Оппозиция чистой и страстной любви в ром Анна Каренина. Женские образы романа.



Анна Каренина» (линия Левина) и «Исповедь» как исток толстовства

Левин — человек "от земли", он близок мужицкому пониманию жизни, недаром сознаёт себя частью народа. В городе он чужак, там одолевает его "путаница понятий, недовольство собой, стыд перед чем-то", но стоит ему вновь оказаться в родной стихии, и "понемногу путаница разъясняется и стыд и недовольство собой проходят". Вот что спасает его от падения.

Правда, непосредственного натурального чувства жизни в чистоте у него всё же нет, цивилизация не могла не задеть его, обрекая на многие внутренние муки.

Не оттого ли Лёвин вдруг утрачивает ощущение счастья в браке? Разумеется, причиной того становится отчасти несовпадение реальной семейной жизни с его измышленным идеалом, но это-то дело обычное. Но поскольку для его внутреннего состояния он сам как субъект любви важнее объекта этой любви, то и энергия счастья может у него иметь своим источником прежде его собственные душевные переживания, а не присутствие любимого человека, но собственный-то внутренний резерв вдруг оказывается исчерпанным, и вместо счастья семейная жизнь приносит ему совершенно иные ощущения.

Можно сказать, используя апостольскую истину, что любовь Лёвина долго ищет своего — и оттого в какой-то момент она исчерпывает себя. Поэтому, когда в семье его всё налаживается и уже ничто не препятствует полному наслаждению счастьем, Лёвин входит в состояние отчаяния и близок самоубийству (а это биографический факт из жизни самого Льва Толстого, Лёвы, как звала его жена).

Отвергая ограниченность разума, Лёвин приходит к тому, что он знал и прежде: дурно жить ради сокровищ на земле — нужно жить для сокровищ небесных. Душа по природе христианка, и заложенное в ней мешал понять разум. Теперь, освободившись от его гнёта и послушавшись сердца, Лёвин обретает подлинное знание Бога.

И Лёвин окончательно отвергает разум как средство познания Истины — и утверждает для того необходимость веры. Веры, которую он знал с детства

Лёвин приходит к мысли, такой простой и такой сложнейшей, что без Бога жизнь невозможна. Эта истина открыта давно, она известна всем поколениям живших на земле людей, но каждый человек должен в поте лица своего добывать и добывать для себя эту истину. Лёвин именно это и совершил.

 

В «Исповеди» Толстой рассказал, что отчаяние, которое овладело им в

середине 70-х годов и предшествовало коренному изменению его взглядов, было

сходно с душевным состоянием, пережитым на много лет раньше, после смерти

брата Николая, в начале 60-х годов. Но если тогда, по словам Толстого,

неизведанные им радости и заботы семейной жизни вывели его из этого

отчаяния, то в 70-е годы ему стало ясно, что семейное счастье было для него

мнимым или, во всяком случае, временным спасением от всеобщей жизненной

неурядицы, от предчувствия социальных катастроф.

Создавая новый, «семейный» роман, Толстой уже знал, что  семейное

счастье не спасает от мучительных размышлений над большими философскими,

социальными и этическими вопросами бытия. Счастливая семейная жизнь Левина

(история его объяснения с Кити, венчание, отношение ко всему дому Щербацких

насквозь автобиографичны) не освобождает его от раздумий о смысле жизни, от

тяжкого сознания вины перед народом от поисков счастья, равного для всех

людей.

В России «все переворотилось» — «все смешалось в доме Облонских»*

Смысл переломной эпохи, ее «неисчислимых бедствий» раскрывался в

драматической истории крушения последней, казалось бы, незыблемой крепости

— «дома», семьи. История «потерявшей себя, но невиноватой» женщины,

поставленная в центре романа, внутренне соотносилась со всей атмосферой

пореформенной русской жизни. Аристократические семьи, у которых, казалось

бы, есть все, что составляет благополучие и счастье, разрушаются в «Анне

Карениной» одна за другой, словно необоримый и злой рок тяготел над ними.

Толстовство, религиозно-утопическое общественное течение в России конца 19 — начала 20 вв. Возникло в период политической реакции 1880‑х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы Т. изложены Толстым в "Исповеди", "В чем моя вера?", "Крейцеровой сонате" и др. Толстовцы предполагали преобразовать общество путём религиозно-морального самоусовершенствования, проповедовали "всеобщую любовь", "непротивление злу насилием". Критика толстовцами православной церкви, официальной религии, пассивное отрицание самодержавия, проповедь уравнительных принципов, сближение с сектантами (молоканами, духоборами, штундистами) вызывали преследования со стороны церковников и полиции. В 1897 Т. было объявлено вредной сектой. В 1901 Толстой был отлучен от церкви, его сторонники подвергались арестам и высылке. Возникшие в 1880-х гг. колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье (так называемые "культурные скиты") вскоре распались. Значительно большее значение имела просветительская деятельность толстовцев.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1560; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!