Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 5 страница



МЫШЦЫ ГОЛОВЫ, ЕЕ ДЕТАЛИ И ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Мышцы головы расположены главным образом в области лица. Их можно разделить на две резко отличающиеся друг от друга группы:

1) мышцы, которые передвигают нижнюю челюсть, т. е. главным об­разом участвующие в акте жевания, — их можно назвать жевательными мышцами, и 2) мышцы, которые под влиянием душевных переживаний или иных воздействий изменяют выражение лица, — их можно назвать мимическими мышцами.

 

 
I
 

 
II
 

 
III
 

 
IV
 

 
V
 

 
VI
 

 
VII
 

 
VIII


Рис. 45. Схемы изменений, производимых действием отдельных мимических мышц.
I — мышца внимания; II— мышца боли; III — мышца угрозы IV— мышца размыш-
ления; V— мышца смеха; VI — мышца плача (слабое напряжение); VII — то же
(сильное напряжение); VIII — мышца презрения

Жевательные мышцы имеют строение обычных мышц, с которыми мы сталкивались, изучая скелетные мышцы туловища, конечностей. Они имеют более или менее объемную мышечную часть, дающую при сокра­щении видимый рельеф. Жевательные мышцы участвуют не только в же­вательных движениях нижней челюсти. Они участвуют и в произноше­нии слов, открывая и закрывая рот во время речи то меньше, то больше; кроме того, они принимают участие частично и в мимических движениях.

Мимические мышцы—это мышцы совершенно иного типа. Это кож­ные мышцы, т. е. такие, которые передвигают не отдельные части скеле­та, а кожу, поэтому они много слабее скелетных мышц, их мышечные части очень тонки и не имеют заметного рельефа. Они залегают в коже лица или между кожей и костями. Сокращение их проявляется не мест­ным утолщением, возникающим от увеличения размеров действующей мышцы, а лишь перемещением кожи и изменением форм кожных обра­зований лица, таких, как веки, губы.

Мимические мышцы располагаются вокруг естественных отверстий лица: глаз, рта, ноздрей. Одни мышцы производят их сужение смы­кание, другие мышцы, напротив, их расширяют. При этом на коже лица образуются разнообразные, соответствующие воздействию мышц склад­ки и ямки. Чем более эластична кожа, тем скорее эти складки по мино­вании действия мышц сглаживаются. К старости потеря эластичности ко­жи приводит к тому, что складки ее приобретают привычный характер и остаются на коже даже тогда, когда действие мышц прекращается. Так возникают морщины: на лбу, около глаз, в других местах; приобретают постоянный характер и углубляются носогубные складки и т. д. Сокра­щаясь под влиянием нервных импульсов, мимические мышцы двигают кожу, образуя на лице складки, и, залегая вокруг отверстий лица — рта, разреза глаз, ноздрей своим сокращением изменяют их очертания и форму (рис. 46).

Сдвиги кожных покровов и изменения очертаний рта, носа, глаз про­изводят на лице мимические изменения; придают лицу различные выра­жения, соответствующие различным эмоциям: боли, печали, веселью, гневу и пр., а также выражения, соответствующие внешним ощущениям: холода, тепла, слуховым, зрительным, обонятельным, вкусовым, осяза­тельным и любым комплексам внешних раздражителей.

В зависимости от характера и воспитания человека и окружающих его условий мимические мышцы реагируют или рефлекторно (непосредствен­но), или сдержанно; могут также совсем не реагировать, скрывая ощу­щения человека. Кроме того, мимические мышцы, подчиняясь волевым импульсам, могут придать лицу выражение, отнюдь не соответствующее эмоциям, испытываемым человеком в данный момент, тем самым помо­гая скрыть истинное состояние. Посредством специальных упражнений мимические мышцы могут стать аппаратом для всякого рода сцениче­ских перевоплощений, что так необходимо актерам.

Таким образом, мимические мышцы являются выразителями внут­ренней жизни человека и его реакцией на внешние раздражители, и вместе с тем, по мере необходимости, наоборот, помогают человеку скрывать свое внутреннее состояние и даже создавать видимость другого.

