РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 36 страница
Нелегкие времена переживал и герой нашего очерка, хотя внешне его жизнь оставалась такой же размеренной, комфортной и интеллектуально насыщенной, как и прежде. При этом затишье на революционном фронте, необходимость осмыслить уроки прошлого и обдумать тактику на будущее, а также усталость от бесконечных фракционных раздоров вызывали у Плеханова вполне объяснимое стремление сосредоточиться на теоретической и литературной работе, хотя о полном отходе от партийных дел, естественно, не могло быть и речи.
В августе 1907 г. Георгий Валентинович, несмотря на болезнь, приехал в небольшой немецкий город Штутгарт, где прошел седьмой конгресс II Интернационала. К сожалению, из-за нездоровья участие Плеханова в его работе свелось в основном к выступлению в комиссии по вопросу о взаимоотношениях социалистических партий с профсоюзами, где он отстаивал идею единства профессионального движения (применительно к России это означало, что не должно быть обособленных социал-демократических, эсеровских и т. п. профсоюзов). Дополнение Плеханова к проекту резолюции членами комиссии было принято.
Вернувшись в Женеву, Плеханов продолжил сотрудничество в петербургской газете «Товарищ». Параллельно с этим он выступил
1 Дан Ф. И. Письма (1899-1946). Амстердам, 1985. С. 184.
253
в журнале «Современный мир» с большой статьей, где подробно разбирал книгу итальянца Артуро Лабриолы «Реформизм и синдикализм» с послесловием большевика Луначарского, которому за увлечение синдикалистскими идеями досталось от Плеханова едва ли не больше, чем самому автору книги. Появление целого ряда статей и заметок Плеханова с критикой анархо-синдикализма было продиктовано не только его отрицательным отношением к этому достаточно популярному тогда на Западе и начавшему проникать в Россию течению, но и стремлением нанести еще один удар по большевикам, в тактике которых он усматривал определенное сходство с левацкими лозунгами анархо-синдикалистов (увлечение стачками, экспроприациями, бойкотом легальных организаций и т. п. ).
|
|
Еще в преддверии V съезда РСДРП Плеханов писал Мартову, что не вредно было бы, если бы дело дошло, наконец, до разрыва с большевиками, поскольку работать с ними вместе совершенно невозможно 1. Неудивительно поэтому, что он стал и одним из инициаторов создания фракционной меньшевистской газеты «Голос социал-демократа», которая издавалась с февраля 1908 г. сначала в Женеве, а потом в Париже параллельно с центральным общепартийным органом «Социал-демократ». «Газета необходима для борьбы с тем политическим одичанием, которое надвигается на нас», — подчеркивал он 2, имея в виду прежде всего взгляды большевиков.
|
|
Однако сам Плеханов писал тогда на политические темы сравнительно немного. Так, в 1908 г. он опубликовал «Заметки публициста», предисловие к брошюре бывшего члена Петербургского совета Степана Голубя «Через плотину интеллигентщины» и статью «Уроки прошлого» для изданного в Женеве меньшевиками сборника «Тернии без роз», посвященного деятельности социал-демократической фракции II Государственной Думы. Тем не менее Плеханов сумел поставить здесь ряд вопросов, без уяснения которых критический анализ уроков революции был бы просто невозможен. Так, Георгий Валентинович очень верно заметил, что в 1905 — 1907 гг. революционеры плохо знали, а потому и мало принимали в расчет социальную психологию народных масс, особенно крестьянства, ориентируясь в основном на настроения демократической интеллигенции и узкого политизированного слоя рабочих. На примере июльских событий 1906 г. Плеханов показал, что неправы были тогда не только большевики, предсказывавшие в самое ближайшее время новое вооруженное восстание, но и меньшевики, звавшие народ к всеобщей стачке в защиту распущенной царем I Государственной Думы, поскольку ни те, ни другие не знали по-настоящему настроений широких слоев народа. «... Когда составляются наши
|
|
1 РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 137. Л. 3-4; см. также: ф. 134. Оп. 1. Д. 310. Л. 5.
2 Там же. Ф. 264. Оп. 1. Д. 115. Л. 2.
254
«лозунги», резолюции и т. д., — писал Плеханов, — то при их составлении всегда принимается во внимание именно «интеллигентская» и к тому же еще кружковая психология: такие-то строки вводятся для того, чтобы пояснить дело таким-то «практикам», а такие-то затем, чтоб такой-то икс или игрек не обвинил нас в оппортунизме и т. п., — в результате получается нечто, может быть, гениальное с точки зрения «интеллигентской» кружковщины, но, несомненно, очень мало пригодное для агитации в широкой массе» 1.
