Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I.



Ранний классицизм 1762 – 1801 гг.

 

С воцарением Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом. Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

Реорганизация предприятия при Александре I 1801-1825 гг.Высокий классицизм

В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве («Гурьевский» сервиз), ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года.

Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III. 1825–1894 г.

В александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Заявило о себе «русское» направление. В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III).

Эпоха Николая II и русский модерн 1894 – 1912 г.

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.

Октябрьская революция и фарфор 20-х годов.

В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 413;