Величие маха-бхагавата-вайшнава



Ари Мардан дас


ванде бхактиведантау шри вамана нарайанау сахадитау
гаудадайе шобхабантау паривраджакачарйа йугачарйау
йугачарйа прабхум ванде шри нарайана карунамайам
шри радха-дасйе лобхам датва тарайате бхувана трайам

 

Прежде всего, приведём высказывания возвышенных вайшнавов относительно квалификации Шрилы Нараяны Махараджа.

Духовный учитель Шрилы Нараяны Махараджа – Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, является одним из самых выдающихся учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (так сказано о нём в одном из справочников, вышедших в Российском Обществе Сознания Кришны). Также повсеместно известно, что Шрила Кешава Махарадж является санньяса-гуру Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. По отношению к Шриле Нараяне Махараджу, Шрила Кешава Махарадж ещё в шестидесятых годах употреблял титул «Шри Шримад» («Jaiva-Dharma», Gaudiya Vedanta Publications. Introduction xxxiii). Как известно, этот титул могут носить не рядовые начинающие санньяси. Этот титул относится к очень возвышенным и просветлённым гуру. Такие великие ачарьи, как Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, не будут легкомысленно разбрасываться титулами по отношению к недостойным.

Однажды Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Махарадж, обратившись к Шри Гаура-Нараяне (прежнее имя Шрилы Нараяны Махараджа), сказал ему: «Я повидал много индийцев не бенгальского происхождения, но они не могут понять во всей глубине возвышенную бхакти-сиддханту Шримана Махапрабху, в особенности према-таттву. Но ты очень легко, с чистым сердцем воспринял все(!) эти глубокие бхавы. Ты необычайно удачлив» («Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение», стр. 166-167, русск. издан.). Не зря, впоследствии, благодаря организаторским и духовным достоинствам, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж назначил Шрилу Нараяну Махараджа настоятелем Шри Кешаваджи Гаудия Матха в Матхуре.

Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада также очень высоко оценивал положение Шрилы Нараяны Махараджа. 28 сентября 1966 г. Шрила Прабхупада написал письмо Шриле Нараяне Махараджу, в котором выразил следующие чувства: «Нет никаких сомнений, что наши с тобой взаимоотношения основаны на спонтанной любви. Поэтому мы никогда не сможем забыть друг друга. С тех пор, как я увидел тебя, я стал твоим вечным благожелателем».

В другом письме, от 17 мая 1967 г., Шрила Прабхупада написал Шриле Нараяне Махараджу следующее: «Я считаю, что во всём Гаудия Матхе ты являешься истинным гуру-севакой, поэтому я пишу именно тебе свои письма и всегда отдаю тебе всю свою любовь и доброту… У меня столько доверия и любви к тебе!»

Шрила Прабхупада также был очень благодарен духовной поддержке, которую оказывал ему Шрила Нараяна Махарадж, когда Шрила Прабхупада проповедовал по всему миру. В своём дневнике «Последние дни Прабхупады» («Облако нектара», русск. изд., 2001г., стр. 204) Тамал Кришна Махарадж приводит беседу, которая состоялась между Шрилой Нараяной Махараджем и Шрилой Прабхупадой 8 октября 1977г. В этой беседе Шрила Прабхупада говорит о том, что успех в его мировой миссии был возможен благодаря благословениям Шрилы Нараяны Махараджа.

Также об этом свидетельствует письмо Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады к Шриле Нараяне Махараджу, написанное 26 октября 1966г. Шрила Прабхупада говорит: «Итак, благодаря твоим благим пожеланиям, я могу проповедовать всем сердцем».

Шрила Прабхупада перед своим уходом в нитья-лилу неоднократно очень просил Шрилу Нараяну Махараджа помогать его незрелым ученикам. Это было необходимо. Об этом свидетельствует Тамал Кришна Махарадж в своём дневнике «Последние дни Прабхупады» (стр. 204). Шрила Прабхупада хотел, чтобы Шрила Нараяна Махарадж продолжил ту миссию, которую Шрила Прабхупада начал по всему миру.

Также об этом свидетельствует и другой источник – «Прабхупада-лиламрита» Сатсварупы даса Госвами (в первом, изначальном, неотредактированном членами ИСККОН издании), том 6.

