Мимика лица как основной инструмент невербальной



Коммуникации педагога

Мимика (от греч. mimikos — подражательный) — 1) выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам, эмоциям, настроениям; 2) искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами. Поэтому мимику называют языком чувств.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской [107] (табл. 1).

 Мимические коды эмоциональных состояний

Части и

элементы лица

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание Страх

Удивление

Радость
Положение рта Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт
Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или

 раскрыты

Яркость глаз

Глаза

блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты

 к переносице

Брови подняты вверх

Уголки  бровей

Внешние уголки бровей

подняты вверх

Внутренние уголки бровей

подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки

на лбу и переносице

Горизонтальные складки

на лбу

Подвижность лица

Лицо динамичное

Лицо

застывшее

Лицо динамичное

                 

 

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

 

 

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее, основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

Мимика— это выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах [170].

В профессиональной психотехнике мимика используется для:

· усиления речевого высказывания;

· воздействия на собеседника;

· установления психологического контакта;

· формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;

· маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;

· улучшения самочувствия.

Мимика динамична и, как правило, отражает:

1. отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;

2. психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;

3. отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;

4. отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;

5. некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное педагогическое профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить, почему и пр.

Многие педагоги не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Нужно периодически смотреть на себя в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Некоторые педагоги могут ошибочно подумать, что ваше «обычное» лицо — преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего лицо педагога должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием (Шестакова Е. [207]).

Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:

·выражение глаз;

·направление взгляда;

·особый рисунок носогубных складок;

·особый рисунок складок лба;

·общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);

·разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение) (Измaйлoвa М. А. [76]).

Мимика педагога как средство педагогической техники должна отличаться открытостью к детям, их родителям, коллегам. Важно, чтобы ребенок не боялся обратиться к педагогу со своими проблемами. Учитывая зеркальность общения, т.е. то, что ребенок во время общения отражает мимику педагога, надо подчеркнуть значимость открытой мимики педагога для будущей судьбы ребенка, поскольку в этом случае дети учатся у него доброжелательности и открытости. Мимика педагога должна быть достаточно разнообразной и динамичной, чтобы отражать его отношение к окружающей действительности. Мимическая выразительность учителя и воспитателя создает зону эмоционального заражения, а значит, обогащает детей опытом отношенческих реакций на неоднозначные явления современного мира (Денни Р. [55]).

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1038; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!