Отражение в романе «Воскресение» мировоззрения Толтого.



Толстой ставит в романе в прямую связь с уровнем нравственности каждой личности и заставляет Нехлюдова сделать вывод о том, что в современной ему России тюрьма – «единственное приличествующее место честному человеку». Мир «обвиненных», постоянно сопоставляемый Нехлюдовым с миром «обвиняющих», делает для героя очевидным, что «наказание» влекло за собою потерю истинной «крестьянской, христианской нравственности» и усвоение новой, утверждающей вседозволенность насилия. Изображаемое Толстым «заражение» народа пороком одинаково активно как в мире острогов и тюрем, так и в мирском ежедневном быту. И вместе с тем в последнем романе Толстого показано осознанное социальное неприятие народом всего государственного устройства. Встреченный Нехлюдовым в Сибири «свободный старик» символически именует «верноподданных» государства «антихристовым войском», стремящимся устранить возможность исполнения нравственной потребности творения добра.

Предметному изображению у Толстого противостоит теневое: изображение персонажа по тем признакам, которые характеризуют персонаж не столько индивидуально, сколько сословно. «Воскресение» нужно обозначить как роман социально-идеологический. В основе такого романа лежит идеологический тезис о желанном и должном социальном устройстве

Роман «Воскресение» слагается из трех моментов: 1) принципиальной критики всех наличных общественных отношений, 2) изображения «душевного дела» героев, т.е. нравственного воскресения Нехлюдова и Катюши Масловой и 3) отвлеченного развития социально-нравственных и религиозных воззрений автора.

В связи с этим находится и композиция романа. В «Воскресении» повествование сосредоточено лишь вокруг Нехлюдова и, отчасти, Катюши Масловой, все остальные персонажи и весь остальной мир изображается в кругозоре Нехлюдова. Все эти персонажи романа, кроме героя и героини, ничем между собою не связаны и объединяются лишь внешне тем, что приходят в соприкосновение с посещающим их, хлопочущим о своем деле Нехлюдо-вым.

Художественные акценты этого изображения гораздо энергичнее, сильнее и революционнее, нежели те тона покаяния, прощения, непротивления, которые окрашивают внутреннее дело героев и отвлеченно-идеологические тезисы романа.

Роман – это вереница освещенных резким Критическим светом образов социальной действительности, соединенных нитью внешней и внутренней деятельности Нехлюдова; увенчивают роман отвлеченные тезисы автора, подкрепленные евангельскими цитатами.

Роман открывается евангельскими текстами (эпиграф) и замыкается ими (чтение Нехлюдовым Евангелия). Все эти тексты должны подкрепить одну основную мысль: недопустимость не только суда человека над человеком, но и недопустимость какой бы то ни было деятельности, направленной на исправление существующего зла.

Такова идеология Толстого, организующая роман.

 

Эволюция образов Кати Масловой и Нехлюдова в ром «Воскресение»

В «Воскресении» повествование сосредоточено лишь вокруг Нехлюдова и, отчасти, Катюши Масловой, все остальные персонажи и весь остальной мир изображается в кругозоре Нехлюдова. Все эти персонажи романа, кроме героя и героини, ничем между собою не связаны и объединяются лишь внешне тем, что приходят в соприкосновение с посещающим их, хлопочущим о своем деле Нехлюдовым.

Нехлюдов изображается Толстым как живой человек, в котором сочетаются и хорошие, привлекательные черты, и дурные, низкие свойства:

1) в юности Нехлюдов исполнен благородных мечтаний и порывов, увлекается идеями Спенсера, решает даже "не пользоваться правом собственности на землю

2) чувство влюбленности в Катюшу Маслову (первый приезд в деревню) открыло героя: "все для него как бы освещалось солнцем, все становилось… радостней"

3) во время второго приезда в деревню облик Нехлюдова становится иным под воздействием той школы жизни, которую успевает пройти герой (представления и оценки людей его круга, праздная, расточительная жизнь)

4) душевная борьба Нехлюдова показана как борьба животного и нравственного начала в человеке: "В Нехлюдове, как и во всех людях, было два человека. Один - духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и для других людей, и другой - животный человек, ищущий блага только себе и для блага готовый пожертвовать благом всего мира";

