Кости таза (или тазового пояса) 9 страница



25-
большой вертел, 25 — бедренная кость. 25 — надколенник, 27 — наружный мыщелок бедра, 23 — щель коленного суста­ва, 29— наружный мыщелок большеберцовой кости, За­головка малоберцовой кости, 31 — малоберцовая кость. 32 —* большеберцовая кость, 33 — наружная лодыжка, 34 — фалан­ги пальцев, 35 — головки плюсневых костей, 36 — плюсневые кости, 37— пяточный бугор, 38— таранная кость. 39— внут­ренняя лодыжка, 40—внутренний мыщелок большеберцовой кости, 41 — внутренний мыщелок бедра. 42— седалищный бугор, 43 — лонное сращение. 44 — крестец. 45 — надчревный угол. 46 — ребра. <7 — мечевидный отросток грудины, 48 — угол лопатки. 49 — тело грудины. 50 — рукоятка грудины, 51 — локтевой отросток кости, 52 — подбородочное возвыше­ние
ний. Само бедро намеча­ется на рисунке, как боль­шой мышечный массив (напоминающий по форме огурец) вместе с вертелом и мыщелками; спереди ви­дны две части этого мас­сива. Передний — боль­шой — переходит в надко­ленник и заканчивается его связкой, прикрепляю­щейся на голени. Внутрен­ний— меньший — распо­лагается ниже паховой связки и косо примыкает к переднему. Между боль­шим вертелом и подвздо­шным гребнем сбоку на­мечается одна из мышц таза. Коленный сустав намечается благодаря мыщелкам бедра и боль­шеберцовой кости, а так­же надколеннику. Щель коленного сустава на пра­вой ноге стоит выше, чем на левой, потому что го­лень стоит почти отвесно. Коленный сустав разогнут до предела; надколенник своим нижним концом на­ходится на уровне щели сустава. Голень легко на­мечается по большеберцо­вой кости, которая лежит под кожей от мыщелков до лодыжки и мышечным массивам, которые к ней прилегают спереди и сза­ди; намечается также и наружная лодыжка. Пра­вая стопа пронирована, и это придает особую устой­чивость ноге. Стопа стро­ится вперед в ракурс от обеих лодыжек по сводам продольному и попереч­ному и назад к пяточно­му бугру — костная ее структура хорошо читает­ся сверху.

На отставленной левой ноге бедро слегка согнуто в тазобедренном суставе и, начиная от места сгиба, направлено вперед и наружу. Боль­шой вертел от этого слегка уходит вглубь и лежит в завертельной ямке. Кроме того, вследствие этого сгиба массив бедра приобрел иной харак­тер, чем на правой ноге. В то время как на правой ноге массив бедра почти монолитен, здесь на левой ноге бедро делится на три масива: наи­больший массив идет прямо на зрителя и переходит в надколенник и в его связку, прикрепляющуюся на голени; отчетливо отделяется внутрен­ний массив и выше тазобедренного сустава кнаружи определяется не­большой мышечный массив таза. Здесь бедро намечается по этим трем массивам, намечается положение большого вертела и мыщелки бедра, которые здесь видны на поверхности отчетливее, чем справа, так как колено согнуто. Колено намечается по мыщелкам бедра и голени и надколеннику. Надколенник подтянут вверх, а щель коленного сустава лежит ниже, чем на правой ноге, так как левая нога расположена на­клонно к полу.

Голень направлена нижним концом кнаружи и слегка наклонена вперед. Кости голени читаются на поверхности так же, как и на правой ноге, с той разницей, что верхний край большеберцовой кости слегка наклонен вперед и от этого намечается более выпуклой линией, чем справа, — это сразу подчеркивает наклон голени. Голень намечается на основе большой берцовой кости и двух мышечных массивов, примыкаю­щих к ней спереди и сзади; намечается и наружная лодыжка. Стопа находится в положении супинации (внутренний край и внутренняя ло­дыжка сближены) и строится в ракурс, как и на правой ноге, по сводам.

Пронация и супинация стоп при построении фигуры стоя имеют ог­ромное значение для ее устойчивости, поэтому на них надо обращать особое внимание.

При построении обеих стоп нужно помнить, что стопа имеет сводча­тое строение не только спереди назад, но и поперек, и рассматривать ее как цепь примыкающих друг к другу коротких поперечных сводов, сов­местно образующих длинный продольный свод стопы. При этом необ­ходимо наметить следующие пункты ухода стопы в глубь рисунка. Если рисовать спереди: самый дальний—1-й пяточный бугор, затем 2-й — лодыжки, 3-й — передняя поверхность нижнего конца голени, 4-й — се­редина свода стопы, 5-й —головки плюсневых костей, 6-й — концы пальцев.

