Лишь тогда человек прекращает думать о деньгах, прекращает думать о власти, о рае – потому что он уже в раю, уже богат, уже могуществен.



Однако в обычной ситуации это относится не только к тебе; о деньгах, так или иначе, думают все люди.

Разговаривают две матери. Одна говорит другой:

– Я давно тебя не видела. Как дела у твоего сына, чем он занимается?

– Мой сын – известный актер в Голливуде, – отвечает та. – Он разбогател и как раз недавно приобрел себе новый дом стоимостью в триста тысяч долларов. А что делает твой сын?

– Мой устроился еще лучше, – говорит первая мать. – Он «голубой» и живет в Голливуде. Как раз недавно он переехал жить к актеру, купившему дом за триста тысяч долларов.

Молодая женщина, решив скопить немного денег на черный день, заявляет мужу, что всякий раз, когда они будут заниматься любовью, тот должен класть в копилку пять долларов.

Вечером, когда муж начинает совершать поползновения, она напоминает ему о своем условии. Муж обнаруживает, что в бумажнике у него имеются лишь четыре доллара, и тогда жена соглашается лишь на четыре пятых любовного приключения. Однако когда ее страсть разгорается, она предлагает ему доллар взаймы до завтра.

Рэчел беременна, и Сэмми, ее муж, очень темпераментный мужчина, невыносимо страдает от мук воздержания.

Рэчел, которая заправляет домашними финансами, проникается к мужу жалостью и выделяет ему сто лир на посещение квартала красных фонарей.

Сара, их соседка, увидев Сэмми, выбежавшего из дома, окликает его:

– Куда это ты торопишься? Ты выглядишь таким счастливым!

Сэмми показывает ей деньги и рассказывает, что собирается потратить их на прелестную молодую девушку.

– Отдай эти деньги мне! – предлагает хорошенькая Сара. – Ты не пожалеешь, вот увидишь!

Довольно скоро об этом узнает Рэчел. Преисполнившись негодованием, она взрывается:

– Вот сучка! Когда в прошлом году она была беременна, я делала то же самое для ее мужа Исаака совершенно бесплатно!

Люди постоянно думают о деньгах, деньгах и деньгах. С тобой не происходит ничего особенного, ты нормально ненормальный человек, такой же невротичный, как и все остальные.

Но, пожалуйста, выходи из этого невроза. Живи мгновением, отбрось будущее, и тогда деньги лишатся своих чар. Живи мгновением с такой тотальностью и приверженностью, как будто следующее мгновение никогда не наступит, как будто это мгновение – последнее. Тогда все желание денег и власти просто тебя покинет.

Если ты вдруг узнаешь, что сегодня ты умрешь, что произойдет тогда? Будешь ли ты по‑прежнему интересоваться деньгами? Неожиданно вся жажда денег тебя покинет. Если этот день – последний, ты не можешь тратить его впустую, думая о завтра, накапливая деньги; завтра не настанет.

Деньги стали очень важными из‑за того, что мы все время живем в «завтра». И еще они стали очень важными из‑за того, что мы не живем, а лишь подражаем другим. Кто‑то строит дом, и теперь вы остро чувствуете свою неполноценность. Лишь несколько дней назад вы вовсе не были недовольны своим собственным домом, но этот человек построил дом большего размера: теперь возникает сравнение, и оно причиняет боль, ранит ваше эго. Вам хотелось бы иметь больше денег. Кто‑то сделал еще что‑нибудь, и ваше эго обеспокоено.

Отбросьте сравнение, и жизнь станет поистине прекрасной. Отбросьте сравнение, и вы сможете наслаждаться жизнью во всей полноте. А у человека, который наслаждается своей жизнью, желание обладать отсутствует. Ведь он знает, что подлинные ценности жизни, которыми стоит насладиться, купить невозможно.

Невозможно купить любовь. Да, можно купить секс. Поэтому человек, который знает, что такое любовь, не интересуется деньгами. Но тот, кто не знает, что такое любовь, неизбежно будет продолжать интересоваться деньгами, поскольку за деньги можно купить секс, а секс – это все, что он знает.

Вы не можете купить звездную ночь. Тот, кто знает, как наслаждаться ночью, полной звезд, не будет слишком беспокоиться о деньгах. Вы не можете купить закат солнца. Да, вы можете купить картину Пикассо – однако тот, кто знает, как наслаждаться закатом, совершенно не будет интересоваться покупкой картины. Жизнь – это такая прекрасная картина, такая подвижная, живая картина.

