Развитие прессы в Германии в 16-19 веках.



http://evartist.narod.ru/text2/34_3.htm

Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.

 

В Англии книгопечатание появилось в 1477 году, когда печатник Уильям Кэкстон (1422–1491) выпустил книгу «Изречения, или Высказывания философов». Вскоре, в 1487 году, король Генрих VII учредил Звездную палату – цензурное учреждение, существовавшее до 1641 года, целью которого была борьба с крамолою и королевскими врагами. Закон о цензуре был принят в Англии в 1509 году при короле Генрихе VIII. Согласно этому закону, книги разрешалось печатать в Лондоне, Оксфорде и Кембридже. Перед выходом их должны были просматривать университетские профессора (светская цензура) и епископ Кентерберийский (духовная цензура).

Первой английской газетой стала выходившая в 1622–1641 годы «Weekly News» («Еженедельные новости»). Ее издатель Натаниэль Бэттер не имел, как его французский современник Теофраст Ренодо, покровителей при дворе, к тому же король не придавал значения газете как помощнику в распространении своей политики. Бэттеру запрещалось писать о собраниях, прениях в парламенте и вообще касаться внутренних новостей. Авторитарная печать всегда в первую очередь контролировала внутреннюю информацию. Часто Бэттер, чтобы занять вырезанные цензурой места в газете, выдумывал новости или перепечатывал главы Библии.

Расцвет политической журналистики (и в первую очередь жанра памфлета) пришелся на 1640-е годы, когда в Англии началась гражданская война (1642–1646, 1648–1649), приведшая к казни короля Карла I в 1649 году и отмене цензуры. В 1644 году поэт, писатель и публицист Джон Мильтон (1608–1674) опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». Взяв за основу форму античной речи и подражая прежде всего Исократу, Мильтон дал исторический обзор стеснений печати и подвел читателей к выводу, что все эти стеснения порождены инквизицией. Мильтон разбирал качества цензоров, выписывая абстрактный и недостижимый, по его мнению, образ идеального цензора. Цензура, считал Мильтон, – недоверие к народу и бесчестие для английского общества. Далее автор писал о бессилии цензуры помешать распространению правды. Цензура бесполезна, вредна и унижает человеческое достоинство.

Интересно, что, будучи ярым противником цензуры, Мильтон впоследствии, когда была восстановлена цензура, работал цензором печати. Он считал, что за неимением идеального цензора лучше ему заниматься экспертизой книг и газет, нежели полуграмотному, невежественному и косному человеку, какими были большинство цензоров.

Во время революции Мильтон был сторонником индепендентов – радикального крыла крупных промышленников и дворян. В двух памфлетах «Защита английского народа» (1650, 1654) он выступил как активный поборник суверенитета английской республики и противник реакции и монархии.

Другими известными памфлетистами эпохи революции были Джон Лильберн (1614–1657) и Джерард Уинстенли (1609–1653). Лильберн был идеологом и руководителем левеллеров – радикальной политической партии, объединявшей мелких торговцев и собственников и выступавшей за республику, против ликвидации частной собственности. В 1649 году левеллеры потерпели поражение в борьбе с индепендентами. Лильберна выслали из Англии, а по возвращении – заключили в тюрьму.

Уинстенли был социалистом-утопистом, идеологом диггеров – самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике Уинстенли приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны. В то же время представления Уинстенли об этом обществе облечены в религиозные формы. В своих памфлетах («Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» и других) Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы.

После поражения революции английская журналистика пережила тяжелые времена. При короле Карле II был восстановлен прежний контроль над прессой. Началось издание правительственных и государственных газет, первой из которых стала учрежденная в 1665 году «Oxford Gazette» («Оксфордская газета»), переименованная вскоре в «London Gazette» («Лондонская газета»). Со временем все английские газеты обосновались на Флит-стрит, недалеко от площади Святого Павла, которая издавна была местом сбора новостей.

В 1688 году в Англии произошла Славная революция, в результате которой утвердилась ныне существующая форма разделения властей. 13 февраля 1689 года парламент принял Билль о правах – документ, который до сих пор играет роль конституции и закона о печати. Первый параграф Билля гласит, что если парламент принял закон, король не вправе отменить его. Для журналистов был самым важным девятый параграф: «Свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не может быть поводом для преследования, быть предметом рассмотрения в суде и нигде кроме парламента».

Билль о правах лег в основу английской концепции свободы печати. Ее отличительные особенности в том, что, во-первых, только парламент может регулировать работу прессы; во-вторых, отвергается контроль со стороны государства и церкви; в-третьих, ее основа – экономическая свобода, то есть газету могут издавать все, у кого есть идеи и деньги, и решающий фактор – не политический, а экономический. Кроме того, именно в Билле о правах впервые появляется термин свобода слова.

В 1694 году был отменен принцип лицензирования прессы, парламент не возобновил закон о цензуре. Но далеко не сразу английская печать смогла воспользоваться реальными плодами свободы. Парламент еще более полувека пытался сдерживать рост и влияние прессы экономическими методами, вводя различные налоги (например, штемпельный налог, налог на бумагу, объявления).

