Профессионально значимые качества и гигиена голоса учителя



 

Педагогический голос — профессионально сформиро­ванный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения.

Комплексная характеристика педагогического голоса, вклю­чающая такие параметры, как потенциально высокий уровень гром­кости, широкий динамический и высотный диапазон, разнообразие тембров, благозвучность, полетность, помехоустойчивость, суггестив­ность, адаптивность, гибкость, устойчивость, выносливость, выявля­ет его специфику по отношению к другим профессиональным голо­сам, таким, как певческий голос, командный голос, сценический (актерский) голос, дикторский голос (Василенко Ю. С. [23], Морозов, В. П. [134]).

Некоторые акустические характеристики голоса играют большую роль в деятельности учителя, использующего голос как инструмент взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

 Так для учителя важна сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект информации оказывается значительно сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно педагог расценивает высоту своего голоса. Главное, чтобы он был естественным.

Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп – примерно 100 -120 слов в минуту. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, от стиля произношения, контекста и т.д. При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно повторить. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи, так как он не поспевает за ее восприятием слушателями. Они не могут также вычленить в этом медленно текущее потоке главное и второстепенное, а потому теряют нить рассуждения. Учитель, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение. Но в некоторых ситуациях медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.

Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. С учениками не стоит говорить слишком громко. Приглушенный голос в большей мере способствуют возникновению у собеседника ощущения доверительности (Никитина Г. А. [140]).

Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех - это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в консультативной практике, и его наличие в умеренных дозах - это признак хорошей атмосферы, однако слишком частые весёлые сессии требуют исследования. Кроме того, не стоит забывать, что такие слова как “высмеивать” и “насмехаться” отражают негативный аспект смеха. Очень важно, чтобы воспитанник не воспринимал ваши шутки как высмеивание его качеств, поэтому нужно крайне осторожно использовать шутки, в которых мишенью является ученик.

Для педагога крайне важно иметь хорошую дикцию.

Дикция – отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения, а также настроенность на партнера – забота о том, чтобы партнеру не пришлось прилагать усилия, чтобы расслышать речь.

Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Используя их можно научиться преодолевать дикционные трудности. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Такой термин распространен в актерской среде. Паузы (остановки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль. Подчеркнуть и выделить ее (Савостьянов А. И. [178]).

Речевые нарушения:

· КАРТАВОСТЬ – неправильное произношение звуков (Р и РЬ, и др);

· ЗАИКАНИЕ – это нарушение нормального хода речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата;

· НАРУШЕНИЕ ТЕМПА РЕЧИ чаще всего проявляется в виде тахилалии (патологическое ускорение темпа речи) и брадилалии (патологическое замедление темпа речи).

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечетким произнесением согласных («каша во рту»).

Предупреждение причин нарушений голоса: после 3 – 4 часов работы речевой аппарат нуждается в 1 часе отдыха.

Пороки речи, которые мешают слушателю или вредят оратору (Х. Леммерман [110]):

ü слишком высокая тональность речи;

ü сдавленный голос воспринимается как неестественный из-за поспешного дыхания и сокращения шейных мускулов;

ü проглатывание конечных слогов;

ü «звуки размышления» (о-о-э; и э-э и т. д) или атавистические звуки;

ü носовое или картавое звучание;

ü остерегайтесь брызг изо рта во время речи;

ü для голоса вредны всякие чрезмерные восклицания, хмыкание и кашель.

Педагог должен бережно относится к звучащему слову. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа (скорости произнесения звуков), силы голоса (громкий, тихий, средний), его высоты. Педагог должен обладать хорошей дикцией, т. е. произносить слова четко и ясно.

Постановка голоса – процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря постановке голоса голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил.

В процессе формирования педагогического голоса можно выделить несколько этапов:

· на первом этапе в сознании обучаемого образуется слуховая модель — представление о том, как должен звучать голос педагога в той или иной ситуации, чтобы оптимизировать педагогическую коммуника­цию,

·  затем выясняется, с помощью каких психо-физиологических механизмов достигается нужное звучание,

·  на следующем этапе, проводя активный тренинг, вырабатывают нужные умения и навыки,

· затем про­водится слуховой анализ полученных результатов,

·  заключительный этап — доводка и «шлифовка» голоса в реальных педагогических ситу­ациях, в прямом контакте с учениками, их родителями и коллегами (Василенко, Ю. С. [23], Дмитриев, Л. Б.[57]).