Но люди, которые не знают, как смотреть на закат, готовы приобрести картину Пикассо за миллионы долларов. Они даже не знают, как ее повесить, висит она вверх тормашками или правильно, однако они хотят показать другим, что у них есть картина Пикассо.

Я слышал, что однажды к Пикассо пришел богатый человек, желавший немедленно приобрести две картины и готовый заплатить, сколько тот попросит. Поскольку готова была лишь одна картина, Пикассо назвал баснословную цену – думая, что покупатель не сможет ее заплатить. Однако богач согласился. И тогда Пикассо отправился к себе в мастерскую, разрезал холст пополам, и покупатель был убежден, что ему продали две картины.

Я слышал и другую историю: на выставке Пикассо люди восхищались его картинами. Все критики собрались вокруг одного из полотен, которое выглядело наиболее абсурдно, а следовательно, и наиболее привлекательно – потому что, когда что‑то кажется абсурдным, это бросает вызов вашему интеллекту, и каждый критик старается доказать, что он понимает, что это такое.

А потом пришел Пикассо и сказал: «Погодите. Какой‑то дурак повесил картину вверх ногами. Позвольте мне прежде повесить ее правильно». А они так хвалили это полотно!

Если вы знаете, как наслаждаться цветком розы, зеленым деревом у вас во дворе, горами, рекой, звездами, луной, если вы знаете, как наслаждаться людьми, вы не будете настолько одержимы деньгами. Одержимость появляется из‑за того, что мы забыли язык празднования. Поэтому деньги стали единственным, чем можно хвастаться, – ведь ваша жизнь так пуста.

Я не призываю вас отречься от денег. К этому вас призывали веками; это вас не изменило. Я хочу предложить вам нечто другое: празднуйте жизнь, и одержимость деньгами исчезнет автоматически. А когда она уходит сама собой, она не оставляет шрамов, не оставляет ран, не оставляет ни следа.

Седьмой вопрос:  

Что такое мудрость?

          Стивен Крейн пишет:

«Я встретил провидца, в руках он держал Книгу мудрости.

– Сэр, – обратился я к нему, – позвольте мне прочесть.

– Дитя… – начал он.

– Сэр, – возразил я, – не считайте меня ребенком, поскольку многое из того, чем вы владеете, мне уже известно.

– Ах, многое! – улыбнулся он. Затем он раскрыл передо мной книгу. Странно, что я так неожиданно ослеп».

Мудрость не есть знание. Знающий человек не может ее увидеть, он слеп. Увидеть ее способен лишь невинный человек; лишь ребенок, который ничего не знает, который действует из состояния незнания, может познать, что такое мудрость. Мудрость никак не связана со знанием, вообще никак; она связана с невинностью. Чтобы мудрость могла расти, непременно нужна чистота сердца, нужна пустота бытия.

«Лишь те, кто подобен маленьким детям, смогут войти в мое царство Божие».

Да, Иисус прав.

Знание приходит извне, мудрость поднимается изнутри. Знание заимствовано, мудрость подлинна. Мудрость – это ваше видение Существования – не видение будды, не видение Атиши, не мое видение, но ваше, всецело ваше видение Существования.

Когда вы способны видеть без пыли знания, покрывающей зеркало вашей души, когда на вашей душе полностью отсутствует пыль знания, когда это одно лишь зеркало, тогда оно отражает то, что есть. Это – мудрость. Это отражение того, что есть, – мудрость.

Знание радует эго; мудрость же случается лишь тогда, когда эго исчезло, забылось. Знанию можно научить; для того, чтобы вас учить, существуют университеты. Мудрости научить нельзя, она подобна инфекции: вы должны быть рядом с мудрым, должны двигаться вместе с мудрым, и только тогда что‑то начнет двигаться у вас внутри.

Движение внутри ученика не вызывается мастером, оно не подчиняется закону причины и следствия. Это то, что Карл Густав Юнг называет «синхронностью». Мастер настолько полон безмолвия, настолько переполнен невинностью, что его присутствие запускает внутри вас некий процесс, просто запускает внутри вас процесс. Ничего не передается; ваше внутреннее существо начинает вспоминать, что «у меня тоже есть то же самое сокровище, что и у моего мастера; я просто о нем забыл. Я ушел во внешнее, оставив внутреннее позади. Сокровище было не потеряно, а лишь забыто; я заснул».

А спящему человеку в лучшем случае может сниться, что он бодрствует. Однако это тоже сон. Знание – это как раз такой сон. Человек, который спит и думает, что он знает… Это – знание.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!