Близкие отношения между Шрилой Прабхупадой и Шрилой Нараяной Махараджем подтверждаются также и тем, что Шрила Прабхупада желал, чтобы после его ухода о его теле позаботился именно Шрила Нараяна Махарадж. Шрила Нараяна Махарадж исполнил желание Шрилы Прабхупады. Именно он положил тело Прабхупады в самадхи и организовывал процесс погребения по всем правилам Гаудия-вайшнавизма. Он обучал учеников Прабхупады тому, как это делается. Это можно видеть на видео, имеющее широкое распространение в интернете. Это доказательства того, что Шрила Нараяна Махарадж очень близок Шриле Свами Прабхупаде. Киртан «Джей анило према дхана», спетый в 1977 году Шрилой Нараяной Махараджем для Бхактиведанты Свами Махараджа в честь его ухода, до сих пор трогает сердца искренних преданных.

Сам Шрила Нараяна Махарадж в свою очередь также очень любит Шрилу Прабхупаду. Всем своим ученикам, которые получают у него посвящение, он настоятельно рекомендует читать книги Шрилы Прабхупады и делать это каждый день! Даже индийские санньяси из его окружения читают книги Шрилы Прабхупады и на их основе дают лекции младшим преданным в Гаудия Матхе.

В беседе с Пуджьяпад Маханидхи Махараджем Шрила Нараяна Махарадж говорил: «Прабхупада Свами, как мы называли его, и любили его, когда он жил с нами в конце 50-х годов, в действительности тот, кто исполнил пророчество, гласившее, что святое имя Кришны будут слушать и воспевать по всему миру в каждом городе и деревне. Мы всегда будем благодарны ему за тот невероятный вклад, который он сделал. Вообще-то я не могу прославить его должным образом, потому что он следовал по пути рагануга-бхакти и находился на высочайшем уровне мадхурья-расы. Этот уровень крайне сложно понять и объяснить, потому что люди, проявляющие такие качества, встречаются очень и очень редко. И их истинную природу – не ту, что мы видим, а ту, что они скрывают в невероятно глубокой тайне – невозможно постичь мирским умом и интеллектом» (Маханидхи Свами, «Прабхупада в Радха-Дамодар мандире»).

Один из возвышенных учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – Бхакти Кумуд Санта Махарадж, которого также признают маха-бхагаватой, говорит о Шриле Нараяне Махарадже, пользуясь такими эпитетами, как «сад-гуру» и «маха-бхагавата»! Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада перефразировал в своих книгах понятие сад-гуру. Сад-гуру он называет «истинным духовным учителем», «подлинным духовным учителем» или «настоящим духовным учителем». Словосочетание сад-гуру, определяет положение уттама-адхикари.

Недавно (в 2004г.) ушедший в нитья-лилу Бхагавана Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж (прежний президент «Гаудия Веданта Самити») является истинным возвышенным уттама-вайшнавом. В ИСККОН его очень хорошо знают. Он также высоко ценил Шрилу Нараяну Махараджа и являлся его шикша-гуру. Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж так же, как и Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, перед смертью желал, чтобы его положил в самадхи Шрила Нараяна Махарадж! Истинные сад-гуру никогда не обращаются к недостойным личностям с такими просьбами. Шрила Вамана Госвами Махарадж всегда опекал Шрилу Нараяну Махараджа и особенно заботился о нём. Об их духовной любви и дружбе можно писать очень много.

Также стоит упомянуть Шрилу Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. Он принимается как старший Шрилой Нараяной Махараджем и также признан уттама-вайшнавом. То, что Шрила Пури Махарадж был именно таковым, признают в ИСККОН. Например, Партха Сарартхи Прабху, скорбя об уходе Шрилы Пури Махараджа, говорит в «Дневнике сражающегося садхаки» (№ 3.2, русск. изд., 2002г., стр. 57.), что Шрила Пури Махарадж – уттама-вайшнав и то, что он оставил всех нас – это величайшая потеря для всех людей мира!
Шрипад Бхакти Вигьяна Махарадж из ИСККОН также принимает этого великого вайшнава уттама-бхактой. Об этом он сказал в одной из своих лекций посвящённых Бхакти Прамод Пури Махараджу и его уходу.
Шрила Пури Махарадж ещё с 40-х годов очень хорошо знал Шрилу Нараяну Махараджа и очень восхищался его переводами Гаудия-вайшнавских книг на хинди. Шрила Б.П.Пури Махарадж говорил: «Шрила Нараяна Махарадж – это авторитетный проповедник в нашей линии. Мы очень счастливы, что он ездит на Запад, и преданные должны следовать за ним. Он расика-вайшнав непосредственно в линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады».

