Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 8 страница



Искусственность и надуманность большинства канонов не соответ­ствует реалистическому восприятию, поэтому в данном учебнике приво­дятся только те сведения о пропорциях, которые имеют твердую анато­мическую основу, без изменений, которые могут возникнуть под давле­нием среды или индивидуальных вкусов.

Постоянные анатомические пропорции взрослого человека. Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и малого роста: высо­кий и низкий человек, сидя рядом, часто выглядят людьми одинакового роста, так как разница в росте в основном получается за счет длины ног.

Плечевая кость всегда длиннее костей предплечья, а предплечье — длинее кисти. На руке, согнутой в локте, плечо кажется длиннее, так как его рабочая длина увеличивается на толщину локтевой кости. Ло­коть на свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне подвздошного гребня.

Бедренная кость всегда длиннее костей голени, а голень длиннее стопы. Длина бедренной кости равна длине голени плюс высота стопы. При согнутом колене на сидящей фигуре длина бедра воспринимается вместе с тазом, а высота голени со стопой еще увеличивается за счет толщины нижнего конца бедра.

Рука, опущенная вдоль стоящей фигуры, достигает концами пальцев середины бедра. Сзади ноги кажутся короче, так как зрительно воспри­нимаются от ягодиц.

Кисти и стопы у людей одного и того же роста могут быть самых различных размеров. Часто бывают случаи, когда у людей высоких кис­ти и стопы малы, а у низкорослых —напротив, велики; величина кистей и стоп подвергается наибольшему количеству вариаций.

Для того чтобы изображаемая одиночная фигура казалась высокого роста, надо, чтобы голова укладывалась по длине туловища не меньше 8 раз, а длина ног от промежности до пола составляла около половины роста.

Постоянные различия в пропорциях мужской, женской и детской фи­гур. Средний рост женщины меньше мужского. Высота лицевой части головы у мужчин больше мозговой; у женщин высота мозговой и лице­вой части головы одинакова. Руки и в особенности ноги относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин.

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчин, а плечи уже.

У женщины, относительно ее фигуры, шея более тонкая и длинная, чем у мужчины, гортань выступает меньше и более округлая. Стопа и кисть значительно меньше мужских. Поясница изогнута более вперед, ягодицы выступают значительно сильнее назад. Грудная клетка на жен­ской фигуре соответственно уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее.

При равных условиях развития и существования у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировая ткань отлагается в большем ко­личестве и более равномерно распределена. Вследствие этого женская фигура имеет более округлые формы.

У мужчин, особенно пожилых, жир в основном откладывается на та­зе, бедрах и особенно на животе. Зачастую при общей худощавости мужской фигуры живот выдается в виде «брюшка».

В детской фигуре в возрасте от 3 до 5 лет сравнительно с фигурой взрослого голова больше, туловище длиннее, шея и ноги короче. Руки ребенка незначительно короче, но благодаря большей длине туловища достигают лишь верха бедра (а не середины, как у взрослого), отчего кажутся короткими.

Ниже приведены средние цифровые данные, основанные на измере­ниях, произведенных антропологами.

Изменение роста по возрасту: новорожденный — 50 см; 1 год — 71 см; 3 года — 87 см; 5 лет — 99 см; 10 лет — 128 см; 15 лет — 155 см; 25 — 168 см.

Высота головы укладывается в длине тела: новорожденного — 4 ра­за, 3-летнего — 5 раз, 7-летнего — 6 раз, 14-летнего — 7 раз; взрослого при росте 160 см — 7 раз; взрослого при росте 170 см — 7,5 раз, взрос­лого при росте 175 см — 7,75 раза, взрослого при росте 180 см — 8 раз.

Увеличение длины частей тела за период роста: головы — в 2 раза; туловища — в 3 раза; руки — в 4 раза; ноги — в 5 раз, шеи — в 7 раз; глаз новорожденного—1,5 см в диаметре, глаз взрослого — 2,4 см в диаметре.

Приведем некоторые цифровые данные из канона, предложенного Ю. Кольманом на основе цифровых данных, полученных путем измере­ний и подвергшихся вариационно-статистической обработке.

