Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 7 страница
Слезный аппарат состоит из слезной железы и путей, проводящих слезную жидкость. Поверхность глаза блестит — она влажна, так как все время смачивается слезами. Слезы выделяются слезной железой, которая лежит в глазнице кнаружи от глаза. Отсюда они попадают на поверхность глаза и на слизистую оболочку век и проходят по ним к внутреннему углу глаза, где через отверстия на краях век поступают в слезно-носовой канал и просачиваются в нос. Эта циркуляция слез увлажняет и очищает переднюю поверхность глаза; при нарушении ее роговая оболочка и слизистая высыхают, что может повести к гибели глаза. При плаче слезы выделяются обильно, не успевают попасть в нос и переливаются через края век — вот почему, желая скрыть выступившие слезы, люди усиленно сморкаются, втягивая их в нос. При насморке слизистая носа набухает, закупоривает слезно-носовой канал и возникает слезотечение.
Постоянная влажность обусловливает блеск глаза. Если источник света находится близко, он отражается не одинаковыми участками поверхностей обоих глаз и соответственно этому блики в каждом глазу лежат несколько сближенно к переносице. Например, если на правом глазу блик лежит посредине зрачка, то на левом он располагается на внутренней части радужной оболочки.
Это проверьте на собственных глазах в зеркале, пользуясь настольной лампой.
Промежуток между веками называется разрезом глаз или глазной щелью; через него и видна передняя часть глазного яблока. На внутреннем углу глаза глазная щель заканчивается острым углом, в глубине которого видно розовое слезное мясцо, или слезник (см. рис. 65). На краях век растут ресницы, защищающие глаз от пыли, ветра, дыма. Край верхнего века находится на уровне верхнего края зрачка; край нижнего века при взгляде прямо вперед касается нижнего края радужной оболочки, но так как нижнее веко не следует за движениями глаза, то это положение при движении глаза меняется. При повороте глазного яблока вниз нижнее веко закрывает радужную оболочку снизу, при взгляде вверх между радужной и нижним веком видна белочная оболочка. Наоборот, верхнее веко следует за движением глазного яблока, и место касания века при обычных движениях глаза постоянно и меняется лишь при мимических движениях (см. с. 133).
|
|
Верхнее веко поднимается специальной мышцей, поднимающей верхнее веко, а нижнее опускается под действием собственной тяжести.
При открывании глаза верхнее веко уходит кзади под вышележащую кожу, которая образует над ним складку — покрывающую складку верхнего века. Иногда эта складка бывает незначительна, иногда заметна и лежит несколько выше края века, а иногда, в особенности у лиц монгольской расы, сильно нависает над верхним веком — настолько, что даже иной раз закрывает самый край века, и ресницы выглядывают из-под складки. Глаза при этом выглядят припухшими, и глазная щель сужена.
|
|
Глаза у разных людей расположены в глазнице различным образом:
|
|
При построении глаза важно помнить, что глаз вместе с веками образует шаровидное тело, которое выступает между краями глазницы. Надо провести среднюю линию и строить глаз вместе с веками, как шар, помня, что глазная щель не полностью симметрична. Глаз строится объемно вместе с краями глазницы. Простое срисовывание разрезов глаз с уподоблением их параллелограммам, как это советуют некоторые «знатоки», не достигает результатов.
|
|
Глаза часто бывают не вполне
симметричны, не всегда лежат на одном уровне — именно умение подметить это качество в портрете зачастую решает вопрос сходства. В так называемых «салонных» портретах сходство и живость исчезают благодаря желанию рисующего «украсить» оригинал, сделав лицо вполне симметричным. Напротив, если портрет заставляет зрителя думать, что он похож, даже если зритель не знает оригинала, то это зависит в большой степени от подмеченной художником асимметрии правой и левой сторон, главным образом асимметрии глаз и бровей.
Брови расположены по краю лобной кости, но очень часто лежат наискось— выше или ниже. Поэтому при построении головы сперва находят форму лба, а затем располагают брови.
Так же, как разрезы глаз, правая и левая брови часто лежат на разных уровнях и не всегда симметричны.