Если их все нельзя наметить (при полном ракурсе часть их может быть не видна), то необходимо нарисовать так, чтобы в воздушной пер­спективе чувствовалось пространство (глубина), соответствующее этим пунктам, иначе ракурса не получится — изображение стопы будет плоским.

Мышечные массивы ног выявляют элементы мышечной связи. На правом бедре передний мышечный массив начинается вверху от таза, внизу переходит в надколенник и при посредстве его сухожилия связы­вается с голенью. Внутренний бедренный массив связывает таз с бед­ром. На голени передние мышцы переходят впереди голеностопного су­става и связывают голень со стопой спереди. Задние мышцы, делаясь тоньше книзу, проходят позади внутренней лодыжки и связывают го­лень со стопой сзади. На левом бедре передний массив отходит от таза между двух массивов: внутреннего, который связывает таз с бедром, и наружного, который тянется от таза к большому вертелу.

Передний массив переходит через надколенник на голень и связы­вает бедро и голень. На левой голени и стопе та же система связи, что и на правой.

При построении ног следует обратить внимание на следующее.

Благодаря полному разгибанию бедра в тазобедренном суставе ниж­ний конец правого бедра находится глубже верхнего и глубже таза; бла­годаря полному разгибанию колена нижний конец голени направлен несколько вперед. На левой ноге, напротив, благодаря сгибанию в тазо-. бедренном суставе бедро нижним концом направлено вперед. Таким образом, правое колено находится глубже левого, и это должно чувст­воваться уже в построении рисунка. Левая голень уходит нижним кон­цом назад — это подчеркивает верхний край большеберцовой кости, на­клоненный и выгнутый вниз и вперед и, кроме того, ракурс, укорачиваю­щий голень. Голень согнута вперед в голеностопном суставе, стопа плот­но прилегает к полу, супинирована и стоит впереди правой.

Приведенное в качестве примера глубинное расположение разных частей изображения, в данном случае ног, имеет очень большое значе­ние для построения не только ног, но и всей фигуры, и не только в дан­ном случае, но и при любой работе над объемным изображением фигуры.

Дело в том, что распределение изображения фигуры на плоскости ■ листа вверх и вниз, вправо и влево, с сохранением пропорций, по силуэ­ту легко читается на модели и при хорошем глазомере рисующего лег­ко переносится на лист, причем несет почти автоматический бездумный характер. Но это не решает пространственного (объемного, глубинного) построения изображения, которое требует пристального внимания, за­ставляет думать и требует специальных анатомических знаний.

Проследим на данном примере за дальнейшим развитием объемного (глубинного) построения.

Выше от таза идет построение живота и еще выше — грудной клетки.

Грудная клетка вместе с позвоночником для устойчивости наклонена в правую сторону (противоположную наклону таза) и несколько на­зад— верхний ее конец находится глубже нижнего; надчревный угол смотрится несколько снизу, грудина видна в небольшом ракурсе. (Что­бы уточнить надчревный угол, надо попросить модель произвести глу­бокий вдох и медленно выдохнуть воздух.) Грудная клетка как сим­метричная форма так же, как и таз, намечается в зависимости от сре­динной плоскости (линии), но ввиду того, что грудная клетка повернута относительно таза, срединная плоскость (линия) ее не совпадает со сре­динной плоскостью таза. Таким образом, срединная линия таза и низа живота, изгибаясь, переходит выше пупка в срединную линию верхней части живота, а затем и на грудину. Грудная клетка намечается сни­зу надчревным углом и границей ребер, а выше — грудиной и общим объемом ребер, которые соответственно грудине (средней линии) наме­чаются справа и слева. Построение грудной клетки заканчивается на яремной впадине.

Стенка живота образована мышечной тканью, которая имеет опо­рой снизу таз, а сверху грудную клетку. Естественно, что эта мышечная ткань следует за поворотами грудной клетки и соответственно меняет форму. Здесь, например, справа грудная клетка сближена с тазом — мышечная стенка живота отжата в сторону и выступает массивом кна­ружи; слева же, напротив, грудная клетка оттянута вверх — стенка жи­вота растянута. Мышцы живота парные, стенки живота симметричны и соответственно средней линии намечаются справа и слева. При этом необходимо обратить внимание на глубинное размещение: от лонного сращения поверхность стенки живота выступает вперед, затем в обла­сти пупка западает вглубь (что происходит вследствие тонуса мышц, которые здесь образуют талию), далее стенка живота выступает вперед (на зрителя), достигает грудной клетки и затем поверхность грудной

клетки уходит к яремной ямке в глубь рисунка. Эти изгибы поверхно­сти подчеркнуты также и средней линией.