После 1689 года в Англии появилось большое количество новых периодических изданий, среди которых особенное место занимала политическая пресса. В 1702 году начала выходить первая ежедневная газета «Daily Courant» («Ежедневные вести»), а к 1750 году в стране издавалось уже пять ежедневных газет. С начала XVIII века стали различать газеты и журналы, то есть постепенно сложилась типология прессы. Наступил расцвет еженедельных журналов. В 1704 году Даниэль Дефо (1660–1731), находясь в тюрьме за памфлет «Способ всего скорее покончить с диссидентами», за который ему также пришлось простоять у позорного столба, начал издавать журнал «Review» («Обозрение»). В нем Дефо затрагивал политические вопросы, обсуждал государственные мероприятия, писал статьи против пороков (пьянства, дуэлей, распущенности общества), предлагал реформу нравов. Журнал издавался до 1713 года, пока Дефо снова не попал в тюрьму. Современники знали Дефо как автора многочисленных памфлетов на злобу дня (например, «Гимн позорному столбу»). Дефо, выступивший на арену политической журналистики честным борцом за правду, впоследствии неоднократно продавал свое перо партии, которая была у власти.

Одним из самых страстных оппонентов Дефо был Джонатан Свифт (1667–1745). Он издавал политическую газету «Examiner» («Обозреватель») – орган партии консерваторов (тори). В памфлете «Сказка бочки» (1704) Свифт в пародийном свете показал, прежде всего, борьбу католической, англиканской и пуританской церквей. Памфлеты «Письма суконщика» (1724) и «Скромное предложение» (1729) осуждали угнетение ирландского народа. Роман «Путешествие Гулливера» (1726), известный сейчас как детская сказка, был изначально памфлетом, высмеивавшим английскую политику и борьбу партий вигов и тори.

Помимо Дефо и Свифта известными английскими публицистами первой половины XVIII века были Ричард Стил (1672–1729), Джозеф Аддисон (1672–1719), Генри Филдинг (1707–1754). Стил и Аддисон при участии Свифта издавали журнал «Tatler» («Болтун») в 1709–1711 годах, газету «Spectator» («Зритель») в 1711–1714 годах. Кроме того, Стил издавал журнал «Englishman» («Англичанин»), вызвавший гнев королевы Анны. В тронной речи 1714 года перед парламентом Анна жаловалась на инсинуации, появившиеся в печати. Это касалось в первую очередь публицистики Стила, который, не стесняясь в выражениях, неоднократно писал о королеве. В парламенте над Стилом состоялся суд, который обвиняемый превратил в фарс.

Парламент стремился всячески препятствовать свободе прессы. Так, были приняты законы о клевете, о позорном столбе, с каждого издания стал взиматься штемпельный сбор. Парламент запрещал журналистам сообщать о том, что происходило в его стенах. Журналист Эдуард Кейв писал в своем журнале «Gentleman's Magazine» («Джентльменский журнал») о парламенте, подкупая как сторожей, уборщиц, швейцаров, так и некоторых членов парламента. В ответ на преследования Кейв открыл на страницах журнала рубрику «Прения в стране Лилипутии», где в аллегорической форме писал о британском парламенте, присвоив каждому его члену имя того или иного лилипута. Борьба за свободное освещение политической жизни дала результаты только в 1771 году, когда парламент допустил в свои стены журналистов явочным порядком. Была построена специальная галерея прессы, возвышавшаяся над залом. Это дало повод философу и депутату парламента Эдмунду Берку сказать о том, что в парламенте присутствуют три сословия, но возвышается над ними и правит всеми четвертое сословие – пресса. С тех пор за прессой прочно закрепилось определение четвертая власть.

На протяжении всего XVIII века складывалась типология британской прессы. Газеты стали делиться на национальные, которые писали о жизни в стране и за границей, и провинциальные, сообщавшие о местных событиях. Первые провинциальные газеты появились в городах Лидс («Leads' Intelligent») и Йоркшир («Yorkshir Post»). В 1781 году начала выходить первая воскресная газета «British Gazette and Sunday Monitore» («Британская газета и воскресное обозрение»). Таким образом, газеты стали делиться на ежедневные и воскресные. В 1709 году с появлением первой вечерней газеты появилось деление на утреннюю и вечернюю прессу. В 1785 году Джон Уолтер выпустил в свет первый номер газеты «Daily Universal Register», которая спустя три года была переименована в «Times» («Времена») и является старейшей британской газетой, выходящей по сей день.

Таким образом почти весь XVIII век прошел под знаком борьбы за реальное воплощение в жизнь английской концепции свободы печати. Имея выраженную партийную окраску, пресса развивалась по просветительскому, а не коммерческому признаку.