Нос
Нос (рис. 66) выступает над носовой полостью. Различают верхнюю часть — корень носа, отделяющуюся от лба переносьем, нижнюю — кончик носа, боковые стороны, которые сходятся по средней линии и образуют спинку носа. Внизу боковая стенка, расширяясь, переходит в крыло носа, которое отделяется от боковой стенки и от щеки изогнутой бороздой. Крыло носа ограничивает ноздрю; правая и левая ноздри разделены хрящевой носовой перегородкой. Костная основа носа с боков образована верхнечелюстными костями, а сверху — носовыми косточками; носовая перегородка в глубине тоже имеет костную основу. Передняя часть носа имеет хрящевую основу. Кость носовой перегородки впереди дополняется хрящом, на который справа и слева опираются два треугольных боковых хряща, образующих основу боковых сторон носа; В крыльях носа хрящевой основой служат большие хрящи крыльев носа, имеющие подковообразную форму. Эти хрящи лежат выпук
лостью вперед, их внутренние края прилегают друг к другу, образуя переднюю хрящевую основу перегородки носа (если нажать пальцем на кончик носа, можно ясно ощутить, как раздваиваются эти хрящи), наружные края подковообразных хрящей образуют наружный край ноздри и сзади дополняются цепочкой мелких хрящей, лежащих в толще крыла носа.
|
|
При построении лица непременно надо наметить срединную линию носа и по отношению к ней строить его правую и левую половины. Особенно следят за тем, чтобы кончик носа выступал вперед по отношению к передней носовой ости, иначе нос будет нарисован приплюснутым. При построении рисунка по принципу обрубовки нос строят как форму, имеющую две боковые поверхности, спинку и нижнюю поверхность. Уточняя форму носа, нужно помнить, что большинство живых (не гипсовых) носов не полностью симметрично — кончик носа обычно несколько уклоняется в сторону, что также влияет на симметричность ноздрей.
Рот
Отверстие рта (рис. 67) ограничено верхней и нижней губами и представляет собой горизонтальную изогнутую симметричную щель, имеющую разнообразную длину.
Форма рта во многом зависит от формы верхней и нижней челюстей, на которые он опирается, и это надо учитывать при построении. Форму рта строят вместе с общей формой челюстей. Но, кроме того, самые губы имеют свое характерное строение.
Губы — это симметричные складки разнообразной толщины и формы, образованные снаружи кожей, внутри слизистой оболочкой; соединяет их так называемая кайма, покрытая красной кожицей. Губы содержат в своей толще мышцы, железы и подкожную жировую и соединительную ткань. Красная полоса каймы, лежащая кнаружи от переходящей в нее слизистой оболочки, в обиходе именуется губой. Яркость цвета зависит от большего и меньшего количества кровеносных сосудов, а также от толщины кожицы. Губы верхняя и нижняя соединяются друг с другом в углах рта.
Верхняя и нижняя губы разной формы. На верхней губе посредине есть выступающий вниз бугорок верхней губы, от которого свободный край губы тянется по обе стороны сперва чуть вверх, потом вниз, к углам рта. При этом кайма губ постепенно суживается. Верхний край губы — место ее перехода в кожу — имеет форму лука. Кожа верхней губы по этому краю переходит в красную поверхность кожицы под углом и на месте перехода заметна грань, зачастую резко очерченная (особенно заметно на античных статуях). Посредине верхней губы от перегородки носа отвесно вниз к бугорку тянется вертикальная кожная борозда — так называемый фильтр.
|
Губы опираются на зубы. При потере зубов (в старости), губы втягиваются внутрь (вспомните выражение «запавший рот»), тогда кайма губ заворачивается внутрь.
При построении нельзя срисовывать линию разреза рта — надо строить симметричную форму губ вправо, влево и в глубину; линия
разреза рта уточняется как результат правильно найденных форм верхней и нижней губы. Обычно верхняя губа несколько выступает над нижней, что особенно заметно при ракурсах снизу. Кроме того, в большинстве случаев рот не полностью симметричен — особенность, важная для полного сходства.
На границе между верхней губой и щеками тянутся от крыльев носа к углах рта носо-губные складки. Они мало заметны у детей и молодых женщин.
