Морфология культуры. Структура и уровни культуры.



Морфология культуры – это учение о внутренней структуре культуры, ее организации и функциях. Раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений, их существования , закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов:

1) генетическое - порождение и становление культурных форм; 

2)микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации);

3)историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени;

4)структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

5)технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

 

Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом:

1)    три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением –

-специализированный,

- трансляционный,

-обыденный;

2)три функциональных блока специализированной деятельности:

культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право);

культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура);

обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п.

 

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры.Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.

Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.

Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. Исторически религия развивалась от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Религия устанавливает градации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот, греховность и падшесть.

Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. Искусство- преображение жизни, создание новой реальности, неограниченной художником.

 

Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рационалистических методов. Наука лишена оценочного, субъективного начала, опираясь, прежде всего, на объективное знание. В отличие от остальных форм культуры наука развивается, исходя из принципа прогресса , что на современном этапе приводит к постепенному переходу науки из сферы культуры в сферу цивилизации.

 

Структура

-материальная

-духовная

Существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области.

 

С точки зрения осуществления ценностей:

-позитивные

-негативные

-специфические

-вечные

-внутренние

-внешние

 

Культурные универсалии - наиболее общие понятия, присущие всем культурам независимо от времени и т.п. (число, календарь, имя, семья).

Культурный порядок- совокупность мировоззренческих установок, правил, норм, управляющих отношением между культурными элементами (жанры и т.п.)

В объект культуры выделяют культурный ареал, доминирующую культуру, субкультуру, контркультуру.

С точки зрения творящего субъекта – индивидуальному, групповому, общечеловеческому содержанию и степени влияния на человека – прогрессивная ?????? (застой)

 

 

45)МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события. Под коммуникативной компетенцией при этом понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. Часто используемый термин «кросс-культурная коммуникация» обычно относится к изучению некоторого конкретного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных культур. В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т.е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. Так как люди не умеют общаться непосредственно – скажем, с помощью электрических импульсов, посылаемых от одного мозга к другому, – информация кодируется с помощью определенной символьной системы, передается и затем декодируется, или – шире – интерпретируется адресатом сообщения. Коммуникация имеет место всегда, когда какому-либо поведению или его результату приписывается некоторое значение и они выступают как знаки или символы. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). самого начала межкультурная коммуникация имела ярко выраженную прикладную ориентацию. Это не только наука, но и набор навыков, которыми можно и нужно владеть. В первую, очередь эти навыки необходимы тем, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием между культурами, когда ошибки и коммуникативные неудачи приводят к другим провалам – в переговорах, к неэффективной работе коллектива, к социальной напряженности.

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА Это система образов, представлений знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире.

Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т. д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение.

В строгом, узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания. Культурная картина строится с точки зрения того, что он (мир) значит для живущего в нем человека. Но эти значения не всегда могут становиться достоянием сознания и воли. Культура — это формирование определенной общности между людьми, связывающей и объединяющей их и открытой иному бытию и опыту, в свете которых вещи функционируют и как элементы человеческой рациональности, поскольку несут в себе отпечаток человеческого отношения к ним.Развитие связей между культурами приводит к «смазыванию» уникальных особенностей каждых из них. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым, культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2516; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!