Если высоту роста принять за 100, то высота составит головы — 13 частей. Расстояние от темени до яремной ямки (т. е. высота головы с шеей) —20 частей, или Vs роста. Расстояние от темени до пупка — 40 частей. Длина туловища мужчины от темени до промежности — 52 части. Длина туловища женщины — 53 части. Длина ног мужчины от промежности до подошвы — 48 частей. Длина ног женщины — 47 частей. Длина руки от акромиона до конца среднего пальца — 44 части. Длина плеча от акромиона до локтя — 20 частей, или Vs роста. Длина предплечья—14 частей. Длина кисти—10 частей. Длина предплечья вместе с кистью — около V4 роста. Ширина верхней части туловища между наиболее удаленными точками дельтовидных мышц — 26 частей, или около ’А роста. Ширина грудной клетки на уровне сосков при под­нятых руках — 20 частей, или Vs роста. Наибольшее расстояние между подвздошными гребнями—18 частей. Ширина бедра—10 частей. Ши­рина икры — 6 частей. Ширина стопы на уровне подушек пальцев — 6 частей.

Пропорции ребенка до двухлетнего возраста. Расстояние от темени до пупка — 50 частей. Длина головы и туловища до промежности — 66 частей. Длина ног от промежности до подошв — 34 части. Длина руки от акромиона до конца среднего пальца — 42 части. Высота головы — 24 части. Наибольшая ширина головы — 18 частей.

Асимметрия в теле человека. Во внешнем строении человека несмот­ря на то, что тело его в основном симметрично, проявляются элементы асимметрии, имеющие значение не для построения, а для окончательной отделки, в особенности для портретного сходства. На голове передняя часть носа часто сдвинута в сторону, глаза расположены на разном уров­не, одна половина черепа больше другой, правая половина рта несколь­ко отличается от левой. От этого автопортрет, написанный с помощью зеркала, похож не полностью, так как половины лица поменялись мес­тами. Между тем все эти отклонения важны для портретного сходства. При слишком симметричных чертах лица портрета зрителю кажется, что портрет непохож и в большинстве случаев так и есть на самом деле.

Обычно у человека встречаются следующие случаи асимметрии: пра­вая половина груди шире левой, правая рука длиннее и кисть шире, чем у левой. Напротив, левая нога часто длиннее и больше правой.

Асимметрия туловища большого практического значения для худож­ника не имеет.

РАЗБОР И ПОСТРОЕНИЕ ФИГУРЫ НА ОСНОВЕ
СКЕЛЕТА И МЫШЦ

Построение фигуры — завершающий этап изучения пластической анатомии. Выше уже производилось построение на основе скелета и обобщенных (тогда еще неизученных) мышц, поэтому оно было несколь­ко схематично. Сейчас, когда изучены мышцы, пропорции и законы рав­новесия, построение будет иметь более ясный конкретный характер.

Для того чтобы дать более или менее ясное представление о построе­нии фигуры с разных сторон и в некоторых, часто повторяющихся в при­роде ракурсах, ниже приводятся 4 изображения нагого тела в разных позах, исполненных мастерами русского рисунка. Эти изображения — в большинстве карандашные рисунки, сделанные с натуры, снабжены каждый двумя анатомическими таблицами, раскрывающим их анато­мическую структуру: один изображает ту же фигуру со снятой кожей — экорше — и показывает мускулатуру фигуры, второй изображает скелег в том же положении, т. е. так, как он должен был располагаться в те­ле модели, изображенной на рисунке.

Следует сказать о причинах, заставивших автора в качестве приме­ра взять рисунки, а не фотографии. Дело в том, что рисунки, особенно классические, дают примеры сознательного творческого восприятия на­туры. Ведь художник, рисуя, изображает то, что он знает, сознательно обобщает, подчеркивая то, что нужно, то, что составляет пластический образ и отбрасывает то, что образу мешает. В хорошем рисунке, осо­бенно классическом, почти целиком отсутствуют элементы случайного, натуралистического, а присутствует самое главное — пластический об­раз. Поэтому разбор классических рисунков полезен именно тем, что, подведя к итогам нашего курса, научит учащихся пользоваться пласти­ческой анатомией, а не злоупотреблять ею, вдаваясь в излишние нату­ралистические подробности, к чему неминуемо на этом этапе познава­ния привели бы анатомическое изучение и разбор фотографий.

