы зависимости — патронат и крепостное право. Взаимные обязательства сеньора и вассала.натуральное хозяйство > городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.материальное богатство необходимо, но значение его второстепенно.политическое господство дворянства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. Социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ трудился.Для второй сословн.группы — дворянства — характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыц.идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом.Традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни,отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины.Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность.Рефлексивность, псих.самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевн.спасения.Особым явлением была рыц. литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, эти произведения использовали живой разговорный язык. худ. освоение реальной жизнен.характерности как непосредственного проявления Бож.сущности мира или как происков дьявола, проявления грехо.начала в человеке.

 

Ренесансный тип культуры(Культура эпохи Возрождения)

Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Период истории итальянского искусства, относящийся приблизительно к 1500-1550 годам, называют Высоким Возрождением (Ренессанс).. Центром ренессансных новаций, художественным "зеркалом эпохи" явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.Время, в которое жили возрожденцы, заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Человек эпохи Возрождения смог восстановить в себе способность к осознанию себя и мира, понимание антиномий жизни, стремление к осмысленности существования не только индивидуального, но и цивилизации в целом. Все эти изменения неразрывно связаны с формированием гармонически развитой личности, способной не только глубинно познавать мир, но и преобразовывать его, быть творцом собственной жизни и творцом истории. Возрождается в период Ренессанса и жизнеосмысливающее значение мифа. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возращение к античности. Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия.в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Мыслители эпохи Возрождения в качестве объекта исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов – самого человека. Формулировались и проблемы личности и проблемы взаимоотношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни.В период Ренессанса, как в никакой другой, идет интенсивное развитие всех областей жизни, науки, техники, философии. Леонардо да Винчи оставил миру открытия в области инженерии, физики, математики, астрономии.Христофор Колумб открыл миру Американский континент; Изменения во всех областях жизни приводят к переменам в умонастроениях людей и пробуждении их самосознания. И, прежде всего, это выразилось в тех основных чертах, которые стали характерными для эпохи Возрождения:1. Специфический возрожденческий антропоцентризм.Главное в Возрождении – это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности.С этого момента человеческая личность, а не Бог и мир в целом, становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Одной из основных возрожденческий ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.2. Гуманизм.Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения эпохи Возрождения. 3. Секуляризация, то есть освобождение общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии во всех областях культурной и общественной жизни.4. Эстетизм, согласно которому сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть.5. Характерные черты искусства Возрождения. Искусство в период эпохи Возрождения занимала одно из центральных мест. Именно художники более других определяли содержание духовной культуры своего времени.

 

Культура эпохи Барокко

Основными характерными чертами культуры эпохи барокко являлись:

1. Развитие религиозной тематики;

2. Высокая эмоциональность;

3. Контрастные и эмоциональные образы;

4. Черты динамизма;

5. Поиск единого целого в противоречиях жизни;

6. В архитектуре преобладание овальных линий в зданиях;

7. В скульптуре подчинение общему декоративному оформлению;

8. В живописи минимизация прямолинейной перспективы, акцент на “бесконечности” пространства;

9. В музыке появление циклических форм (сонаты, концерты), оперы.

В культуре эпохи барокко произведения искусства как бы желают соединиться с другими. Можно сказать, что творцы эпохи барокко мыслят и как скульпторы, и как архитекторы, и как декораторы одновременно. Изначально очагом культуры эпохи барокко являлась Италия. Для неё — это период медленного заката многовекового прекрасного искусства. Самым ярким образом стиль проявлялся в архитектуре, для которой свойственно:1. Усиление образов в основном в работах над фасадами. Фасад является декорацией, которая связанна со зданием. Колонны выступают вперед, превращаются в плоские пилястры. Оригинальные окна являлись либо пролетами, либо изобразительными элементами (к примеру, в дворце Цуккары, окна есть раскрытой пастью чудовища).2. Стилизация привычных форм под другие (к примеру, церковь Сант-ИвоБаррамини. План здания выглядит как пчела).3. Разнообразного рода излишества (проявляются в детализации, в обилии украшений).

