Проблема этногенеза восточных славян.



Основные этапы становления и развития

Древнерусской государственности

(конец IX – начало XIII вв.)

План:

1. Происхождение славян.

2. Образование древнерусского государства. Норманнская

теория.

3. Внутренняя жизнь древнерусского государства:

а) система управления;

б) законодательная система;

в) социально-экономическая жизнь;

г) религия.

4. Внешняя политика Киевской Руси.

5. Причины распада.

 

Происхождение славян.

Логично начать изучение данной темы с:

- разбора проблемы происхождения славян (рассмотреть разные точки зрения по данному вопросу),

- особенностей формирования славянского этноса,

- выяснения влияния общемировых процессов («великого переселения народов») на жизнь славян, 

- дать характеристику хозяйственно-культурных типов и общественного устройства восточных славян в догосударственный период (VI – VIII вв.).

Образование древнерусского государства. Норманнская теория.

При разборе данной проблемы, студенту важно акцентировать свое внимание на предпосылках образования государства – изменениях в экономической, социальной и политической сферах жизни общества.

Необходимо разобрать:

- процесс объединения восточнославянских племен под властью Киева,

- причинах утверждения династии Рюриковичей,

- студенты должны познакомиться с основными концепциями образования Древнерусского государства,

               конечно,

- особенно подробно остановиться на норманнской теории и ее критике.

Внутренняя жизнь древнерусского государства.

Поскольку знания студентов должны носить систематический характер, целесообразно уяснить этапы становления древнерусской государственности, то есть познакомиться с периодизацией истории Киевской Руси.

Анализ развития государства следует начать с:

- освещения особенностей политическогоустройства Древнерусского государства в конце IX – X вв.,

- проанализировать формированиефеодальных отношений,

- социальную структуру древнерусского общества,

- формы и систему управления русскими землями в последний период их существования (XI – начале XII вв.).

Студентам необходимо изучить исторические источники, например, «Русскую Правду» и на ее основе, разобрать законодательную систему Киевской Руси:

- показать связь ее с римским правом, устной скандинавской и славянской традицией,

- выявить ее особенности,

- рассмотреть, хотя бы кратко, виды преступлений и систему наказаний.

Через анализ законодательной системы отметить изменения в социальной структуре древнерусского общества, проследить эволюцию древнерусской государственности в конце XI – начале XII вв.

 

Религия:

Прежде чем разбирать необходимость принятия христианства следует познакомиться с системой языческих представлений древних славян. В этом вопросе можно опереться на монографию Б.Я. Рыбакова «Язычество Древней Руси», в которой дается обширный материал по теме.

 При разборе проблемы студенты смогут яснее понять, тот факт, что отказ от языческих представлений, насчитывающих, тысячелетние традиции происходил не по инициативе снизу, т.е. от народа, а по инициативе сверху, т.е. из политических, общегосударственных интересов.

Следует акцентировать вниманиене столько на том, как шел процесс христианизации населения, главное выяснить влияние этой религиозной системы на все сферы жизни общества и государства, изучить изменение статуса державы на международной арене, уяснить, что именно в то время Русь сделала свой цивилизационный выбор.

 

Внешняя политика Киевской Руси.

Разбирая вопрос о внешнеполитической деятельности древнерусского государства, следует выделить ее основные направления:

- борьбу с кочевыми и полукочевыми народами (хазары, печенеги, половцы);

- непростые взаимоотношения с Византией (борьбу за право торговать на ее территориях, попытки приобщиться к ее культуре, начавшаяся конкуренция в борьбе за сферы влияния);

- взаимоотношения со странами Запада и Востока (торговля, династические отношения).

 

Причины распада древнерусского государства.

В этом вопросе следует выяснить причины распада древнерусского государства и начала политической раздробленности.

Вспомнив при этом:

- какую роль сыграла новая система распределения власти в государстве, введенная Ярославом Мудрым;

- особенности появления и развития вотчинного хозяйства на Руси, причины его «натурализации», замкнутого существования;

- развитие производства и торговли;

- рост городов;

- как сказалось на положении древнерусского государства прекращение функционирования международных торговых путей;

- почему Киев постепенно утратил значение столичного города – экономического и политического центра государства;

- а также, остановиться на причинах массовой миграции населения из южных областей Руси на северо-восток.