В другой раз Шрила Б.П.Пури Махарадж сказал Шрипаду Б.П.Хришикеше Махараджу (редактору журнала «Вишва-Вайшнава-Радж Сабха»): «Шрила Нараяна Махарадж – это один из самых возвышенных преданных, и в течение последних 50 лет(!), он является одним из самых выдающихся учёных вайшнавов в миссии Гаудия Матха».

Шрила Б.П.Пури Махарадж, сотрудничая с Шрилой Нараяной Махараджем, был расположен к его ученикам и последователям. После того, как во Вриндаване по указанию Шрилы Нараяны Махараджа был построен Шри Рупа Санатана Гаудия Матх, Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж собственноручно установил там Божества Шри Радхи, Кришны и Чайтаньи Махапрабху. Этим самым он выразил полное доверие Матху, принадлежащему Шриле Б.Нараяне Махараджу, а также ему самому.

Шрила Б.Прамод Пури Махарадж также однажды сказал: «Шрила Нараяна Махарадж никогда в жизни не совершал садху-нинды (оскорблений)!» Если мы принимаем слова великого вайшнава, тогда становится ясно, что все поступки Шрилы Нараяны Госвами Махараджа находятся в совершенной гармонии с учением и традицией Брахма-Мадхва-Гаудия-Сарасват-вайшнава-сампрадаи. Согласно «Упадешамрите» Шрилы Рупы Госвами, стиху 5, мы отмечаем, что только маха-бхагавата-вайшнав полностью свободен от совершения апарадх, ниндади шунйа. Изучая бхакти-шастры, слушая хари-катху сиддха-махатм и сравнивая поведение великих святых Гаудия-парампары, мы можем понять, что Шрила Нараяна Госвами Махарадж, является великим святым.

Для определения статуса Шрилы Нараяны Махараджа Пури Махарадж прибегает к термину «расика-вайшнав». Эти слова используется именно для определения уттама-бхакт, которые черпают нектар божественной расы. Именно так это определяет Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме». Расик – это совершенная самореализованная душа, которая может спасти всех джив вселенной и даровать им возможность общения с Самим Бхагаваном. Расика-вайшнав – это бхакти-раса патра, вайшнав, способный служить Бхагавану бхавами своей сварупы, любовью своего сердца. Бхава в свою очередь это достояние только величайших святых.

Известный ныне ачарья Шри Гопинатх Гаудия Матха – Шрила Бхакти Бибудха Бодхаян Махарадж также славит Шрилу Нараяну Махараджа, как это делал его духовный учитель. В интернете можно встретить выступления Ш.Б.Б.Бодхаян Махараджа посвящённые Шриле Б.Нараяне Госвами.

Шрила Нараяна Махарадж, всегда стремился исполнить наказ Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, своего возлюбленного шикша-гуру, желая проповедовать вместе с его учениками по всему миру. Шрила Нараяна Махарадж никогда не призывал вайшнавов планеты к разъединению. Он всегда радел о сотрудничестве между ними.

Учитывая, что Бхакти Прамод Пури Махарадж является всеми признанным уттама-вайшнавом, наша обязанность – отнестись к его словам со всей серьёзностью. Утверждения уттама-бхакты свободны от ошибок, ибо такие бхакты живут и дышат только Абсолютной Истиной.

Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж из Шри Чайтанья Гаудия Матха, также признан старшими вайшнавами Гаудия Матха одним из именитых сад-гуру нашего времени. Он с большой охотой делился своими впечатлениями о своём большом друге – Шриле Бхактиведанте Нараяне Махарадже. Шрила Б.В.Бхарати Махарадж говорил о том, что Шрила Нараяна Махарадж был значительным представителем современной линии Шри Чайтаньи Махапрабху. Ш.Б.В. Бхарати Махарадж всегда предоставлял свою комнату Шриле Нараяне Махараджу, когда тот останавливался в Шри Чайтанья Гаудия Матхе. Шрила Б.В. Бхарати Махарадж, будучи вайшнавом-пандитом, высоко оценивал глубину познания Шрилы Нараяны Махараджа и всем его ученикам с большой охотой рассказывает о его славе. Он произнёс прекрасную, большую речь в честь ухода Шрилы Нараяны Махараджа в апракат-лилу. Она опубликована в журнале «The Harmonist» № 23 (2011г.). Ш.Б.В. Бхарати Махарадж сказал: «Шрила Нараяна Махарадж утвердил совершенные концепции, которые являются сущностью шри рупануга гаудия-парампары для благополучия многих удачливых людей этого мира».

Теперь можно сказать о том, как относятся некоторые гуру ИСККОН к Шриле Б.Нараяне Госвами Махараджу.

