История как наука. Функции исторического познания.



При изучении вводной темы у студентов должно сложиться преставление об истории как науке, о предмете изучения, о значении исторических знаний в жизни общества и государства. Студентам необходимо понимать основные функции истории (познавательную, практически-рекомендательную, воспитательную).

Методы и методология исторического познания. Научно-методологические подходы в изучении истории.

 Разбирая данный вопрос, следует начать с выяснения, что такое «научный метод»?Разобрать основные методы,используемые при изучении истории (сравнительный, типологический, идеографический, проблемно-хронологический, системный, ретроспективный, историко-генетический).

Важно выделить разные подходы в изучении истории, познакомиться с методологией истории, знать определение методологии истории. Студенты должны ознакомиться с основными методологическими подходами в изучении истории,выяснить, что означает теологический подход в изучении истории, географический детерминизм, субъективизм, эволюционизм, рационализм.

Студентам необходимо знать наиболее интересные и популярные концептуальные модели истории: цивилизационный, формационный подходы.

Обучающиеся должны понимать, что историческая наука постоянно развивается и поэтому существуют разные приемы систематизации концептуальных моделей истории. Студентам целесообразно познакомиться с обобщающей работойП.К. Гречко «Концептуальные модели истории», в которой автор выделяет: циклическую, линеарную, спиралевидную, коваринтную модели истории.

При анализе циклической модели истории, прежде всего, необходимо уяснить, что такое цикличность в историческом процессе и познакомиться с основными концепциями, начиная с Платона, Аристотеля, Полибия, Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева.

Говоря о линеарности (прямолинейно прогрессивное развитие), студентам следует познакомиться с идеями Ж.А.Н. Кондорсе, О. Конта, Г. Спенсера, Ф. Фукуямы.

Спиралевидность исторического процесса можно понять, рассматривая идеи Гегеля и К.Маркса. Изучая диалектику Гегеля, студенту следует обратить особое внимание на закон «отрицания отрицания», который, по мнению философа, управляет развитием как растительного, животного мира, так и человеческого общества. Более подробно рассмотреть теорию общественно-экономических формаций К. Маркса, познакомиться с оценками ее в современной исторической литературе.

Ковариантность (независимое, многовариантное и одновременносовместное, параллельное развитие) может быть представлена теорией «осевого времени» К.Ясперса.

Студентам необходимо понимать, что универсальных теорий, объясняющих закономерности исторического процесса пока нет, тема открыта, ждет своих исследователей.

Источниковедческая база и историография курса «Отечественная история».

Значительное время при разборе темы должно быть уделено обзору источникови их классификации, а также историографии отечественной истории. Студентам необходимо знать классиков отечественной исторической мысли прошлого и современности: М. Ломоносова, В. Татищева, Н. Карамзина, В. Ключевского, С. Соловьева, С. Платонова, Л. Гумилева, Б. Рыбакова, А. Сахарова, С. Бушуева и др.

Периодизация отечественной истории.

Для формирования цельного представления и систематических знаний у студентов об историческом процессе в мире и нашей стране, следует познакомиться с периодизацией всемирной и отечественной истории. Важно выделить особенности исторического развития России, вникнуть в дискуссионные вопросы современности.

 

Студентам необходимо обратить внимание на следующие понятия, термины:

Географический детерминизм —подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.

Диалектика –учение о развитии. С марксистской точки зрения диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Основными законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицания отрицания.

Источники –остатки культуры прошлого. Можно выделить четыре типа исторических источников: письменные, вещественные, изобразительные, фонические.

Историография –изучает конкретные этапы развития исторического знания в связи с общественной эволюцией.

Классификация –представляет собой не произвольное деление источников на группы, а раскрытие органической связи внутри них и в соответствии с этим выделение таких категорий, как типы, роды, виды.

Марксизм —подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций (отсюда другое название — формационный подход)

Метод –представляют собой совокупность специальных приемов, норм, правил, процедур, регулирующих деятельность исследователя и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Наиболее часто в исторической науке используют две группы методов: общенаучные и специально-исторические. Общенаучные методы: методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент), методы теоретическогоисследования (идеализация, формализация, моделирование, математические методы, мысленный эксперимент, логический и др.). Специально-исторические методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, диахронический анализ.

Методология –это система принципов и методов исторического исследования, которая, основывается на теории исторического познания внутренней структуры факта, события, процесса.

Политика– (от греч. – «государственные или общественные дела») – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области государственного управления и международных отношений, определяемая классовыми интересами этой власти, партии, группы. Общий характер поведения, образ действий кого-либо, направленный на достижение чего-либо, определяющий отношение к кому-либо, чему-либо.

Рационализм —подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.

Революция –(от лат. – «переворот», «поворот») – глубокие, качественные изменения в обществе, экономике, мировоззрении, науке, культуре и т.д. Социальная революция – наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми общественными отношениями при резко обострившихся политических процессах, когда меняется тип власти, к руководству приходят победившие революционные силы, устанавливаются новые социально-экономические основы общества.

Религия (лат.) –мировоззрение и мироощущение, а также специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога, богов, духов и пр.

Реформа –(от лат. «преобразовываю») – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений и т.д.) при сохранении основ существующего строя.

Субъективизм —подход в изучении истории, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди.

Теологическийподходв изучении истории — рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа.

Факт –твердо установленное знание, извлекаемое из исторических

источников.

Эволюционизм —подход, рассматривающий историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

Студентам следует обратить внимание на следующие даты:

384 – 322 до н.э.     Аристотель

1770 – 1831             Г.В. Ф. Гегель

1766 — 1826               Н.М. Карамзин

1841 — 1911           В.О. Ключевский

1743 – 1794             Ж.А.Н. Кондорсе

1798 – 1857             О. Конт

1711 – 1765             М.В. Ломоносов

1818 – 1883 гг.            К. Маркс

428 – 348 до н.э.     Платон

1820 — 1879               С.М. Соловьев

1820 – 1903                 Г. Спенсер

1686 — 1750               В.Н. Татищев

1880 – 1936             О. Шпенглер

1883 – 1969             К. Ясперс

 

Литература:

Айзенштадт, Ш. Н. «Осевая эпоха»: возникновение трансцедентных видений и подъем духовных сословий //Ориентация – поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М.: Наука, 1992.

Алтухов, Н. А. Контуры неклассической общественной теории. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 5.

Бердяев, Н. А. Новое средневековье, размышление о судьбе России и Европы /Н. А. Бердяев. - М.: Феникс – ХДС-пресс, 1991.

Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.

Вельш, В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. - 1992. - № 1.

Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико. - Л.: Гослитиздат, 1940.

Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1972.

Гречко, П.К. Концептуальные модели истории / П. К. Гречко. - М.: Логос, 1995. - 144с.

Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало / Л. Н. Гумилев. - М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.

Гумилев, Л. Н. Этносфера: История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. - М.: Экопрос, 1993.

Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М.: Книга, 1995.

Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории: Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. - М.: Наука, 1980.

Кондорсе, Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.

Кондратьев, Н. Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев. - М., 1989.

Поппер, К. Нищета историцизма / К. Поппер. - М.: Прогресс VIA, 1993.

Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986.

Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991.

Франк, С. Л. Смысл жизни. //Вопросы философии. - 1990. - № 6.

Фукуяма, Фр. Конец истории? //Вопросы философии. - 1990. - № 3.

Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? //Полис. - 1994. - № 1.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

Методические рекомендации:

 Для организации самостоятельной работы студентов целесообразно использовать материалы и задания из «Практикума по Отечественной истории» Л.И. Снегиревой, с. 8 – 14.

 

Тема 2.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 768; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!