Студентам необходимо обратить внимание на следующие понятия и термины:

Альтернатива –необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (или взаимоисключающих) решений, предоставляемых вариантов действий и т.п.

Бояре –высший слой общества на Руси (IX – XVII вв.). Дословно в переводе со старославянского, означает «тот, чье занятие война». Таким образом, первые бояре – дружинники. Существует и другое толкование: боярин (от тюркских корней) богатый, знатный. Бояре подчинялись великому князю, являясь полными хозяевами своей наследственной земли, тем более, что многие из них были потомками великих и удельных князей. Последних, именовали бояре-княжата.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки».

Вече –народное собрание на Руси, состоящее из граждан мужского пола, достигших совершеннолетия и лично свободных.

Вира –штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну.

Вирники –сборщики штрафов.

Военная демократия –форма государственности на этапе разложения первобытнообщинного строя, когда возникает власть наследственного князя, опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече.

Волостели –княжеские наместники в волостях.

Вотчина – крупная земельная собственность на землю, передаваемая по наследству. Появилась в Киевской Руси в X в. Была узаконена съездом князей в Любече в 1097г.

Государство – форма организации общества. Признаками государства являются: наличие территории, особой системы органов и учреждений управления, законодательная система, закрепляющая определенную систему норм, санкционированных государством.

Гриди –молодшие, отроки – младшие рядовые дружинники (Киевская Русь). В IX – XII вв. гридь – телохранитель князя.

Закуп – зависимые люди. Закупом мог стать свободный крестьянин, получивший на заранее оговоренных условиях ссуду – «купу». При ее погашении должник становился свободным, а при невозвращении в срок оставался в зависимом состоянии и должен был выполнять определенную работу в хозяйстве человека, предоставившего кредит. В отличие от холопа закуп сохранял некоторые личные и имущественные права, однако мог подвергаться телесным наказаниям по усмотрению господина, а при попытке бегства – превратиться в холопа.

Мечники –судебные исполнители.

Милостники –военные слуги, особо приближенные к князю.

Монархия –государственная форма правления во главе с монархом, т.е. единоличным правителем (князь, царь, король, император и др.), получающим право властвования по наследству. Монархия может быть неограниченной (абсолютизм) и ограниченной, когда власть монарха регламентируется статьями Конституции (конституционная) и парламентом (парламентарная).

Мужи –члены старшей дружины, представители местной родоплеменной знати.

Мытники –сборщики торговых пошлин.

Натуральное хозяйство –тип хозяйства, при котором продукты питания производились для удовлетворения собственных потребностей, а не для продажи на рынке. Такие хозяйства были абсолютно самостоятельные и замкнутые.

Обельные холопы –полные холопы в Древней Руси. Обельными холопами становились закупы в наказание за побег от господина; купленные холопы; женатые на рабыне; тиуны.

Племя –этническая и социальная общность древних людей, состоящих из нескольких родов – коллективов кровных родственников, живущих на одной территории, говорящих на одном языке, связанных общими обычаями и религиозным культом. Позднее несколько племен образовали союзы, а со временем в результате племенного смешения возникли народности.

Повоз –феодальная повинность на Руси, заключавшаяся в обязанности крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на гоподский двор и, по распоряжению феодала, на рынок, в поход. Помимо повоза существовала также и «подвода» - обязанность давать «подводных коней» приезжающим в волость князьям и их слугам. С конца XV в. повоз постепенно заменяется денежным оброком и ямской повинностью.

Погост– первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Подсечное земледелие –вид земледелия, характерный для лесной зоны. На определенном для земледелия участке земли вырубали лес, затем его поджигали, и на нем образовывался плотный слой золы. Такой участок обычно использовали вплоть до истощения, примерно 10 лет, а затем забрасывали. Этот способ земледелия, стабильно давал высокие урожаи, однако требовал коллективного ведения хозяйства всем родом или даже племенем, так как очистить землю от леса силами одной семьи технически не представлялось возможным.

Половцы –(куманы) степные племена. Были вытеснены из Центральной Азии (около 400 – 700 гг.) и частично овладели землями хазар (ок. 900г.). Их победили монголы (1237г.), остатки половцев влились в Золотую Орду.