Мышцы или залегают под кожей, частично срастаясь с ней, или при­крепляются одним концом к коже, а другим начинаются от неподвиж­ной основы, чаще всего от кости. В этих случаях, сокращаясь, мышца подтягивает место своего прикрепления на, коже к кости и образует, та­ким образом, на коже складки. Эти складки, естественно, пересекают направление волокон действующей мышцы, например волокна лобной мышцы, идущие вертикально, образуют на лбу горизонтальные складки.

При изучении мимических мышц недостаточно довольствоваться изучением хода самой мышцы, необходимо практически ознакомиться с теми изменениями, которые ее действие вызывает на лице. Наилучший способ для этого — изучение движений собственного лица в зеркале, так как модель для этой цели мало подходит. Натурщик плохо понима­ет, что от него требуется, и может произойти путаница, а кроме того, трудно позировать с одной напряженной мышцей. Работа же с собст­венным лицом после некоторой тренировки идет весьма успешно.

Сначала согласно описанию напрягаются отдельные мышцы и сри­совываются изменения, которые они вызывают на отдельных участках лица, таким образом изучается действие каждой мышцы — каждой «буквы» мимический азбуки. А уж потом изучается комбинированное действие мышц на разных участках лица — изучается все в целом — «буквы слагаются в слова». Поработав с натуры, полезно рисовать от себя по памяти. Рисунки непременно должны быть объемными. Правда, при изучении действия отдельных мышц полезно пользоваться графиче­скими схемами, упрощенно изображающими результаты действия мышц (рис. 45), но эти схемы не должны подменять при изучении объ­емных изображений.

В дальнейшем при описании мышц в качестве примеров упомина­ются персонажи известных картин, на лицах которых действие описы­ваемой мышцы особенно хорошо выявлено. При изучении этих лиц, разумеется, нужно помнить, что на них изображено действие не одной упоминаемой в.данном примере мышцы, но также и других, правда, меньше выявленных.

I

Рис. 46. Мышцы головы (полусхематично):

 

1— лобная, 2 —височная. 3— круговая мышца глаза — орбитальная часть, 4—вековая часть» 5 — квадратная мышца, мышца верхней губы — мышца плача» 6 — мышца смеха (скуловая), 7 — щечная мышца, 8 — собственно жевательная мышца, 9 — треугольная мышца рта — мышца презрения. /0 — квадратная мышца нижней губы—мышца отвращения» //— челюстно-подъязычная мышца, 12 — двубрюшная мышца, 13 — подбородочная мышца, 14 — круговая мышца рта. 15— мышца, опускающая перегородку носа, 16— носовая мышца, 17 — мышца угрозы, 18 — мышца боли

Мимические мышцы

Лобная мышца. Лежит вертикально под кожей лба, рядом со своей парой. Вверху имеет почти неподвижное начало от черепного апоневро­за. Черепной апоневроз — сухожильная пластинка, имеющая форму головы — «сухожильный шлем», одевающая сверху голову и переходя­щая сзади в затылочные мышцы, с боков — в ушные мышцы, спереди — в лобные. Внизу лобная мышца прикрепляется к коже брови (рис. 46).

Действие. Сокращаясь одновременно с обеих сторон, мышцы не сдвигают с места апоневроз, но легко поднимают брови, образуя на лбу ряд горизонтальных морщин. Действие лобных мышц сочетается с рас­крытием глазной щели — выражение глаз, слегка или широко раскры­тых, сочетается с поднятыми бровями и наморщеннььм лбом, что сов­местно придает лицу выражение внимания, удивления, испуга.

Разберем эти изменения, начиная с состояния покоя.


Рис. 47. Фрагмент картины В. Г. Перова «Птицелов». Действие лобной мышцы


Рис. 48. Фрагмент картины И. Е. Репина «Не ждали». Дейст­вие лобной мышцы


Рис. 49 Фрагмент картины В. Г. Перова «Охотники на прива­ле». Действие лобной мышцы

Рис. 50 Девочка и мальчик — фрагмент картины И. Е. Репина «Не ждали». Действие лобной мышцы


 


Покой. Лоб гладок, брови опущены, край верхнего века лежит на уровне верхнего края зрачка (зрачок — отверстие в цветной части гла­за — радужной оболочке).