Разбирая проект аграрной реформы, внесенный в III Думу крестьянскими депутатами умеренно-правого направления, Плеханов обращал внимание на то, что, помимо довольно радикальных земельных требований, которые как будто не очень вязались с их монархизмом, в этом проекте присутствовало и требование создания демократических земельных комитетов, свидетельствовавшее о значительном прогрессе в развитии политического сознания крестьян. Революционерам, подчеркивал Плеханов, нужно очень бережно и умело подойти к самым отсталым крестьянским слоям, чтобы, не запугивая мужика своей «ультрареволюционностью», осторожно, но систематически воздействовать на его сознание, придавая ему силу, подвижность и смелость. Ведь в 1905—1907 гг. крестьян — а вместе с ними и всю революцию в целом — подвела именно политическая темнота и пассивность деревни, без преодоления которых рассчитывать на победу народа над самодержавием нельзя. Не нужно забывать, писал Плеханов, что от степени сознательности русского крестьянина зависит во многом и поведение русского солдата, который может либо стрелять в народ, как это и было в основном в 1905—1907 гг., либо повернуть оружие против его угнетателей 2.
|
|
Большое значение имел также призыв Плеханова к развитию самодеятельности рабочей массы и ее сближению с революционной интеллигенцией, к объединению всех демократических сил страны при сохранении строго пролетарского характера РСДРП, к восстановлению временно утраченного рабочим классом положения гегемона освободительного движения в России 3. Особенно радикально выглядел последний тезис, который, как показали последующие события, не был случайной обмолвкой ради «красного словца» и существенно отличался от позиций многих меньшевиков, отказывавшихся в то время от самой идеи гегемонии пролетариата.
Однако постепенно внимание Плеханова все больше переключалось на теоретико-философские вопросы. В конце 1907 г. в очень короткий срок он написал статью, приуроченную к исполнявшемуся
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XV. С. 426.
2 Там же. С. 427.
3 См.: там же. С. 433.
255
в марте следующего, 1908 г. 25-летию со дня смерти Карла Маркса. Правда, сборник, для которого предназначалась эта работа, не вышел в свет: слишком пестрым оказался состав его авторов, придерживавшихся порой далеко не ортодоксальных марксистских взглядов в области философии (большевик Луначарский, меньшевик Юшкевич и др.). Но в 1908 г. работа Плеханова была издана в Петербурге в виде отдельной брошюры под названием «Основные вопросы марксизма» (в 1909 г. ее перевели на немецкий язык). Появилась также статья Плеханова о Марксе и в «Голосе социал-демократа».
Плеханов не ограничился приличествующими случаю хвалебными словами в адрес Маркса, а использовал юбилейную дату для того, чтобы еще раз в доступной широкому читателю форме изложить важнейшие положения диалектического и исторического материализма, показать связь марксизма с предшествующим развитием передовой человеческой мысли и вместе с тем тот качественный скачок в понимании сущностных явлений природы и общества, который связан с именами Маркса и Энгельса.
В работе «Основные вопросы марксизма» особый интерес представляют те ее разделы, которые посвящены изложению взглядов Маркса и Энгельса на ход исторического процесса. В частности, Плеханов впервые подчеркнул здесь значение социально-психологического компонента общественного сознания как важного промежуточного звена между социально-политическим строем, который вырастает на базе определенной системы производственных отношений, и различными идеологическими надстройками. В итоге у него получалась своего рода пятичленная формула, раскрывающая механизм взаимодействия основных факторов, определяющих ход человеческой истории: 1) состояние производительных сил; 2) обусловленные им экономические отношения; 3) социально-политический строй, выросший на данной социальной основе; 4) психология общественного человека; 5) различные идеологии, отражающие свойства этой психологии 1.
Коснулся Плеханов и вопроса о том, возможна ли серьезная, аргументированная научная критика Маркса и марксизма. Он отнюдь не считал великого немецкого ученого непогрешимым, указав, в частности (вслед за Энгельсом), на ошибки основоположников марксизма в 1848 г., когда они, с одной стороны, недооценили способность капитализма к дальнейшему развитию, а с другой — переоценили порыв большинства рабочих к революционному действию. Плеханов признавал, что Маркс и Энгельс не имели времени серьезно заняться изучением истории искусства, религии, философии. Но он был категорически против дилетантской, спекулятивной критики марксизма, нередко основанной на слабом знакомстве со
1 См.: Плеханов Г. В. Избр. философск. произв. Т. III. С. 179-180.
