Схема 4 - 6 Размещение учащихся для межгруппового взаимодействия



Успешность совместной учебной деятельности и степень результативности индивида, участвующего в ней, зависят от множества причин психологического характера. Важную роль играют в этом особенности территориального поведения детей. Ребенок неслучайно занимает то или иное место в пространстве, и он неравнодушен к тем перемещениям, которые в этом пространстве происходят. Его настроение, успешность деятельности в значительной мере определяются данным фактором.

 Перемещение детей на учебных занятиях в школе повышает степень их учебной активности, существенно меняет характер учебной деятельности, способно как повышать, так и понижать уровень учебной результативности (Савенков А. И. [175]).

 

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите о невербальном общении как отражении индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности.

2. Какие функции выполняют невербальные сигналы? Какой процент информации, по мнению ученых, человек получает с помощью невербальных средств общения?

3. Назовите группы невербальных средств общения, ориентируясь на приведенную в тексте классификацию. Дайте общую характеристику каждой группе.

4. Какие существуют невербальные средства усиления позиции педагога как коммуникативного лидера? Приведите примеры позволяющие продемонстрировать возможности учителя использовать наиболее эффективно невербальный язык в общении с обучающимися.

5. Как организуется взаимодействие учитель-ученик при использовании тактильной коммуникации? Существуют ли особенности и проблемы при использовании данного взаимодействия на организацию учебно-воспитательного процесса в целом?

6. Кто впервые ввел термин проксемика в науку? Какие дистанции в общении стоит использовать при взаимодействии с партером в зависимости от речевой ситуации?

7. Как целесообразно организовать пространство класса для эффективного общения с обучающимися? Какие существуют рекомендации специалистов по организации коллективного и группового взаимодействия со школьной аудиторией в процессе проведения урока?

 

Практикум

1. На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения? (Мимика, жесты, ритмические жесты, эмоциональные жесты, указательные жесты, изобразительные жесты, символические жесты). Докажите это на примерах.

2. Рассмотрите несколько репродукций картин, изображающих учителя и класс на уроке. Определите коммуникативные намерения изображенных людей по их невербальным признакам. Что и как вы изменили бы, создавая ситуацию оптимального дидактического общения. Какие невербальные факторы способствуют «потеплению» общения на уроке, уходу его от формализации, переходу с чисто делового на позиционный уровень?

3. Прочитайте ниже приведенный юмористический отрывок: «Советы выступающему». На его основе составьте таблицу вербальных и невербальных элементов, создающих препятствия для осуществления общения с аудиторией.

«Выступление начинается не со слов, а с жестов. Чрезвычайно важно, какими движениями вы разложите перед собой бумажки, вытащите очки, откинете со лба прядь волос. Приемлемы лишь такие движения, которые не выдадут, что у вас дрожат руки или по спине течет пот. Не советуем наваливаться локтями на кроя трибуны – могут подумать, что вы не держитесь на ногах. Рекомендуется все, свидетельствующее о том, что вы и трибуна – не два автономных механизма, а единое целое, некий трибунотавр. Поэтому имеет смысл снять с руки и положить на пюпитр часы: создается впечатление, будто вы лишь переместили их с одного участка вашего тела на другой.

Не следует выступать без бумажки, говорить интересно и – что особенно важно! – остроумно. Такая речь может обидеть того, кто всегда говорит серьезно и только по заранее написанному. Идеальную золотую середину нащупали тут некоторые ораторы- очкарики: первую часть фразы они произносят, уставившись сквозь очки в свои записи, а вторую – сняв очки и глядя в зал. Представьте себе, сколько раз приходится им водружать на нос и снимать очки? Сам Чарли Чаплин не угнался бы за ними. Из-за этих манипуляций с очками невозможно уловить, о чем идет речь, зато у слушателей создается такое пьянящее ощущение деятельности, что, когда возникает потребность в энергичном руководителе, ораторов-очкариков вспоминают в первую очередь.

Ораторам, не носящим очков, предлагается такой рецепт: время от времени, пробежав глазами текст следующей фразы, поднять глаза на зал, в задумчивости сморщить лоб и произнести эту фразу как свежую мысль, только пришедшую в голову. Однако не забудьте при этом воткнуть палец в конец фразы, ибо если, отыскивая продолжение речи, вы надолго замолчите – весь эффект «свежей мысли» вылетит в трубу.

Пусть редко, но иногда все-таки случается, что оратор не может вдруг найти одного листка подготовленной речи, а то и обнаруживает, что захватил с собой не тот текст. Особенно досадно, когда это открытие он делает «на глазах у слушателей», которые с замирающим от счастья сердцами следят за тем, как он растерянно шарит по карманам. В это время слушатели все на свете готовы отдать, лишь бы этот сеанс продолжался до бесконечности. Что тут делать?

Спокойно разведите руками и объявите, что на пропавшем листочке или листах было выписано очень много очень новых и очень точных данных, которые по памяти могла бы воспроизвести разве что электронная машина; говорить же, не оперируя очень новыми и очень точными данными, разумеется, не трудно, но следует ли?...

Если около вас поставлен стакан воды, то отхлебнуть можно не более двух раз. Уж лучше оборвать свою речь на полуслове и как ни в чем не бывало отправиться на свое место, чем присасываться к стакану. Иногда такая неожиданная концовка может заинтриговать и даже обеспокоить кое-кого, вызвать подозрение, что вам известно нечто чрезвычайно важное, о чем вы, однако, не желаете сказать во всеуслышанье.

Если вы замечаете, что публика вас не слушает, дремлет, скучает, однако воздерживается от громких разговоров между собой,- значит. Речь ваша течет по правильному руслу. Другое дело, если слушатели шумят, зевают, не прикрывая ртов, и затевают разные игры. В этом случае рекомендуется обвести взглядом зал и сказать: «По этому поводу, друзья мои, вспомнился мне один смешной анекдот». Зал мигом настораживается. И вы получаете возможность закончить свое выступление, окруженный таким искренним вниманием, которое и в самом деле достойно благодарности. Если же вас упрекнут потом, куда же, дескать, пропал тот анекдот, то вы хладнокровно объясните. Что анекдот вы только вспомнили, а вовсе не обещали рассказать…

И главное: трибуну надо покидать с уверенностью, что вы не ляпнули что-то такое, чего говорить не следовало. Эту уверенность нельзя путать с ощущением того, что было сказано все, о чем следовало сказать. Если вдуматься, то эти два чувства разделяет пропасть… (Из «Литературной газеты», 8.01.86).

4.Определите, для какого типа общения характерны приведенные в табл. расстояния между общающимися, и заполните таблицу.

 

 Тип общения

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 670; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!