Три смерти в ром Толстого «Три смерти»



Драматургия Толстого

Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству.

“Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии.

Народная тема в русской драматургии разрабатывалась и до Толстого. В драме А. С. Пушкина “Борис Годунов” показана роль народа в исторических событиях.

Внимание Толстого привлекают иные явления и стороны народной жизни. Он показывает деревню в тот период ее существования, когда старое тесно сплеталось с “новым”, когда все сильнее и сильнее ощущалось воздействие буржуазных отношений. Писатель изображает повседневное течение жизни, ее “обычный” уклад, но в этой обыденности он вскрывает истинный драматизм, который входит неотъемлемым элементом в ее содержание. Существенной особенностью обрисовки действующих лиц во “Власти тьмы” является ярко выраженный нравственный критерий. Конфликты, характеры героев развиваются в пьесе в силу своей жизненной логики, внутренней необходимости, и вместе с тем стремления, поступки людей показаны здесь в свете высоких этических требований, которым писатель всегда придавал огромное значение.

В совсем иной манере, иной тональности написана драма “Живой труп”. Замысел произведения на тему, очень близкую этой пьесе, относится к середине девяностых годов. Над созданием “Живого трупа” Толстой работал вначале с огромным увлечением, а затем появились сомнения в ценности и нужности этого произведения.

в “Живом трупе” главное действующее лицо сталкивается с аристократической “добропорядочностью”. В драме нет остро очерченных отрицательных фигур, подобных героям социально-сатирического романа. Те, с кем порывает Протасов, не отличаются какими-либо особыми пороками: это средние, обыкновенные люди определенного общественного круга, обладающие, с общепринятой точки зрения, многими достоинствами. Но замысел художника и заключается в том, чтобы показать не только крайние проявления тех принципов, на которых основана жизнь господствующих классов, но и несостоятельность аристократической респектабельности.

Духовный облик действующих лиц раскрывается постепенно, в противоречии с тем, какими герои кажутся при первом знакомстве с ними, вопреки тому, как оценивают их окружающие, что они думают сами о себе.

Существенной особенностью “Живого трупа” является неразрывная связь социального, психологического и нравственного аспектов. Освещение коллизий жизни, психология героев в “Живом трупе”, как и в других произведениях Толстого, включает в себя нравственный конфликт, который не обособляется от внутреннего развития драмы, но ясно проступает в обрисовке ее действующих лиц.

Пожалуй, никто из русских и западноевропейских драматургов не выдвигал с такой глубокой художественной мотивацией, как автор “Власти тьмы” и “Живого трупа”, те высокие этические требования к человеку, которые, по мнению писателя, должны составлять важнейшее начало духовной жизни.

 

Жанровое своеобразие романа Достоевского

Достоевский как почвенник. «Записки из мертвого дома»

"Записки из Мёртвого дома" (1861) начинают в русской литературе тему, которую веком спустя наименовали лагерною. Ныне к ней уже совершенно привыкла читающая публика, но для своего времени описание каторги было в новинку. Писатель взялся за задачу вдвойне сложную: не только войти в самую гущу общественно-психологических проблем, но и осуществить это в новой для себя романной форме. В историю мировой литературы Достоевский вошёл именно как создатель великих своих романов.

"Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать её всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Если в начале человек представлял для писателя загадку психологическую, то в пору создания великих романов она обрела для него религиозную глубину. В таком осмыслении внутреннего человека Достоевскому нет равных.

Поэтому когда мы определяем главный принцип реализма Достоевского как раскрытие человека в человеке, то это в основе своей означает раскрытие Христа в человеке, то есть образа Божия. Того образа, который сознаёт в себе человек и в самых страшных своих падениях, в самом страшном позоре. Композиция: две части, объединенные идеей возрождения души. Это гимн живой душе человеческой.

Первая часть: описание ужасных условий жизни на каторге. Человек стремится к свободе.

Вторая часть: ожидание воли, ужас физических страданий; тема свободы (символ свободы – улетающий на свободу орел).

Познание каторжной жизни соединяется с философскими размышлениями автора. Записки из подполья» - переломное произведение, поделившее условно творчество Достоевского на две части. По словам Бердяева, до «Записок из подполья» Достоевский – еще прекраснодушный гуманист.

Герой в произведении – скорее, антигерой, модель абстрактного человека.

Все произведение – трагедия подполья, «исповедь человеческой злости». Это трагедия созна-ния, трагедия воли, общения, дружбы и любви.

Первая часть – исследование подполья.

Вторая часть – воспоминание о своей жизни.

Здесь раскрывается тип человека, оторванного от жизни и от общества. Это несколько условный герой, в котором присутствует только зло. Это трагический герой, потому что жаждет другой жизни, но не может ее найти.

Это произведение – философское введение к последующим романам Достоевского.

Герой повести – представитель крайнего мечтательства. Это «мертворожденный человек», оторванный от «живой жизни».

Черты подпольного человека:

1. раздвоенность его сознания (хочет познать мир, но не может);

2. много злости (презирает общество и в то же время заискивает перед ним);

3. трагедия воли (полная бесхарактерность, инерция, скука, стремление сочинять жизнь);

4. страшное самолюбие;

5. мнительность;

6. тщеславие.

Герой испытывает от страдания наслаждение.

В философии парадоксалиста Достоевский исследует следующую мысль: невозможно человека уложить в какие-то правила, человек – существо иррациональное. Человек сам способен выбрать свою жизнь. Если он сделает плохой выбор, пусть даже он приведет к плохим последствиям, это его выбор, он имеет на него право.

Для человека убийственно заранее что-то предписывать, он имеет право на свободу воли.

Герой понимает ложность своей позиции. В этом его трагичность. Зло побеждается не воспитанием, а чудом, верой, возрождением.

Раздвоенность сознания героя иссушило его душу. Он не может общаться с людьми. Это – символ одиночества, мирового неблагополучия.

Герой не способен к любви. Его чувство к Лизе чисто теоретическое. Лиза поняла героя, за это он ее возненавидел. Любовь без веры в Христа, без потребности к «живой жизни» мертва.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!