256
взглядами Маркса и Энгельса или непонимании сущности марксистского учения. Сам Плеханов (как и Ленин) не склонен был выискивать ошибки и слабости в марксовой аргументации, отвергая также любые попытки замены якобы устаревшего и одностороннего марксизма эклектической смесью отдельных его положений с разного рода «дополнениями», взятыми из модных немарксистских теорий. Таким образом, Плеханов еще раз продемонстрировал свою верность заветам учителей, свой материалистический монизм.
В этом контексте очень органичной выглядела и критика Плехановым в 1908 — 1909 гг. взглядов А. А. Богданова, который вместе с Луначарским, Валентиновым, Юшкевичем и др. попытался соединить марксизм с учением австрийского физика и философа, одного из основателей эмпириокритицизма («философии критического опыта») Эрнста Маха. Надо сказать, что Плеханов уже давно «точил зуб» на русских махистов и прежде всего на Богданова и Луначарского, занимавших в период революции 1905 — 1907 гг. видное положение в рядах большевиков. Еще во время совместной работы с Лениным в «Искре» он не раз обращал его внимание на сомнительные, с точки зрения марксистской ортодоксии, философские выводы Богданова. Против махизма выступала в «Искре» и ученица Плеханова Л. И. Аксельрод. Однако лидер большевиков, безоговорочно признавая авторитет и правоту Плеханова в вопросах философии, по чисто фракционным соображениям долгое время воздерживался от философской полемики со своим тогдашним соратником. Тем не менее в 1906 г., прочитав подаренную ему книгу Богданова об эмпириомонизме, Ленин составил не предназначавшийся для печати ответ с замечаниями на эту работу, солидаризировавшись с материалистическими взглядами Плеханова.
После революции Богданов-политик стал быстро отходить от Ленина, превратившись в лидера «левого» большевизма. Он упрекал Ленина в увлечении «легализмом», реформистских иллюзиях и даже в идейном перерождении. Появились и разногласия по вопросам, связанным с финансами партии, которые приобрели в то время особенно большое значение в жизни РСДРП. Словом, Богданов выступил как прямой соперник Ленина в руководящих партийных инстанциях, а этого ему простить уже не могли. В 1909 г. Ленин настоял на том, чтобы вывести Богданова вместе с Красиным из большевистского заграничного центра, а Богданов в ответ создал собственную группу «Вперед» и повел ожесточенную борьбу с лидером большевиков.
В области философии против Богданова и «богдановщины» выступили одновременно и Ленин, и Плеханов. Чашу терпения последнего переполнило открытое письмо к нему, опубликованное Богдановым в 1907 г. в журнале «Вестник жизни» и являвшееся по существу вызовом на серьезный научный турнир. Плеханов уже давно считал махизм разновидностью субъективного идеализма, но все откладывал публичное объяснение с Богдановым, предпочитая
257
действовать методом мелких словесных уколов вроде замены привычного в партийной среде обращения «товарищ» на презрительное «господин». Но отмалчиваться и дальше было уже опасно, ибо могло сложиться впечатление, что ему просто нечего ответить по существу поставленных Богдановым вопросов. Поэтому в начале 1908 г. Плеханов засел за ответ русским махистам, дав ему выразительный заголовок «Materialismus militans» («Воинствующий материализм»). Первые две части этой работы были опубликованы летом и осенью 1908 г. в «Голосе социал-демократа».
Плеханов давно уже не находился в столь воинственном настроении. Когда П. Б. Аксельрод и А. С. Мартынов стали уговаривать его произвести во второй части «Воинствующего материализма» некоторые сокращения, он написал им 5 октября 1908 г. следующее: «Дорогие товарищи Павел и Александр Самойлович! Я не знаю, сколько именно букв в моей статье, но я знаю, что сокращать ее нельзя, т. е. собственно можно, но только на несколько букв. Но больше не могу сокращать. Войдите же в мое положение: меня просили, — прямо настаивали, — начать полемику с Богдановым. Я долго отнекивался: Дан свидетель. Наконец, я берусь за перо, уничтожаю эту бестию, и теперь мне говорят: «Надо сократить или отложить». Видали ли Вы кота с мышью во рту? Попробуйте посоветовать ему «сократить» или «отложить» его добычу: он только зарычит. Так и я. Ни сокращать, ни откладывать не могу, теперь во мне говорит чувство охотника, от которого может уйти дичь. Я могу предложить только совсем не печатать мою статью фельетоном, а выпустить ее отдельным приложением... Но Богданов должен умереть сейчас и «sans phrases» (без разговоров. — фр.)» 1.