Выражение внимания. Лобные мышцы сокращены слегка, брови чуть приподняты, на лбу легкие морщины, глаза раскрыты чуть больше обычного, края верхних век лежат между краями зрачков и краями ра­дужных оболочек. Оттого что глаза раскрыты шире, они кажутся свет­лее, когда это движение происходит быстро, в обиходе говорят: «гла­за блеснули». Лицо приобретает выражение внимания (В. Г. Перов. «Птицелов», рис. 47, И. Е. Репин «Не ждали», лицо входящего, рис. 48).

Выражение удивления. Лобная мышца сокращена сильнее, брови подняты выше, морщины на лбу выявлены резче, глаз раскрыт шире, край верхнего века находится на краю радужной оболочки. Лицо име­ет удивленное выражение (И. Е. Репин. «Не ждали» — лицо мальчика, рис. 50; В. Г. Перов. «Охотники на привале» — молодой охотник, рис. 48).

Выражение испуга, ужаса, страха. Лобная мышца сокращена очень сильно — брови подняты высоко, а лоб весь напряжен и в морщинах. Очень широко раскрыты глаза, в обиходе говорят: «выпучены», верх­нее веко поднято над краем радужной оболочки, отчего радужная обо­лочка сверху окружена белочной оболочкой. Это выражение, доведенное до предела, придает лицу выражение безумного ужаса (И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын» — лицо Ивана) (рис. 51). Если напряжение не очень сильно, на лице выражение испуга.

Конечно, каждое из этих выражений может возникнуть на лице са­мо по себе без последовательного нарастания. Например, выражение ужаса может возникнуть сразу, без предварительного появившегося выражения внимания.

Пирамидальный мускул (мускул гордецов). Лежит рядом со своей парой между бровями. Внизу мышца прикрепляется к носовой косточ­ке, вверху — к коже на внутреннем конце брови.

Действие. Обычно мышцы — правая и левая, работают одновре­менно, тянут вниз кожу между бровями, образуя главным образом вер­тикальные складки и сближая брови внутренними концами вниз — опус­кают внутренние концы бровей. Придают лицу выражение гнева, угро­зы (В. И. Суриков. «Меньшиков в Березове» — лицо Меньшикова, рис. 52). Пирамидальный мускул иногда является антагонистом лобной мышцы, опуская в противовес ей кожу лба. Взаимодействие этих мышц проявляется так: на одной стороне мышца внимания напряжена, бровь приподнята, на лбу лежат морщины и складки, на другой стороне бровь, напротив, оттянута вниз вследствие работы пирамидального мус­кула— лицо приобретает выражение презрительного, высокомерного внимания (В. В. Пукирев. «Неравный брак» — лицо новобрачного, рис. 53).

Мускул, сморщивающий брови (мускул боли). Обе мышцы начина­ются от надпереносья, тянутся вправо и влево под кожей бровей и прикрепляются к коже на середине их.

Действие. Мышца тянет внутренний конец брови вверх и внутрь так, что внутренние концы бровей сближаются кверху; зачастую брови перегибаются под углом. При этом кожа образует крупные складки па­раллельно и выше бровей, а также мелкие складки, перпендикулярные ходу мышцы, которые мышца как бы нанизывает на себя по мере сокра­щения.

Наиболее характерное в действии этой мышцы — подъем внутрен­них концов бровей, чем она резко отличается от пирамидальной, кото-

 

Рис. 51. Фрагмент карти­ны И. Е. Репина «Иван Грозный и сын»
Рис. 52. Фрагмент карти­ны В. И. Сурикова «Мень­шиков в Березове»

 

Рис. 53. Фрагмент карти­ны В. В. Пукирева «Не­равный брак»
рая опускает внутренние концы бровей. Мышца выражает мучительные воспоминания (И. Е. Репин, «Не ждали» — голова девочки, см. рис. 50), боль или печаль (В. И. Суриков. «Меньшиков в Березове» — лицо доче­ри, рис. 52), боль, обиду (С. А. Коровин. «Мир» — лицо обиженного в центре картины, см. рис. 56).

