Тема духовной эволюции человека в романе «Война и мир»( на примере Безухова и Болконского)



По мнению Толстого, кто выше мнит себя, тот играет меньшую роль в жизненном процессе; кто живет душевными переживаниями, тот играет большую роль в жизненном процессе. Поэтому его герои делятся на изменяющихся и неизменных.

Светские люди ничтожны, потому что живут внешней жизнью.

Толстой показывает их как людей, лишенных души. Они играют какую-то фальшивую роль. Толстой относится к ним отчужденно.

Ростовы и Болконские живут человеческой душевной жизнью. Они не делают жизнь, а делае-мы жизнью.

Герои, ищущие истины, - Пьер и Андрей. Они приходят к простой, естественной жизни путем длительных исканий. Они приходят к мысли народной, к вере.

В начале Андрей не принимает христианские заповеди. Им движет жажда славы. Он все бы отдал за момент славы, даже жизнь своих близких. Марья видит в нем презрение к людям и вере.

Впервые перелом в душе Андрея происходит во время Шенграбенского сражения. Это первый удар по его идеалу.

Второй удар – Аустерлицкое сражение. Все мечты кажутся ему ничтожными. Наполеон, его кумир, становится пустым актером. Самое главное теперь для него – жизнь и смерть. Андрей вспомнил слова сестры, которая хотела приобщить его к Богу.

От одной неправды Андрей приходит к другой. Он замыкается в себе, видит тщетность всего.

Старый дуб – символ его законченной жизни. Наташа заразила его настроением жизнелюбия. Андрей воспрянул духом. Дуб распустился. Он символизирует новую жизнь Андрея, в котором просыпается тяга к жизни. Любовь к Наташе возрождает Андрея.

После увлечения Наташи Анатолем Андрей получает страшный удар. В нем просыпается гордыня. Он бросается от любви к ненависти к Анатолю Курагину. Все обесценивается для Андрея. Его душу спасает война 1812 г. Народное горе отодвигает на задний план личное горе Андрея. В полку им гордились, его любили. Чувство патриотизма Андрей мыслит, как Кутузов, как сам Толстой. Возвышение к мысли народной помогает ему преодолеть собственный эгоизм. Когда он ранен, и Наташа ухаживает за ним, Андрей понимает, что такое христианская лю-бовь: любовь ко всем людям, к врагам. Перед смертью Андрей поднимается на духовную высоту.

Пьер – идеологический и композиционный центр романа. К нему стягиваются все сюжетные линии. Мы видим все стадии его постепенного духовного роста.

В начале романа он живет безалаберно и пусто, суетными стремлениями. Он пассивен и безволен. За одной фальшью (женитьбой на Элен) следует другая фальшь (дуэль с Долоховым и потому полное разочарование во всем, в жизни). Он попадает в новую ловушку – к масонам. Пьер быстро разочаровывается в масонах, потому что духовное для них закрыто. Он прячется в свой внутренний мир. Обломовская философия завладевает им. Любовь к Наташе спасает его. Он открывается людям. Он идет на войну, чтобы спасти человечество от Антихриста Наполеона. Война преображает Пьера. Перед ним открывается правда жизни – жить для других. Платон Каратаев говорит Пьеру, что жить надо божьим судом. Платон Каратаев высказывает, таким образом, главную мысль эпопеи. Платон Каратаев заражает Пьера своей верой. Пьер понимает, что все в жизни взаимосвязано, мир един, и он управляется Творцом. Душевный покой приходит к нему в плену. Он принимает народную правду: любовь к Богу и самоотверженное служение людям.

«Война и мир» заканчивается открытым финалом. Пьер участвует в декабристских кружках. Он не удерживается на духовной высоте. Идет новый виток его развития.

 

С высоким новаторским искусством дан в эпопее синтетический образ войска. В разнообразных сценах фронтовой жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настроение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам - и добродушно-снисходительное отношение к тем же врагам, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Поднимается новая, неведомая никому сила - народ, и нашествие гибнет».

Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он - воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле. В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском патриархальном крестьянине веками крепостной зависимости, - выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям - и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона. Образ Каратаева в известной мере условен, отчасти соткан из мотивов былин и пословиц.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!