Севастопольские рассказы» Толстого. Проблематика и поэтика



Севастопольские рассказы» (1855):

«Севастополь в декабре»

«Севастополь в мае»

«Севастополь в августе 1855».

1. Здесь получает развитие философия истории Толстого. Главный герой – народ.

2. Толстой впервые в русской литературе сказал правду о войне.

3. Настоящая причина стойкости защитников Севастополя – в «духе» русского солдата, который исходит из любви к родине. Налицо скрытая черта патриотизма.

Основная идея произведения – идея величия народа, героизма русского солдата.

«Севастопольские рассказы» - вторая ступень в написании «Войны и мира».

Первый рассказ. Толстой рисует ужасы войны. Он открыто говорит о том, что главный герой – народ русский. Здесь есть противопоставление жизни внутренней и жизни внешней. Повествование от первого лица. Отсюда и лиризм повествования.

Второй рассказ. Повествование от третьего лица. Показывается офицерство. Физическая храбрость офицеров презирается Толстым. В центре сюжета – образы «неэлитного» офицерства. Второй рассказ противопоставлен первому. Изображается нравственная пустота офицерства.

Третий рассказ. Толстой показывает нравственную непобедимость русского солдата. Братья Козельцовы – прототипы героев «Войны и мира»: Николая и Пети Ростовых.

«Севастопольские рассказы» сделали Толстого еще более популярным.

 

 

Повесть Толстого «Казаки». Ее место в идейно-таорческой эволюции писателя. Образ Дмитрия Оленина

Стихия природной гармонии нашла наиболее полное отображение в шедевре раннего Толстого — в повести "Казаки" (1863). В "Казаках" Толстой — окончательно сложившийся мастер, равный ведущим реалистам того периода развития отечественной словесности.

Героем своим он избирает человека, относящегося к давно сложившемуся в нашей литературе типу "лишнего человека". Толстовский Оленин — из тех, о ком говорят, что он "ещё не нашёл себя". Поиск же себя он пытается осуществить в бытии, наиболее близком, по его выводу, к естественной жизни, где-то на грани между цивилизацией и натуральной стихией. В стремлении своём к натуре и натуральной основе бытия, Оленин мечтает опро-ститься, жить жизнью простого казака, жениться на казачке красавице Марьяне, олицетворяющей для него природную гармонию.

Примером близости человека к природе становится для Оленина старый казак дядя Ерошка. Ерошка вовсе не образец добродетели. Нравственность Ерошки весьма отлична от христиан-ской морали, она именно натуральна. Так, он легко вызывается доставить Оленину "красавицу" и отвергает возражение не утратившего понятие о религиозном запрете молодого человека как противное естественному порядку вещей. Ерошка "подсматривает" законы естественной жизни и переносит их на жизнь человека.

Не следует упускать вниманием, что повесть Толстого появилась в 1863 году: ещё не отшумели споры вокруг "Отцов и детей", и Чернышевский бросает в котёл общественных страстей свой роман "Что делать?", начиная перепахивать склонные к соблазну натуры. Общество и без того возбуждено совершаемыми переменами. И в это самое время Оленин вдали от всего суетного хаоса мечтает о слиянии с первозданной стихией? Упрёки Толстому раздавались несомненные: за намеренный уход от важнейших вопросов современности, за едва ли не пренебрежение ими.

Ушёл от проблем? Нет. Именно насущнейших проблем человеческого бытия и коснулся писатель в своём создании. Ведь истинно важные вопросы — не в той суетности, какою тешили себя шумливые прогрессисты. То пришло и в своё время ушло. Но вечным остался вопрос о смысле жизни и о счастье в этой жизни. Толстой не ушёл от проблем бытия, он самые острые из них обнаружил и отразил. Вполне закономерно, что они не вполне совпадали с общественной злобой дня.

 

Война в понимании и изображении толстого (Севастопольские рассказы см.№3 и война и мир)

Замысел Толстого «Войны и МИРА» восходит к роману «Декабристы».

Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг.

Эволюция его замысла:

1856 → 1825 → 1812 → 1805

Толстой говорит о решающей роли народа в историческом процессе. Он поставил перед собой цель: раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении его.

Толстой ставит философские вопросы: о свободе и воли, о течении самой жизни.

Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается».

Толстой отображает три плана:

1) социальный (война и не война);

2) психологический (война – это враждебность);

3) философский (добро и зло).

Понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Мир – это и весь свет, Вселенная. Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир – это жизнь.

Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохват-ность книги.

Суть замысла сводилась к тому, чтобы «захватить все». Эпическая широта – один из главных признаков «Войны и мира». Художнику было особенно важно сказать все – не обо всем поне-многу, а именно все. Главный герой «Войны и мира» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы».

Этот эпический, составляющийся из множества отдельных характеров, портретов и типов образ народа, собственно, и превращает роман в эпос, в повествование с открытым финалом (у жизни народа, человечества нет конца), без той развязки, с которой «уничтожается интерес». Образ этот является художественным открытием Толстого.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 4589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!