Надо добавить, пользуясь случаем, что взаимные повороты и на­клоны таза и грудной клетки на модели встречаются в огромном боль­шинстве случаев и пластичность позы в огромной степени зависит от них. Поэтому следует напомнить еще раз, что туловище нельзя трак­товать как монолитное целое (что делают, как это ни странно, довольно часто), а только как массу, состоящую из нескольких взаимно подвиж­ных объемов: таза, живота, грудной клетки с лежащим поверх клетки плечевым поясом.

Определением яремной впадины заканчивается первый и важнейший этап объемного построения. Действительно, определена и намечена область таза и грудной клетки, их связь — костная и мышечная, глубинность и объем, таз связан с ногами, ноги прочно стоят и прост­ранственно размещены — следовательно, основная часть фигуры пост­роена— фигура поставлена. Теперь можно строить вверх шею и голову и в стороны: вниз и вверх плечевой пояс и руки. Необходимо подчерк­нуть: именно теперь, а не раньше.

Дело в том, что конструктивная связь стоящей фигуры с внешней средой определяется через опорную плоскость, проще говоря, тем, как фигура «поставлена»,— «стоит» фигура или «не стоит». Следовательно, до того, как фигура прочно «поставлена», нет смысла уточнять построе­ние головы и плечевого пояса, так как ошибки почти неизбежны, и все, сделанное до основного построения без связи с ним, чаще всего прихо­дится начинать заново и зачастую ощупью. Теперь же, когда законо­мерно проделана вся предыдущая часть построения, можно уточнять дальнейшее. Разумеется, при дальнейшей работе необходимо сочетать построение шеи с головой, плечевого пояса и рук с тем, что уже найде­но, построено. Очень важно сохранять пропорции и не нарушать плас­тического равновесия. Иначе построение может нарушиться. Так, напри­мер, непропорциональная величина головы, чрезмерный ее наклон, неправильная высота, толщина и наклон шеи, неправильный объем и длина («тяжесть») рук могут нарушить найденное основное пост­роение.

Построение шеи и головы идет вверх от яремной впадины по перед­ней части шеи на челюсть и выше на голову. Намечаются мышцы, иду­щие из-за уха к яремной впадине, передняя поверхность шеи, которая при поворотах головы слегка перекручивается, нижняя челюсть, сре­динная линия головы и пересекающая ее другая линия крестовины; здесь, так как голова приподнята и повернута в левую сторону, лобная линия крестовины выпукла вверх, а срединная линия выпукла в сторо­ну поворота, т. е. в левую. Затем снизу вверх намечаются по обе стороны срединной линии костные элементы черепа: скулы, границы лба, правое ухо, которое здесь находится ниже левого (не видного на рисунке), и другие элементы головы; в общем при построении фигуры голова стро­ится только снизу вверх.

От яремной впадины вправо и влево идет построение плечевого пояса; намечаются ключицы и акромионы, мышцы, идущие от головы к акромионам, и мышцы, покрывающие сверху грудную клетку и иду­щие к рукам.

На правой опущенной руке намечается под акромионом головка пле­чевой кости, а внизу местоположение мыщелков плеча; плечо отведено нижним концом назад, слегка в ракурсе, головка плеча выпячивается под мышцей, у локтя снаружи заметно вдавление, соответствующее на­ружному мыщелку.

Предплечье пронировано, слегка в ракурсе нижним концом направ­лено вперед. Внизу на предплечье ясно заметны нижние концы перекру­ченных костей предплечья, которые намечаются при построении. Кисть намечается по своим костям, кроме запястья. Так как кисть разогнута, запястье почти все уходит вглубь, пясть почти соприкасается с пред­плечьем; она веерообразна, слегка в ракурс направлена нижним концом на зрителя, пальцы висят свободно. Костная связь руки дополняется мышечной. Мышца, покрывающая головку плечевой кости, клином ухо­дит вглубь между мышцами плеча; под нее уходит широкая мышца, идущая с передней поверхности груди. Из-под обеих этих мышц выхо­дит мышца, идущая впереди плечевой кости и уходящая в глубь пред­плечья. Предплечье состоит из двух массивов. Все мышцы намечаются вместе с костными пунктами в процессе построения.

Слева рука приподнята выше горизонта; от этого лопатка повернута и слегка выдается сбоку грудной клетки, выпячивая над собой мускулы спины. Акромион скрыт в глубине ямки, образованной мышцей, под­нявшей плечо. Его и местоположение головки плеча необходимо наме­тить; намечаются оба мыщелка и локтевой отросток; этим подчеркива­ется ракурс плеча, идущего локтем на зрителя. Намечается тело локте­вой кости, которое видно на тыльной стороне предплечья между двумя массивами мышц. Кисть согнута и поэтому запястье выступает на тыле кисти (в противоположность правой кисти). Таким образом, здесь наме­чаются нижние концы костей предплечья, запястье, пясть и фаланги пальцев. Кисть сжата в кулак и строится по своему скелету.