5) постепенный отход Нехлюдова от господствующих в его среде взглядов и норм начинается с той самой скамьи подсудимых, на которой он увидел Катюшу Маслову; в его душе борется страх перед возможным позором и стыд за свое прошлое; несмотря на внутреннее сопротивление, Нехлюдов признает себя виноватым в беде Катюши

6) Нехлюдов стремится избавиться от лжи и низости своей настоящей жизни:

а) прежде всего это проявляется в его стремлении оправдаться перед Катюшей; руководствуясь чувством долга, он предлагает ей выйти за него замуж;

б) герой постепенно отходит от образа жизни людей своего круга, в нем усиливается критицизм по отношению к ним: так, он осознает фальшивость своих отношений с Мисси Корчагиной, испытывает отвращение, вспоминая свою связь с женой уездного предводителя дворянства Марией Васильевной

в) по-новому осознав свое "я", Нехлюдов решает передать землю крестьянам

7) по мнению Толстого, изменение мировоззрения героя происходит не только в силу внутренних причин, но также и в результате глубоких воздействий жизни (путешествие в Сибирь, картины бесчеловечности, произвола, подавления человеческой личности);

8) увидев жизнь в ее обнаженной жестокости, Нехлюдов, однако, не сумел найти путей для ее исправления, лишь в заключительной части романа содержится намек на учение Христа как на будущую возможность Нехлюдова преодолеть зло вокруг себя и в себе самом.

Тема «воскресения» в романе перестает быть, как известно, личной темой автобиографического героя Толстого. Нравственное прозрение Нехлюдова совершается в начале повествования. Дальнейшей задачей героя становится дискредитация всего общественного устройства и отрицание его. С темой «воскресения» писатель связывает вопрос об исторических судьбах народа, общества и человечества, что существенным образом отражается на художественной структуре романа: образом психологически развивающимся и стержневым в движении сюжета впервые в творчестве Толстого становится героиня из народа.

Психологическое развитие образа Масловой слагается в романе из двух противопоставленных друг другу процессов и в этом отношении находится в полном внутреннем единстве с принципом контрастного сопоставления, который в художественной структуре романа является ведущим. Жизнь Масловой «на воле» от первых шагов в господском доме с его соблазнами «сладости» до начальных месяцев ее пребывания в остроге – постепенное и закономерное «омертвление» души. Нравственная чистота, которая сохраняется в героине при всей глубине ее «падения», теряет способность быть силой активной и становится лишь источником духовно болезненных ощущений, возникающих всякий раз при воспоминании о том мире, «в котором она страдала и из которого ушла, не поняв и возненавидев его».

Но изображение социальной закономерности трагедии героини из народа – лишь одна из задач Толстого. Непонимание мира зла, восприятие общепринятых и узаконенных «норм» человеческих отношений как должных определяется писателем как «темнота незнания». Это понятие употребляется в романе в сцене вынесения Нехлюдовым нравственного приговора себе и связывается с его интеллектуальным прозрением.

Нравственное воскресение Масловой, «оживление» ее души происходит в «неволе» - в остроге и на этапе в Сибирь. При этом самое «решительное и самое благотворное влияние» оказывают на нее политические ссыльные, о которых и в самом романе и в ряде публицистических работ 90-х гг. Толстой говорит как о «лучших людях» своего времени. Именно они возвращают Масловой веру в добро и в себя, перерождают ее «ненависть к миру» в желание понять его и противостоять всему, что не совпадает с нравственным чувством. Духовное воскресение народа открыто связывается в романе с деятельностью «политических». И в этом – нравственное оправдание революционной деятельности (при всем неприятии Толстым насильственных методов борьбы) как исторически закономерной формы социального протеста против «царствующего зла».

Нравственное всегда являлось для Толстого главной формой осмысления социального. Подводя итоги развития русского демократического романа, «Воскресение» утверждает неизбежность народной революции, которая понимается Толстым как «революция сознания», приводящая к неприятию всех форм государственного и классового насилия.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1953; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!