Задор Плеханова, конечно же, подогревался тем, что удар по Богданову был в значительной мере и ударом по Ленину, хотя объективности ради нужно сказать, что Георгий Валентинович не щадил и «еретиков» из числа меньшевиков 2. Чувствовалось, что он хочет уничтожить Богданова как философа: обвинения в идеализме и ревизионизме, унизительные сравнения и эпитеты сыпались, как из рога изобилия. При этом Плеханов, видимо, не замечал, что ссылки на Энгельса и материалистов XVIII в. уже не всегда достигают цели, поскольку его оппонент оперировал данными о новейших достижениях мирового естествознания, а здесь Георгий Валентинович, увы, не всегда был на высоте.
1 Литературное наследие Г. В. Плеханова. М, 1938. Сб. 5. С. 312. Третье письмо Богданову увидело свет в 1910 г. в сборнике работ Плеханова с характерным названием «От обороны к нападению». Этот большой (около 700 стр.) сборник включал, помимо работы «Materialismus militans», цикл статей Плеханова с критикой анархо-синдикализма, ряд статей о религии, литературоведческие эссе и рецензии.
2 Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. Т. I. С. 232.
258
В свою очередь, насмешливое высокомерие и язвительность Плеханова вызвали ответную негативную реакцию Богданова, который писал в своей книге «Десятилетие отлучения от марксизма» (1914 г. 1), что ни по своим познаниям, ни по своему психическому складу Плеханов не является образцом ученого. Богданов возмущался недобросовестными полемическими приемами Плеханова, находил в его работах неточности и передержки, указывал на конкретные ошибки в трактовке некоторых важных философских вопросов. Отсюда он делал вывод, что Плеханов совершенно случайно попал в разряд теоретиков марксистской философии, поскольку судьбе угодно было сделать его популяризатором идей Маркса и Энгельса. Выполнил Плеханов эту миссию, по мнению Богданова, не без ошибок, но в целом им была проделана большая и полезная работа, да и судить о его ошибках было тогда просто некому. А затем «по привычке вчерашних рабов, наши россияне стали обращаться к Плеханову за авторитетным разрешением всевозможных вопросов, в том числе философских. Так он попал в положение, которое, в конце концов, оказалось довольно фальшивым», — заключал Богданов 2.
Переходя к Плеханову-политику, Богданов делал вывод, что за десятилетие 1904 — 1914 гг. в русской социал-демократии не было человека, который, пользуясь своим огромным авторитетом, больше содействовал бы порче партийных нравов 3. При этом он обвинил Плеханова в «генеральстве», неуважении к партийной дисциплине, игнорировании руководящих учреждений партии и т. д. Конечно, пером Богданова водило в данном случае уязвленное самолюбие, но доля истины в его суждениях, несомненно, была. Характерно для сложившейся конфронтационной ситуации и другое: Богданов ответил на плехановскую критику в двух специальных работах — «Приключения одной философской школы» (1908) и «Падение великого фетишизма. Вера и наука» (1909), однако продолжать с ним научную полемику Плеханов не пожелал. Тем самым он как бы подтвердил слова Богданова о том, что Плеханов как защитник марксизма от нападок его идейных противников и как крестный отец РСДРП остался уже в прошлом 4.
В нашу задачу не входит критический разбор философского спора Плеханова с Богдановым, которым должны заняться специалисты. Заметим лишь, что сегодня научное сообщество смотрит на Богданова гораздо более благожелательными глазами, чем во вре-
1 Книга впервые увидела свет лишь через 80 лет после своего создания. См.: Неизвестный Богданов. Кн. 3. М., 1995.
2 Там же. С. 145.
3 Там же. С. 154.
4 Там же.
259
мена Плеханова и Ленина 1. В богдановском эмпириомонизме видят теперь реальную попытку переработки ряда интересных идей современной немарксистской философии в целях обогащения и совершенствования марксизма, а в его тектологии — провозвестницу идей кибернетики и общей теории систем. Признается также, что Богданов до конца оставался убежденным сторонником марксизма, а лейтмотивом всего его научного творчества и практической деятельности была ориентация на социалистическую перспективу.
В этом контексте в совершенно ином свете предстает и полемика Богданова с Плехановым, который упрощал, вульгаризировал и в чем-то искажал его взгляды не только по чисто политическим мотивам, но и потому, что оставался в общем и целом выдающимся представителем научных традиций XIX в., тогда как Богданов — пусть не всегда удачно и последовательно — старался уже идти в ногу с новым, двадцатым столетием. И если для Плеханова (и Ленина) высшими авторитетами в области философии всегда оставались Маркс и Энгельс, то Богданов сознательно стремился синтезировать марксизм с философскими концепциями Маха, Авенариуса и ряда других современных ему философов.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!