Ранее, гуру ИСККОН получали шикшу у Шрилы Б.Нараяны Махараджа. Среди них: Шрипад Шиварама Махарадж, Шрипад Бхакти Бринга Говинда Махарадж (в то время Айодхьяпати дас), Шрипад Тамал Кришна Махарадж, Шрипад Гирирадж Махарадж, Шрипад Сатсварупа дас Госвами, Шрипад Гопал Кришна Махарадж, Шрипад Радханатха Махарадж, Шрипад Локанатха Махарадж, Шрипад Дханурдхара Махарадж, Бхуриджан Прабху, его жена Джагаттарини д.д., Кешава Бхарати Прабху, Вриндавана-виласини д.д., Аграхья Прабху, Кришна-бхаджан Прабху, Упананда Прабху, Рам-виджай Прабху, Шрипад Тиртхапад, Шрипад Шачинандана Махарадж (санньяса-гуру Бхакти Чайтаньи Махараджа), Шрипад Маханидхи Махарадж, Сатьярадж Прабху, Гьяна Прабху, Урукрам Прабху и многие другие.

Часть из них получили санньясу от Шрилы Б.Нараяны Махараджа и стали его учениками. Ныне до сих пор многие старшие преданные, проповедники и инициирующие гуру ИСККОН, не имея возможности общаться лично с Шрилой Нараяной Махараджем, читают его замечательные книги.

Во время Картики 25 ноября 2004 г. в Шри Гиридхари Гаудия Махт пришёл Шрипад Бхакти Сваруп Дамодар Махарадж, чтобы посетить Шрилу Нараяну Госвами Махараджа. Во время своего выступления, он сказал следующее: «Впервые я познакомился с Шрилой Нараяной Махараджем несколько лет назад, когда он давал нам всем шикшу. Когда ушёл Шрила Прабхупада, Шрила Нараяна Махарадж особенным образом, с большой любовью, заботился о нас всех. Мы этого никогда не забудем. … Поэтому я хочу попросить благословений у Шрилы Нараяны Махараджа, для того чтобы я мог лучшим образом служить Шриле Прабхупаде».

Знаменитый Шрипад Бхакти Тиртха Махарадж, который известен русскоязычным преданным по книгам «Духовный воин» или «Нищий», также принимал Шрилу Нараяну Махараджа как великого преданного. Он писал в письме своим ученикам, спрашивающим о том, как им воспринимать Шрилу Нараяну Махараджа, следующее: «Несомненно. Шрила Нараяна Махарадж – великий преданный. Так же, как и Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Свами, Шрила Гоур Говинда Махараджа, Шриман Джаянанда даса, Шримати Хладини даси, а также многие другие преданные, которые ещё не покинули нас».

Сатсварупа дас Госвами так же, как и Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, признаёт, что Шрила Нараяна Махарадж является расика-вайшнавом. Об этом он говорит в одном своём вриндаванском дневнике, написанном 10 декабря, 1992г. Сатсварупа Махарадж пишет: «Кришна и Радха находятся в непроявленном Вриндаване. Слушая об Их лилах из уст расика-вайшнава Нараяны Махараджа, и читая книги предыдущих расика-вайшнавов, особенно Шрилы Рупы Госвами, Вишванатхи Чакраварти и Бхактивиноды Тхакура, мы сможем хоть немного понять их. Чем больше мы слушаем, тем лучше».

Как мы видим из этих слов, Сатсварупа Махарадж использует титул «расика-вайшнав» не только по отношению к величайшим представителям Гаудия-парампары, таким как Шрила Рупа Госвами, но и к Шриле Бхактиведанте Нараяне Махараджу. Тем самым становится понятно, что Шрила Нараяна Махарадж является в его глазах неотличным от лучших вайшнавов парампары. Не мудрено, ведь Шрила Б.Нараяна Махарадж жил непосредственно в доме Сатсварупы дас Госвами, поэтому Махарадж мог непосредственно видеть, чем и как жил наш Гуру Махарадж.

 В другой части своего дневника он говорит следующее: «Шрила Нараяна Махарадж не обычный человек этого мира. И тот факт, что он готов принимать даже такие простые условия в моём доме, делает отношения с ним ещё слаще и доступнее. Я никогда не забуду его сладостную природу расика и его способность объяснять шлоки».

Шрипад Садху Махарадж (экс Чарудешна Прабху) сказал в 2004 году, что его духовный учитель (Шрила Ниранджана Махарадж) однажды произнёс такую фразу: «Тот, кто оскорбит Шрилу Нараяну Махараджу – чистого преданного, никогда не добьётся совершенства в своей духовной жизни!»