Ухо
В пластической анатомии изучается только наружная часть органа слуха — ушная раковина, в обиходе — ухо. Ухо (рис. 68) образовано ушным хрящом, покрытым кожей, который, суживаясь, образует узкий хрящевой слуховой проход, уходящий в глубину наружного слухового прохода височной кости. Ухо представляет, таким образом, своеобразную воронку, вставленную в височную кость и находящуюся впереди сосцевидного отростка и позади нижней челюсти. Эта воронка улавливает звуки и передает их в глубь височной кости. Нижняя, височная часть уха называется долькой (мочкой) и хряща не содержит. Иногда долька бывает сращена спереди с кожей нижней челюсти.
Свободный край ушной раковины загнут внутрь и образует завиток; спереди завиток начинается двумя ножками: одна идет из кожи щеки, другая поднимается из глубины ушной раковины.
Параллельно завитку .внутри раковины идет валик — противозавиток; он образует вверху углубление, называемое треугольной ямкой. Противозавиток ограничивает углубление или полость ушной раковины, в глубине которой и начинается слуховой проход. Впереди этой полости имеется крупный выступ — козелок, а напротив него и ниже, на краю впадины, — менее заметный выступ — противокозелок.
Правильное положение уха на голове имеет очень большое значение для ее построения: при ракурсах особенно важно разобрать взаимное соотношение правого и левого уха. Ухо, как уже сказано, располагается впереди сосцевидного отростка за краем ветви нижней челюсти, причем длинная ось уха обычно лежит параллельно ветви нижней челюсти. Козелок уха находится ниже начала скуловой дуги, а мочка — значительно выше угла нижней челюсти. При построении боковой поверхности головы спереди назад наиболее выпуклая точка соответствует середине скуловой дуги. Затем поверхность заворачивается вглубь, становится менее выпуклой, и в углублении за нижней челюстью у начала скуловой дуги помещается ухо.
Уши бывают различных размеров и формы, и по-разному прилегают к поверхности головы. Хорошо сформированное ухо может быть вписано в два квадрата, поставленных один под другим. Высота уха не должна превышать длины носа.
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ И РАВНОВЕСИЕ
Центр тяжести — это точка, к которой может быть приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела, т. е. место, где как бы сосредоточен весь вес тела. По отношению к этой точке части тела автоматически располагаются так, чтобы тело сохраняло равновесие. Для художника нахождение центра тяжести приобретает наибольшее значение в стоячей позе, в особенности если модель стоит на одной ноге. На стоящей спокойно фигуре центр тяжести находится в области крестца несколько выше середины роста, но при наклонах он перемещается в направлении наклона (рис. 69).
Площадь опоры для стоящего человека—это площадь, которая лежит между подошвами его ног с прибавлением тех участков площади, на которую они опираются. Равновесие тем устойчивее, чем шире площадь опоры, поэтому если хотят стоять устойчиво, широко расставляют ноги. Чем уже площадь опоры, тем менее устойчиво равновесие, например, у человека, стоящего на одной ноге, вся площадь опоры — это площадь, занимаемая подошвой этой ноги. У сидящей фигуры площадь опоры больше, а у лежащей — еще больше. Тело будет в равновесии, если вертикаль, опущенная из центра тяжести, падает на площадь опоры. Чем ближе к краю опорной площади падает эта вертикаль, тем менее устойчиво равновесие (поэтому у стоящего на одной ноге равновесие мало устойчиво, так как вертикаль эта падает близко к границе опорной площади и при колебаниях легко может выйти за ее границу).