 

 

В Англии начала 19 в. 3 основ. разновидности прессы: ежеквартальные и ежемесячные журналы, ежедневные утренние и вечерние газеты, около 30 толстых качественных журналов (популярны в России). Ориентация на объективное освещение фактов и информированность => важное место у ежеквартальных журналов-обозрений. Причина популярности - формирование среднего класса (эконом. независимый, солидное образование, подготовлен к восприятию аналитических мат-лов) и его интеллект. элиты. Содержание: серьезные обзоры, аналит. статьи. Имели огромное влияние на обществ. мнение. Ежеквартальники:

1802 – «Эдинбургское обозрение» - «Эдинбург ревью» - Френсис Джеффри. Сначала либеральное (печатался В. Скотт), в сер. 19в. - рупор вигов. В кон.19в. – консервативное, против соц. реформ и леворадикальной идеологии. Высокий авторитет, всё написанное принималось за истину, очень влиятельна критика в области литературы. Байрон опубликовал сатирический очерк «Английские барды и шотландские обозреватели».

1809 – Ежеквартальное обозрение - «Куотэрли ревью» -по инициативе В. Скотта. Главный конкурент, консервативный печатный орган, за тори. Против «кокнийской школы» (так критики называли группу талантливых либеральных писателей-романтиков - Шелли), упрекали их в лит. вульгарности и нескромности. Высокий авторитет. Критика Кейтса => он повесился. К сер. 19 в. ежеквартальники сдают позиции ежемесячникам. Ежемесячники – лит-ра и иск-во, печатались романы-фельетоны.

1817 – Блэквуд издатель - «Блэквудс мэгэзин» -Скотт,поэты-романтики. Консервативный, против республиканских и демократ. идей, парламентской реформы, тосковали по «старой доброй Англии», поддерживали тори. 1817 г. – кампания против «Эдинбург ревью», против либеральной полит. линии и лит. симпатий.

1832 - «Пенни мэгэзин» - Чарльз Найт –1-е в Европе многотиражное массовое иллюстрированное период. издание. Иллюстрации – гравюры, пейзажи различных стран, представителей их флоры и фауны, формы челов. труда, происшествия, уголовные преступления. Об уголовной хронике писал иллюстр. журнал «Уикли кроникл».

1841 - «Панч» -самое читаемое иллюстр. издание – еженедельный сатир. журнал. Политические карикатуры, шаржи, сотрудничал Теккерей. Сатир. заметки о европейских монархах, во Франции запретили его на некоторое время.

1842 - «Иллюстрейтед Лондон ньюс» -впервые изобразит. хроника, худ. репортаж - гл. место. Подробная иллюстрированная летопись основных наиболее драматических событий Лондона: восстания рабочих, пожары, преступления.

Первая пол. 19в. – чартистская печать (чартизм – первое массовое, полит. оформленное движение раб. в 30-50-х гг.). Предшественник – Коббет, издавал «Политикэл реджистэр» (1802 – 1835 гг.), против тори, за парламент. реформу, революционную борьбу, демократизацию полит. строя, критика аристократической олигархии, крупных землевладельцев, алчности англиканской церкви.

Печ. орган чартистов – журнал «Лейбэрэ» («Труженик») (Джонс), статьи на полит. темы и ежемесячные лит. обозрения.

1865 - «Фортнайтли ревью» («Двухнедельное обозрение») – Морли. 1-й ежемесячный политический журнал, добившийся независимости от политических групп и религиозных сект. Стремился к панорамности и многообразию, религиозное свободомыслие, против ортодоксальных церковных догм. Внимание к новым научным концепциям, за либеральные реформы, всеобщее избирательное право, симпатии рабочим и профсоюзам.

50-60 гг. - популярность у ср. класса журналы для домашнего чтения: иллюстрации, произведения выдающихся писателей.

 В первой половине XIX столетия наметилась и тенденция, которая в будущем во многом определит судьбы английской журналистики: пресса стала больше внимания уделять убийствам, грабежам, полицейским расследованиям. Издания, пренебрегавшие этой тематикой, рисковали потерять читателя. Экономическая выгода в журналистике стала вытеснять политические мотивы

Коммерческий интерес был доминирующим при основании информационного агентства «Рейтер» (1851), которое в XX в. станет мировым. Его первоначальное назначение заключалось в том, чтобы предоставлять дельцам Сити информацию о курсе акций на биржах Западной Европы.

Создатель агентства Джулиус Рейтер, как считают историки, никогда не был журналистом. Он являлся великим предпринимателем в сфере новостей: к третьей четверти XIX в. новость стала выгодным товаром. «Живи Рейтер на два поколения раньше, в Англии XVIII в., он стал бы продавать хлопок – самый главный товар индустриальной революции. Если бы он занялся бизнесом в начале XX в., он с успехом мог превратиться в нефтепромышленника. Он отдал предпочтение новостям, потому что рыночный спрос возрос на них как никогда ранее»[7][121].

В английской журналистике этого периода происходили серьезные изменения, которые породили и новые идеи, и поколение людей, способных воплотить эти идеи в жизнь.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 965; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!