Костная связь дополняется мышечной: от головы тянется мышца, идущая к акромиону и ключице; мышца с груди тянется на плечо; из-под нее выходит мышца, идущая впереди плечевой кости и уходит на пред­плечье; со спины по задней стороне плеча к локтевому отростку тоже тя­нется мышца. К локтевой кости с обеих сторон примыкают две груп­пы мышц предплечья.

Костные опорные пункты намечаются одновременно с массивами мышц; то и другое обязательно сочетается в процессе работы.

Необходимо предостеречь учащихся! Никоим образом не следует изложение понимать так: сначала нарисовать скелет, а потом одеть его мышцами! Работу надо производить комплексно, руководствуясь мо­делью, основное держать в уме и постепенно выяснять для себя и уточ­нять на бумаге. И еще — работу следует вести одновременно по всему листу, намечая предварительно расположение фигуры на бумаге и по­степенно проводя уточнение построения в соответствии с изложенным выше.

Разберем построение той же фигуры в той же позе и в той же фрон­тальной плоскости сзади. Разбор и построение будем вести по тому же методу, что и выше, и начнем с центрального звена, т. е. с таза (рис. 25).

Таз стоит наклонно, его правая сторона приподнята, левая стоит ниже; происходит это вследствие того, что правая нога выпрямлена, а левая согнута в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Следствием наклонного положения таза непроизвольно, в поисках ус­тойчивого равновесия, появился наклон позвоночника и верхней части туловища, т. е. грудной клетки с плечевым поясом с руками и головой в правую сторону, а также откидывание грудной клетки назад.

Кроме этого, дополнительно произошли откидывание и поворот го­ловы, подъем левой руки и свободное опускание правой; поза установи­лась в состоянии устойчивого равновесия.

Таз, таким образом, является центральным связующим звеном фи­гуры.

Начнем построение фигуры с таза, предварительно начерно наметив основные пропорции и расположение фигуры на листе.

На поверхности тела сзади косое положение таза определяется опор­ными костными точками таза. Это — правый и левый подвздошные греб­ни и крестцовый треуголь­ник. Правый гребень стоит выше, левый ниже; крестцо­вый треугольник стоит косо с наклоном в левую сторону. Таз симметричен; срединная его плоскость (линия) про­ходит через межъягодичную борозду через середину кре­стца и уходит вверх по поз­воночному столбу. Соответ­ственно средней линии наме­чаются костные пункты таза.

Сзади таз одет больши­ми ягодичными мышцами, по форме напоминающими очень широкие шины. С бо­ков эти мышцы вдавлены, в середине каждого этого вда­вливания находится большой вертел соответствующего бедра. Сверху с боковых по­верхностей таза к вертелам спускаются более плоские мышцы. Мышечные массивы таза намечаются вместе с костными пунктами строго соответственно срединной плоскости; причем надо об­ратить внимание на то, что правая задняя мышца более шаровидна, чем левая, под­жата снизу, а левая более вытянута и вдается клином между двумя мышечными массивами бедра. Такая фор­ма мышц таза зависит от постановки ног (см. ниже мышцы и фасции бедра).

Рис. 25. Построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов сзади. А — экс­терьер; Б — скелет: / — фаланги пальцев. 2—головки пястных костей» 5 — запястье, 4 — лучевая кость, 5 — локтевая кость, 6 — наружный надмыщелок плеча, 7 — плечевая кость, <5— акромион, 9— лопатка, 10 — позвоночный край лопатки // — угол лопатки. 12— ребра, 13 — поясничные позвонки, 14 — подвздошный гребень, 15 — задняя подвздошная ость, 16 — передняя подвздошная ость, 17 — крестец. 18 — большой вертел, 19 — седалищный бугор, 20— бедро,
Правое бедро предельно разогнуто в тазобедренном суставе, направлено вниз, слегка внутрь и назад. Бед­ренная кость выявляется на поверхности большим верте­лом, который в этом положе­нии сильно выступает сбоку и стоит выше вертела левого бедра; внутренний мыщелок бедра может быть определен над внутренним мыщелком

39
V
13
19
I
U
Б
14 IS 16- 17 - 18
S' 10- fl 12 <=
голени, расположенным под ним. Само бедро состоит из трех мышеч­ных массивов. Задний массив выходит из-под поджатой ягодицы, тянется вниз, где раздваивается, связывая таз, бедро и голень. Два других мас­сива— один снутри, другой снаружи — связывают таз с бедром. Колен-, ный сустав выпрямлен до предела и сзади определяет­ся мышцами и внутренним мыщелком большеберцовой кости.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!