Фотографиями художник сможет пользоваться в дальнейшем, когда знания плюс опыт научат его отличать главное от второстепенного.

Для того чтобы полностью раскрыть сущность и содержание анато­мического разбора и построения, каждый рисунок сопровождается соот­ветствующим текстом, который нужно очень внимательно прочесть, со­провождая чтение изучением рисунков.

В дальнейшем тексте при разборе будут часто встречаться определе­ния: правая, левая. Эти определения употребляются соответственно разбираемому изображению, т. е. правой или левой руке (ноге) модели.

Анатомический разбор каждого рисунка происходит следующим об­разом. Сначала производится разбор соотношений больших массивов, общей костной и мышечной связи — это будет раздел «Построение фи­гуры», а затем описываются подробности, детали, наиболее характер­ные в данном изображении, — это будет раздел «Проработка деталей».

Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом»

Поза очень напряженная. Натурщик, сильно упираясь обеими нога­ми в пол, изо всех сил отталкивается шестом.

Построение фигуры. Таз наклонен вправо и повернут правой сторо­ной вперед; таз намечен правой и левой подвздошными остями, правым и левым подвздошными гребнями, лонным сращением, которое отклоне­но в сторону опорной ноги. Грудная клетка отклонена влево и тоже по­вернута правой стороной вперед, чуть больше, чем таз. Грудная клетка намечена своим общим объемом, надчревным углом и грудиной; груди­на чуть отклонена влево по отношению к лонному сращению, что даст почувствовать чуточный поворот грудной клетки по отношению к.тазУ* Это подчеркивает и средняя линия туловища, которая идет по белой ли­нии живота и выше пупка несколько сворачивает влево, следуя за гру­диной. Таз и грудную клетку связывают прямые мышцы живота, они из­гибаются, следуя за грудной клеткой, и косые мышцы, которые справа растянуты, а слева сжаты, тоже вследствие наклонов таза и грудной клетки.

Бедро левой, опорной ноги построено по двум большим мышечным массивам — четырехглавой и приводящих мышц. Бедренная кость наме­чена только внутренним мыщелком, но по построению мышц чувствует­ся костный стержень — бедро крепко упирается на мыщелки больше­берцовой кости. Голень несколько наклонена на зрителя верхним своим концом; на ней намечена большеберцовая кость — вся до вутренней ло­дыжки, стопа супинирована, и это дает твердый упор ноге.

Правая нога слегка согнута в тазобедренном суставе и отведена в сторону. Связь таза и бедра определена тремя мышечными массивами, образованными средней ягодичной, четырехглавой и приводящими мыш­цами. Костная структура намечена: вверху — вдавлением, соответствую­щим большому вертелу, внизу — мыщелками бедра. Мыщелки бедра твердо упираются в мыщелки большеберцовой кости. Упор ноги чувст­вуется во всей костной структуре, четко намеченной под кожей. Стопа супинирована, и это еще больше подчеркивает то, что нога с силой упи­рается в пол.

Обе руки подняты выше уровня плеч, от этого наружные концы обе­их ключиц приподняты, лопатки повернуты, нижние углы лопаток с по­крывающими их мышцами выступают по обе стороны грудной клетки — справа больше, чем слева. Вследствие подъема рук образовались под­мышечные впадины, справа впадина более развернута на зрителя, чем слева; верхняя часть фигуры расширилась. Связь рук с грудной клеткой довольно сложна.

Костная связь идет от яремной впадины по ключице и к обоим ак­ромионам, которые скрыты поднятыми дельтовидными мышцами. Пле­чевые кости все же ощущаются под мускулами, это ощущение поддер­живают мыщелки, намеченные на локтевых сгибах обеих рук; здесь же намечены локтевые отростки, которые вместе с мыщелками подчеркива­ют ракурс плеч: слева больше, чем справа (справа намечен один мыще­лок, слева — оба).