Полюдье –форма сбора налога ( с ноября по март князь, совместно с дружиной, объезжал подвластные земли Киевской Руси - «ходил по людям»)

Поместье –земля, полученная в пользование на условиях военной службы и выплаты части дохода вотчиннику (условное землевладение).

Посадник –с XII в. выборное должностное лицо в Новгороде, глава новгородской администрации, ведущий дела управления и суда, получающий свои полномочия от новгородского вече.

Православие –одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную части. Богословские основы определились в Византии в IX – XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г.

Раннефеодальная монархия –государство переходного периода от первобытнообщинного строя к феодальному у восточных славян, миновавших в своем развитии эпоху рабовладельческого общества. В сложившихся княжествах VIII – XI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и т.д.) Таким государством была Киевская Русь.

Республика –в пер. с лат. «Res» - дело, «publica» - народ, т.е. дословно: дело народа, народовластие.

Род (родовая община) –ячейка общества, коллектив кровных родственников в первобытном обществе. Объединение людей одного рода, составляло родовую общину, которая имела коллективную собственность и вела общее хозяйство.

«Русская Правда» -первый сохранившийся сборник письменных законов. Собственно название «Русская Правда» носят три памятника: «Краткая Правда», «Пространная Правда», «Сокращенная Правда». Первая состоит из «Правды Ярослава», созданной около 1016 г. и «Правды Ярославичей», датируемой 1072 г. «Пространная правда» - памятник XII в. состоит из «Краткой Правды» и «Устава Володимера Всеволодовича» (т.е. Мономаха). «Сокращенная Правда» - памятник более поздний, возникший в конце XIV в.

Рядович –лицо, служившее по договору (ряду), близкое по положению к закупам.

Тиуны –управляющие княжеским хозяйством (происходили из холопов).

Феод – наследственная земельная собственность, которая давалась при условии несения военной службы, военной или денежной помощи и верности своему сюзерену

Хазарский каганат –государственное образование в Прикаспийских и Причерноморских степях, созданное хазарами, тюрко-язычным кочевым народом. Хазары появились на территории Восточной Европы в IV в. Хазарский каганат образовался в VII в. и просуществовал до X в. пока не был разгромлен Святославом в 965 г. Первоначально столицей каганата был город Семендер, а в VIII в. столицей стал Итиль.

Холопы –зависимые люди, бесправные, по положению близкие к рабам.

Челядь –название зависимого населения Киевской Руси (в IX – XII вв. – чаще всего домашние рабы).

Язычество –многобожие. Термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многовековой истории развития человечества до появления монотеизма. Магия, анимизм, аниматизм, фетишизм, тотемизм, политеизм и др. формы религии, к которым применяется термин «язычество», послужили «строительным материалом» для всех позднейших, «высших» религий. В частности иудаизма, буддизма, христианства, ислама.

Студентам важно обратить внимание на следующие даты:

Сер. II тыс до н.э.    отделение славянской языковой группы,

                                получившей название «праславян» от единого

                                индоевропейского массива

II – III вв. н.э.       нашествие готов

III – IV вв. н.э.      нашествие гуннов

VIII – IX вв. н.э.   интенсивный процесс разложения родоплеменных

                                отношений и родоплеменного строя у славян

860                              первое летописное упоминание о Руси

862                           упоминание в летописи «Повесть временных лет» о

                                призвании варяжского конунга Рюрика на княжение в

                                 Новгород. Основание династии Рюриковичей

Княжение Рюрика в Новгороде

879 – 912                    княжение Олега

882                               объединение Новгородских и Киевских земель Олегом.

Образование Киевской Руси

907, 911, 944          первые договоры Руси с Византией

Княжение Игоря

Княжение Ольги

945 – 946            упорядочение сбора дани в подвластных Киеву землях.

      Отмена полюдья

957                            визит Ольги в Константинополь, тайное крещение.

Княжение Святослава

965                                успешный поход Святослава на Волжскую Булгарию

                                  и Хазарию, вскоре после которого Хазарский каганат

                                  распался

967                                установление полного контроля Киева над торговыми

  путями по Волге и Каспию

968                                поход Святослава на Дунайскую Болгарию, в ходе

                                  которого было захвачено 80 городов

969-971                        поход Святослава в Дунайскую Болгарию и Византию

Княжение Ярополка


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1065; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!