Шрила Нараяна Махарадж консультировал учеников Шрилы Бхактиведанты Свами в отношении того, как правильно, в соответствии с традицией переводить книги ачарьев прошлого с оригинала. С его участием была написана работа «Прабхупада в храме Радха-Дамодары», которую написал Маханидхи Махарадж. Слова, произнесённые Шрилой Нараяной Махараджем, обогатили эту работу (русск. издан., стр. 7; 26; 32; 33; 38; 54; 62). Так же, как и другую книгу Маханидхи Свами под названием «Самадхи Гаудия-вайшнавов во Вриндаване» (русск. издан., стр. 105; 117; 165; 181), где автор ссылается на «Навадвипа-дхама-парикраму» – книгу, содержащую в себе лекции Шрилы Нараяны Махараджа. Известная книга «Шесть Госвами Вриндавана» Сатьяраджи Прабху также содержит в себе упоминание о том, что Шрила Нараяна Махарадж помогал автору книги, раскрывая ему некоторые эзотерические вопросы для блага читателей этой книги (стр. 7). Также для ИСККОН, под руководством Шрилы Нараяны Махараджа, была переведена «Харинама-чинтамани» (1990 г.). Этот перевод был сделан Сарвабхаваной дасом адхикари.

Бхаджан «Гуру-чарана-камал бхаджа ман» сочинённый Шрилой Нараяной Махараджем, можно увидеть в сборнике бхаджанов и молитв «Жемчужины вайшнавской поэзии», том 2 (стр. 89), выпущенный Украинскими последователями ИСККОН, а также в англоязычном сборнике бхаджанов «More Songs of The Vaisnava Acharyas» (стр. 143), выпущенном в США, в 1999 году Дашаратха-сутой Прабху.

С приходом в ИСККОН Шрилы Нараяны Госвами Махараджа, западные преданные почувствовали возможность более качественного духовного роста. Благодаря помощи этого святого, они начали лучше понимать слова своего гуру - Шрилы Прабхупады и его книги. Благодаря проповеди Ш.Б.Нараяны Махараджа, были устранены ошибки при издании книг Бхактиведанты Свами. Многие получили возможность увидеть большие перспективы в сознании Кришны. Общество Шрилы Нараяны Махараджа дало многим искренним преданным шанс на понимание рупануга-бхакти.

В Индии 31 октября 2003г. Шрилу Нараяну Махараджа удостоили титулом Югачарья! Индийская общественность также высоко оценила огромный вклад Шрилы Нараяны Махараджа в развитие истинной духовности у людей всего мира. Он неустанно вкладывал много сил и средств в это, несмотря на свой преклонный возраст. Он совершил много служения святым местам, которые постепенно уходят от нас в связи с влиянием века Кали. Он очищал священные кунды, высаживал деревья в местах паломничества, восстанавливал самадхи ушедших Гаудия-вайшнавов, спутников Господа. Он, как и многие предшествующие ачарьи прошлого, открывал священные места, где проходили лилы Господа и Его вечных спутников.

Шрила Нараяна Махарадж оставил всему вайшнавскому сообществу много замечательных книг, занимаясь переводами классических грантх Гаудия-вайшнавов прошлого, тем самым сохраняя эту великую традицию для будущего поколения вайшнавов. Его высокоавторитетные переводы вдохновляют тысячи и тысячи преданных мира. Этим самым он исполняет желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Шрилы Бхактиведанты Свами, которые хотели, чтобы брихад-мриданга звучала по всему миру, прославляя вечные игры Божественной Четы и передавая всеблагое послание учителей Брахма-сампрадаи.

Тысячи людей благодарны ему за то, что он действительно связал их с Шри Шри Радхой и Кришной, раскрывая старшему поколению истины Их лилы. Нет никаких сомнений, что он останется в истории Гаудия-вайшнавизма, как один из самых выдающихся преданных своей эпохи. Ему удалось проповедовать Гаудия-вайшнавизм по всему миру, а это, как известно из писаний, совершенным образом может делать только тот, кто получил милость и гуру-шакти от Самого Верховного Господа! Без милости Всевышнего никто не сможет распространять исключительным образом сознание Кришны, как это делал и продолжает делать через свои книги Шрила Нараяна Госвами. Он оставил после себя почти сто книг, посвящённых чистому преданному служению Богу. Воистину, он настоящий продолжатель мировой проповеди, которую начал Шрила Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

 

Стремящийся обрести крупицу милости Шрилы Нараяны Госвами Махараджа
Ари Мардан дас.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 294;