Справа предплечье супинировано, локтевая кость намечена вся; у кисти намечена и лучевая кость. Кисть разогнута, запястье не участвует в построении, которое переходит прямо на пясть, и далее на фаланги.

Слева предплечье пронировано, но локтевая кость все же намечена, с ее головки построение переходит на мышцы ладони.

Связь рук с туловищем в основном проходит по мышцам. Большие грудные мышцы тянутся от поверхности ребер, перебрасываются через поднятые плечевые кости, образуя внутренние стенки подмышечных впадин. К ним сверху присоединяются дельтовидные мышцы. Особый интерес представляют широчайшая, большая круглая и подлопаточные мышцы, которые, образуя заднюю стенку подмышечной впадины, тя­нутся к плечевой кости и прекрепляются на ней, вклиниваясь между трехглавой и клювоплечевой мышцами; из-под широчайшей выглядыва­ют зубцы передней зубчатой мышцы, которые здесь рельефны и напря­жены, так как рука тоже напряжена.

Обе плечевые кости выходят из глубины подмышечных впадин, со­провождаемые мышцами: с передней стороны — двуглавыми, с зад­ней — трехглавыми, которые здесь определяют мышечную связь и заканчивают общую связь рук с туловищем. Мышцы эти идут на предплечье и заканчивают связь плеча и предплечья. Предплечье строится по массивам сгибателей и разгибателей, которые на правой руке лежат прямо, а на левой, вследствие пронации, перекручены.

Связь грудной клетки с головой определяется от яремной впадины вверх по грудино-ключично-сосцевидной мышце на сосцевидный отрос­ток, а по гортани — на подбородок. Так как голова повернута влево и наклонена левой стороной вниз, то нижняя челюсть смотрится снизу и так и намечается. Средняя линия головы почти совпадает с профиль­ной, другая линия крестовины запрокинута выпуклостью вверх и проходит через высоко расположенное ухо. Намечается нижняя поверх­ность носа, наклонно лежит ротовая щель, верхняя губа смотрится снизу. Связь головы с туловищем дополняется трапециевидной мышцей и другими мышцами шеи, которые тянутся от головы к акромиону и клю­чице и образуют надключичную ямку.

Проработка деталей. Общая напряженность позы сказывается на всех деталях. Мускулатура сильно напряжена.

На правой ноге ясно читаются три головки напряженной четырехгла­вой мышцы, разгибающей колено. Надколенник подтянут высоко, при­жат к бедренной кости; жир коленного сустава прижат связкой надколенника к кости и выступает по обе ее стороны. Напряжены все мышцы голени настолько, что даже рельефны сухожилия на тыле стопы. Свод стопы подчеркнут и тем тоже передает напряжение. Левая нога слегка согнута в колене, она очень напряжена. Так же, как на правой, на левой ноге напряжены разгибатели колена, на коленном суставе та же картина, что и на правом; на голени также напряжены все мышцы, и свод супинированной стопы подчеркивает упор ноги.

Левые прямая и косые мышцы живота напряжены, так как с силой наклоняют грудную клетку влево. Напряжен и рельефен левый напряга­тель широкой фасции — он мешает тазу еще больше отклониться вправо; по той же причине должна быть напряжена и левая средняя ягодичная мышца, которой не видно на рисунке. Мускулатура рук вся напряже­на — некоторые мышцы больше, некоторые меньше, так как руки на весу. На сгибателях предплечья вблизи локтя заметна характерная для напряженных мышц деталь — вдавление, вызванное пироговской фас­цией, которое бывает заметно только при сильном напряжении мышц.

Очень важно обратить внимание на детализацию правой подмышеч­ной впадины; на то, как широчайшая мышца, идущая со спины, подтяну­тая вверх поднятым плечом, покрывает переднюю зубчатую мышцу и прикрепляется к плечевой кости, проходя вместе с большой круглой и подлопаточной между клювоплечевой мышцей и длинной головкой трехглавой. Очень важно также обратить внимание на то, как из-за этих мышц появляется длинная головка трехглавой мышцы и как контур широчайшей мышцы сходит на нет, и из-за него появляется контур трехглавой мышиы (и тот и другой являются контурами тела).