Гигиена голоса учителя – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата.

Педагогическая сфера является сферой "повышенной голосо-речевой ответственности", так как речь, и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, является важнейшим инструментом деятельности педагога. Педагогу необходимо обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.

Как показывают специальные исследования (Жданова, О. А. [61]), заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых» профессий очень высока. У учителей она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушений голоса различны:

· повышенная ежедневная голосовая нагрузка,

· не умелое пользование голосовым аппаратом,

· несоблюдение правил гигиены,

· врожденная слабость голосового органа.

Перенапряжение голосового аппарата, вызывающие нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50% рабочего времени педагог говорит, при чем во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум в классе, в среднем составляющий 5572 децибела, а интенсивность здорового голоса находится в пределах 6574 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, произнесенных после выхода на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вдыхает ртом не увлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно соблюдать гигиену голоса. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 23 часов избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее) (Иванько Т. А. [74].

В гигиене голоса выделяют три основных компонента:

- гигиена дыхания (вдох через нос);

- гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани);

- психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций);

- отсутствие вредных привычек, отрицательно влияющих на звучание голоса (алкоголь, курение).

Голосовой аппарат быстрее изнашивается при монотонном звучании речи, а также при злоупотреблении крайними участками диапазона. Не меньший вред приносят форсирование громкости и противоположная манера – вялое, тусклое звучание (голос без «опоры»). Нерациональная работа голосового аппарата иногда обусловлена дефектами слуха.

Необходимо "разогревать" и "остужать" свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки (Савинова М. С. [176]).

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под понятиями: «просодика», «лингвистическая (языковая) и паралингвистическая фонация», «экстралингвистическая система?

2. Расскажите о голосе и его общих акустических характеристиках: темпе, силе, высоте.

3. Сравните достоинства и недостатки быстрой и медленной речи в процессе общения. Как темп речи влияет на восприятие партнера по общению?

4. Что можно сказать о человеке на основе такой акустической характеристики как громкость голоса?

5. Какая артикуляционно-акустическая характеристика голоса свидетельствует об его окраске, колорите?

6. Какую роль играет интонационная окраска высказывания в речи педагога? Почему говорят интонация – «кондиционер пространства души». Как вы это понимаете?

7. Какие функции выполняет в общении пауза? Несет ли она какую-либо смысловую нагрузку при передаче и получении информации в общении?

8. Дайте общую характеристику педагогическому голосу. Как влияют темп, громкость и другие акустические характеристики на индивидуальный голосовой портрет учителя в качестве его эффективного воздействия на школьную аудиторию?

9. Как работать над дикцией, если имеются речевые нарушения и различные пороки речи? Что реально устранить, если это мешает в работе педагога?

10. Расскажите о гигиене голоса учителя. Что наиболее негативно влияет на голосовые связки?

 

Практикум

1. Речевая гимнастика

Упражнения на тренировку речевого дыхания. Например: «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

· Голосовые упражнения. Например: «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

· Артикуляционные упражнения. Например: Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

Потренируйтесь в произнесении скороговорок:

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Клара – краля кралась с крокодилом к Ларе.

 

Упражнение: Перед вами стилистически нейтральный текст. Прочитайте его вслух перед воображаемой аудиторией разными вариантами, предлагая воспринимать не столько содержание, сколько ваши голосовые модуляции: внушить аудитории страх, волнение, восхищение, удивление, грусть.

«Обучение правильной дикции не всегда оказывается необходимым, однако педагог, артикулирующий нечетко, говорящий слишком стремительно или, наоборот, замедленно, что вызывает определенные рецепционные трудности, может оказаться непонятным учениками. А сколько трудностей испытывают сами учащиеся, лишенные возможности говорить правильно и ясно! Отдельные явления этого рода находятся в исключительной компетенции дефектологии и логопедии, но многие из них поможет преодолеть школьнику сам педагог. Помнить следует о том, что основа артикуляционно грамотной речи – выработка правильного дыхания, умение привести к идеальной цифре соотношение вдоха и выдоха; начинать произносить даже небольшие отрывки речи следует исключительно на выдохе, что достигается системой певческих упражнений, созданием искусственных артикуляционных препятствий (знаменитые камешки Демосфена) и речью в сопровождении ускоряющегося – замедляющегося ритма ударов метронома, при музыкальном звучании. (А. А. Мурашов).