Что касается скульптуры, то прослеживалась такая тенденция: фигура человека на фоне здания подобна концерту для певца и оркестра. Фигуры выползают за пределы ниши, декор становится объемным, за который можно войти. Скульптура похожа на живопись, живопись на скульптуру. Известным скульптором той эпохи был Антонио Канова, его произведения были отражением стиля барокко. Интересен выбор сюжетов, которые связанны с Библией, мифами драматического или героического плана. Его творениямонументальны, необычны, вычурны, динамичны (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”).А музыкальное искусство 17 века, как один из составляющих культуры эпохи барокко рождается как бы с решительного перелома, в основе которого лежит бескомпромиссная борьба против строгого стиля. Вследствие чего, музыкальный язык становится более динамичным, модернизируется музыкальное искусство, которое порождало новые творческие искания.

 

 

17.Культура эпохи просвещенияПросвещение — общественноеи культурное движение в странах Америки и Европы, связанное с переменами в условиях жизни, сложившихся под влиянием распада феодальных и становления капиталистических отношений в экономике. Предпосылками в обществе были изменения в науке, политике, идеологии, культуре, искусстве. Культура в эпоху Просвещения вела борьбу за торжество «царства разума», прежде всего обусловленного развитием науки. Его основой должен был стать принцип «естественного равенства», с вытекающими из него принципами политической свободы и гражданским равенством.Просветителями стали убежденные материалисты и идеалисты, которые признавали разум, как основу познания и поведения людей. Философские течения общественной мысли в культуре эпохи Просвещения представляли собой некое единство, которое выражалось в целях и идеалах — свобода, веротерпимость, благосостояние и счастье, отказ от насилия, вольнодумство, а так же критический взгляд к любым авторитетам.Наука постепенно становится предметом обсуждения деятелей культуры, популярно излагающих самые последние достижения философии и науки.Известные люди эпохи Просвещения происходили из разных сословий и классов: начиная с аристократии и дворян, заканчивая служащими торгово-промышленных комплексов.Новым началом в культуре эпохи Просвещения было так же появление течений, которые не имели собственной стилистической формы и не испытывали потребности в ее генерации. Одним из крупнейших течений был прежде всего сентиментализм, который в полной мере отражал просветительские представления о доброте и чистоте натуры человека, которые были утрачены вместе с “естественным состоянием” общества, во время его постепенного отдаления от природы. Сентиментализм, прежде всего, обращался к внутреннему, интимному, личному миру человеческих мыслей и чувств, поэтому не требовал особых стилистических изысков. Сентиментализм был близок к романтизму.Процесс вытеснения религии в искусстве светскими является характерной чертой культуры Просвещения. Светское зодчество в18 веке, впервые за долгую историю, берет верх над религиозным по всей территории Европы. Жанровая живопись, в которой отражались повседневные наблюдения художников за жизнью реальных людей в реальном мире, широко распространяется по территории европейских странах, а порой даже стремится занять главенствующее место. Характерной чертой культуры Просвещения является возрастающее внимание к эскизу,причем не только у самих художников, но даже у критиков и искусствоведов. Индивидуальное восприятие, настроения, отраженное в эскизах, иногда оказывают эмоциональное и эстетическое действие, чем полностью законченное произведение. Гравюра и рисунок ценятся выше живописных полотен, поскольку устанавливают более выраженную связь между зрителем и художником.Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. Этот стиль стал популярным в небогатых домах, в которые он внес дух комфорта и уюта без излишней помпезности и роскоши.Еще одной отличительной чертой культуры Просвещения было отображение с помощью художественных средств человеческих ощущений и наслаждений — духовных и физических. Начиная с 18 в. как публика, так и критики требуют от новой живописи, музыки и театра больше “приятного” или “чувственного”. На смену старой идеологии, феодализма пришло время экономистов, философов, социологов и литераторов эпохи Просвещения.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!