Круговая мышца глаза расположна впереди глазницы на ее костных краях, вокруг глаза и на веках. Состоит из двух частей: вековой и глаз­ничной Хсм. рис. 46).

Вековая часть мышцы лежит на веках, очень тонкая. Волокна ее идут концентрическими дугами, обращенными выпуклостью вверх на верхнем веке и выпуклостью вниз — на нижнем.

Вековая часть может сокращаться самостоятельно; при сокращении мышечные волокна выпрямляются и сближают края век—глаза за­крываются; действие это происходит без заметного усилия, например, когда человек засыпает.

Глазничная часть мышцы — та, что лежит вокруг вековой. Она тоже состоит из концентрических мышечных волокон, которые, начинаясь во внутреннем углу глазницы, окружают вековую часть и прикрепляются там же, где начинаются.

Действие. Сокращаясь отдельно, давит снаружи на веки, сбли­жая их. Если веки при этом не закрыты, то получается прищуривание. При одновременном сокращении всей круговой мышцы веки смыкают­ся, глазничная часть, сокращаясь, давит на веки, они с силой прижима­ются друг к другу — получается зажмуривание. При этом появляются идущие радиусами морщины, в особенности заметные на наружном углу глаза.

Верхняя половина глазничной части может сокращаться отдельно, без резкого усилия. Ее сокращение выпрямляет брови и слегка их опус­кает над глазами, придавая лицу сосредоточенное выражение раздумья, размышления. Эту часть мышцы именуют мышцей размышления (не пу­тать с тем выражением, которое вызывает мышца гордецов!). Одновре­менно, действуя на бровь в противоположном направлении, эта мышца является антагонистом лобной — она растягивает кожу лба, сглаживает морщины, внося элемент успокоения, необходимый для углубленного размышления. Сокращается эта мышца непроизвольно, в минуту спо­койного раздумья; ее действие можно видеть со стороны у окружающих или в произведениях искусства. При попытках же ее сократить произ­вольно во время работы с зеркалом над собственным лицом обычно сокращается не она, а мышца гордецов, что, конечно, нежелательно (В. И. Суриков. «Меньшиков в Березове» — лицо сына, см. рис. 52).

Мышца смеха — большая скуловая. Начинается от скуловой кости, тянется вниз и внутрь и прикрепляется к углу рта, пройдя через ниж­ний конец носо-губной складки (кожная складка, которая тянется от крыльев носа с обеих сторон к углам рта, особенно заметна при смехе и плаче) (рис. 46).

Действие. Мышцы правая и левая сокращаются обычно одно­временно. При легком сокращении углы рта поднимаются, нижние кон­цы носо-губных складок слегка изгибаются — появляется улыбка (рис. 54). При смехе мышцы сокращаются сильнее, углы рта поднима­ются выше, нижняя часть носо-губной складки изгибается выпуклостью в наружную сторону так, что вся складка приобретает S-образную фор­му. При сильном смехе щеки, подтянутые кверху напряжением скуло­вых мышц, давят снизу на нижние веки, которые, поднимаясь, частично прикрывают снизу радужные оболочки глаз, что придает глазам смеш­ливое, лукавое выражение. При смехе часто работает мышца внима­ния— смеющийся внимательно всматривается в явление, вызывающее его смех, — от этого верхнее веко и бровь приподняты, а на лбу образу­ются складки и морщины. Если же наблюдаемое вызывает, помимо смеха, еще удивление или восхищение — брови и верхние веки поднима­ются еще выше, между тем как нижнее веко по-прежнему прикрывает глаз снизу. При улыбке и смехе рот приоткрыт или даже растянут, по­этому становятся видны зубы (И. Е. Репин. «Запорожцы», рис. 55).

Квадратная мышца верхней губы — мышца плача. Начинается от нижнего края глазницы, волокна ее идут вниз через носо-губную склад­ку и вплетаются в середину верхней губы; часть внутренних волокон вплетается в крыло носа.

Действие. При слабом сокращении мышца приподнимает середи­ну верхней губы, изгибает носо-губную складку выпуклостью кнаружи и кверху и слегка расширяет ноздрю — лицо принимает плаксивое вы­ражение.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!