При наклонах фигуры вертикаль приближается к краю опорной площади, а при сильных наклонах выходит за ее черту, поэтому при сильных наклонах надо перемещать центр тяжести обратно, а для этого переносить часть туловища в противоположную сторону. Например, при наклонах вперед таз переносится назад (попробуйте наклониться вперед, став вплотную пятками к стене; это не удастся: туловище будет падать, так как таз нельзя перенести кзади). Если нести в одной руке тяжесть, например ведро с водой, то туловище надо отклонить в противоположную сторону, а если воды много, даже вытянуть свободную руку. Нельзя встать со стула, не наклонив туловище вперед. Таких примеров при явной потере равновесия множество. Но тело стремится к наиболее устойчивому спокойному положению даже тогда, когда равновесие явно не теряется. Человек инстинктивно стремится принять та-
п |
V |
Рис. 69. Различное положепие тела человека:
1 — неустойчивое положение (слева), устойчивое положение (справа): Н—
незначительное перенесение тяжести вперед, способствующее поступательному
движению при ходьбе; III — значительное перемещение тяжести тела вперед —
способствующее быстрому бегу; IV — равномерное распределение тяжести тела
при подъеме и опускании на корточки; V — перенесение тяжести тела и груза
вперед для подъема па лестницу; VI — если ступни нельзя помес-
I |
VI V u |
УШ IX x
тить под сиденьем, необходимо при подъеме переместить часть
тяжести тела вперед; VII —при перемещении ступней под сиденье можно под-
ниматься плавно; VIII — стоя вплотную к стене, нагнуться нельзя — можно
упасть; IX — необходимо отступить от стены, чтобы перенести часть тела
назад, выгнув таз; X — использование потери равновесия при нанесении удара
(а — в боксе, б — при рубке дров)
кую позу, т. е. взаимно расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры так, чтобы поза была более устойчива (чтобы меньше всего была подвержена потере равновесия при наименьшей затрате мышечной силы).
Это стремление к устойчивости и покою легче всего увидеть, если поставить натурщика в свободную позу, опирающимся на одну ногу и с другой отставленной ногой, не поправлять его и дать самому принять удобное положение. В этой позе таз будет отнесен в сторону опорной ноги и наклонен в сторону отставленной, грудная клетка тоже отнесена в сторону опорной ноги. Остальные части фигуры: шея, голова, плечевой пояс, руки — тоже займут положение, наиболее благоприятствующее полному сохранению равновесия, т. е. наиболее удобное. Если проверить это на себе, став самому в ту же позу (желательно перед зеркалом) и, приняв наиболее покойное удобное положение, затем нарочно переместить какую-нибудь часть тела — переменить наклон головы, переместить руку, приподнять плечо, то можно заметить или небольшое колебание всей фигуры, или незначительное перемещение ее частей — руки, лопатки, головы, шеи; тело автоматически компенсирует даже малую потерю устойчивости, которую вызвало нарочитое движение.
Взаимодействие частей тела для сохранения гармонического равновесия и является основой пластичности фигуры.
Нарушения равновесия и связанные с этим наклон, падения или бросок тела автоматически используются человеком при движениях. Если человек поднимается со стула, он нарушает равновесие наклоном туловища вперед, и это помогает ему подняться. Наклон вперед при подъеме на лестницу или в гору помогает подъему. При беге и прыжках наклон и падение туловища вперед усиливают движение. При рубке дров, метании копья умелый рывок туловища дает больший эффект, чем мышечная работа рук. Если в рукопашном бою (боксе) боец с размахом всего туловища, т. е., использовав потерю равновесия, нанесет удар противнику, он должен для восстановления равновесия попасть в него, т. е. встретить сопротивление. Если же он не попал в противника, то упадет, или для сохранения равновесия должен быстро переступить ногами в направлении удара.
Конечно, художник не может точно определять местоположение и перемещение центра тяжести. Надо лишь иметь ясное представление об этом и, наблюдая и работая над натурой, вырабатывать в себе ощущение соразмерности и пластичности фигуры.
ПРОПОРЦИИ
Знание пропорций, т. е. соотношений размеров частей человеческой фигуры, необходимо для правильного изображения человека и неудивительно, что этим всегда занимались художники и анатомы.
Производилось измерение отдельных частей фигуры (головы, бедер, стоп и т. д.) у различных людей и выводились средние данные как размеров, так и соотношений их между собой. Но многие художники и анатомы не довольствовались тем, что давала природа, и подгоняли фактический материал под собственные вкусы, создавая так называемые каноны— правила построения хорошо сложенной фигуры. Такие каноны существовали в древности у египтян, греков, римлян и других народов, а также в более позднее время; существуют и сейчас, и, естественно, каждый из этих канонов отражает взгляды своей эпохи, страны и художника — их понятие о красоте. Всего канонов было выработано около 100.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!