2. Подготовьте сообщение на тему: «Профессиональное владение голосом» (при подготовке используйте книги: Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. [Текст] / Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова. М., 1993, гл. Что слышно? С. 64 76; Леммерман Х. Учебник риторики. [Текст] / Х. Леммерман. М., 1998, гл. Дыхание, речь., С. 9 18.)

3. Прочитайте, как К. С. Станиславский охарактеризовал речь с плохой дикцией. Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Почему?

1. Слово с «комканным» началом подобно человеку с расплющенной головой.

2. Слово с недоговоренным концом напоминает (…) человека с ампутированными ногами.

3. Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед. Мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

4. Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разрывы гласных, в которых вязнет язык.

4. Произнесите данные ниже фразы с различными оттенками: приковать к себе внимание, вызвать эмоциональное переживание, вызвать размышление, воспринять как информацию к действию, возбудить ассоциации с уже имеющимися знаниями и в зависимости от педагогической ситуации. («Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли вы задание?», «Прошу внимания» и.т.п.).

5. Произнесите фразу «Сегодня хорошая погода» «голосами разных животных»: кролика, бегемота, мышки, собаки, медведя, змеи и других,- так чтобы резко изменялся ритм, регистр голоса, интонация. Главное в этом упражнении интонации, умение их слышать, умение их создавать.

6. Произнесите данные фразы с изменением интонационного наполнения (весело, грустно, по-деловому, жестко, оповещательно, по – дружески, гневно, раздумывающе, удивленно и т.д.): «Зачем ты (вы) это сделал?», «Скоро конец урока», «Каково ваше мнение?».

7. Произнесите данную фразу: а) повышая тональность, б) понижая тональность в) сделав логическое ударение на середине фразы

«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого!»

7. Спроецируйте данное высказывание на деятельность учителя в общении с детской аудиторией.

Выдающийся дирижер Райнер Хельд однажды, заметив, что музыканты во время паузы отвлекаются, переговариваются друг с другом, сказал: «Пауза дается не для отдыха, а для того, чтобы приготовиться к последующей работе…»

 

Литература

Основная

1. Иванчикова, Т. А. Речевая компетентность в педагогической деятельности  : учеб. пособие [Текст] / Т. В. Иванчикова. — М. : Флинта: Наука, 2010. —  223 с.

2. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие [Текст] / А. К. Михальская. — 2-е изд. — Ростов н /Д: Феникс, 2015. —  380 с. — (Высшее образование).

3. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. К. Михальская. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 380 с. — (Высшее образование).

4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Ипполитова [и др.]. — Москва: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011. — ­ 254 с. On-line.

 

Дополнительная

1. Ахьямова, И. А. Голос как инструмент педагогического общения [Текст] /  И. А. Ахьямова  // Народное образование. —2010. — № 6 . — С. 235— 239.

2. Десякова, Н. Д. и др. Культура речи педагога: учеб. пособ. для студ. выс. учеб. завед. [Текст] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассиурова. – М.: изд. центр «Академия». – 2003. – 192 с.

3. Жданова, О. А. Профилактика нарушений голоса у педагогов детского сада [Текст] / О. А.  Жданова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. —2014. — №2. — С. 51—56.

4. Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. [Текст] / А. И.  Савостьянов – М.: «Владос». – 2001. — 123 с

5. Савостьянов, А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией [Текст] / А. И.  Савостьянов.  — М., 2005.—160 c.

6. Чернова Л.В., Чернов Д.Е. Гимнастика голоса [Текст] / Л. В. Чернова, Д.Е. Чернова // Педагогическое образование в России.—2015. —№ 12. — С. 290 — 294.

7. Чернова Л. В., Чернов Д. Е. Голос и речь учителя – важнейший элемент профессионального мастерства [Текст] / Л. В. Чернова, Д.Е. Чернова   // Педагогическое образование в России. — Ектеринбург: Уральский государственный педагогический университет. —2011. —№5. — С. 218—222.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 4385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!