Передняя зубчатая мышца совместно с другими повернула и удер­живает лопатку, от этого зубцы ее очень рельефны, так как она очень напряжена. Обратите внимание на переплетение этих зубцов с мышеч­ными пучками наружной косой мышцы живота.

По той же причине, что передняя зубчатая, напряжена трапециевид­ная мышца, это заметно на ее верхнем участке, видном справа и над ключицей.

Таблица II. В. И. Суриков. «Борец»

Построение фигуры. Фигура стоит, крепко упираясь обеими ногами в пол, в ожидании схватки. Таз наклонен в левую сторону; позвоночник наклонен вправо, грудная клетка отклонена вправо и несколько назад. Наклон таза влево заметен по наклону крестцового треугольника; наме­чены задние подвздошные ости, левый подвздошный гребень; правый гребень несколько неясен вследствие ракурса снизу; уровень больших вертелов — левый стоит ниже правого, — тоже подчеркивает наклон таза влево.

Грудная клетка строится по позвоночнику вплоть до VII шейного позвонка, и по ощущению общего объема; выступание грудной клетки особенно заметно слева.

Связь таза с ногами сзади определяется внешне главным образом мускулатурой и весьма незначительно скелетом; тем важней разобраться в этой скелетной внутренней связи! Справа бедренная кость определяется по большому вертелу в соответствии с вдавлением завертельной ямки; внизу под коленом намечен внутренний мыщелок большеберцовой кости, на которую с силой упирается отброшенное назад бедро. Сильный упор костей чувствуется и в голени от мыщелка на обе лодыжки, и на стопу, супинация которой подчеркивает плотность упора ноги в пол. Стопа построена в ракурс; намечены четыре уходящих в глубь пункта: пяточ­ный бугор, лодыжка, снутри середина свода, головка первой пястной ко­сти. Левая нога слегка согнута в тазобедренном суставе, выдвинута вперед и влево. Намечен большой вертел бедра (он находится ниже правого!), на колене намечены наружные мыщелки бедра и голени и над­коленник. Здесь тоже чувствуется, как с силой упирается бедренная кость в голень. Колено полусогнуто и голень отведена нижним концом кнаружи, на ней намечена наружная лодыжка и отчетливо ощущается костная опора, особенно благодаря супинации стопы, которая подчерки­вает сильный упор ноги в пол.

Мышечная связь ног и таза очень характерна. Правая нога с силой разогнута в тазобедренном суставе и отброшена назад сокращением большой ягодичной и задних мышц бедра. Большая ягодичная мышца приобретает характерный полушаровидный вид благодаря сопротивле­нию укрепляющего ягодичного пучка широкой фасции, который врезает­ся в поверхность мышцы при этом движении. Ниже перехвата мышцы виден нижний ее отрезок, который проходит на бедро (очень важно его не пропустить и обязательно наметить, иначе связь будет утеряна!) Форма бедра строится по массивам мышц: задних, приводящих и на­ружной широкой; внизу задние мышцы, расходясь в стороны, связыва­ются с голенью. Между ними, начинаясь от бедренной кости, появляется на поверхности икроножная мышца, дополняет связь бедра и голени и, образовав ахиллово сухожилие, проходит позади лодыжек к пяточному бугру.

Слева большая ягодичная мышца тянется за согнутым вперед и отведенным кнаружи бедром. Ягодичный пучок фасции обвисает; мышца книзу приобретает клиновидную форму и видно, как этот клин входит между двуглавой и наружной широкой мышцами бедра. Бедро строится по двум массивам: задних и четырехглавой мышц. Спереди и сзади видна и мышечная связь с голенью. Сзади видна особенно ясно, так как вследствие сгиба колена здесь образовалась подколенная впа­дина, структура которой обнажает эту связь.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!