РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 35 страница
ЦК РСДРП поручил открыть съезд Плеханову, который призвал делегатов «без гнева и пристрастия» рассмотреть спорные вопросы. При этом он заявил, что попытки достигнуть договоренность облегчаются тем, что в российской социал-демократии «почти совсем нет ревизионистов». Как вспоминал потом Горький, этой фразой Плеханов страшно рассмешил Ленина: он согнулся, лысина его покраснела, а плечи затряслись в беззвучном смехе. Рабочие, сидевшие вокруг, тоже заулыбались, а из конца зала кто-то спросил: «А по ту сторону (имелись в виду скамьи меньшевиков. — С. Т.) — какие сидят?» 1
1 Горький M. Мать. Воспоминания. M., 1985. С. 357.
245
Плеханова встретили и проводили аплодисментами, однако при выборах президиума он получил лишь 120 голосов, тогда как Ленин собрал 144, а Дан — 143. Больше же всего голосов было у латыша Ф. Розиня — 272, поляка Л. Иогихеса — 188 и видного бундовца В. Д. Медема — 187. В итоге в состав президиума, состоявшего из пяти человек, Плеханов не вошел.
Вообще чувствовалось, что вокруг него в зале заседаний все чаще образуется какая-то опасная пустота. Многих делегатов, особенно большевиков, коробили самоуверенность Плеханова, его менторский тон, манера прерывать своих оппонентов язвительными репликами. Недаром Горький сравнивал Плеханова с протестантским пастором, который говорит, как законоучитель, уверенный в том, что его мысли неоспоримы, а каждое слово и даже паузы между словами — драгоценны. Он требовал к себе внимания и почтения, сердито посматривая на тех, кто во время его выступления осмеливался перешептываться с товарищами.
|
|
Плеханов поддержал предложение меньшевиков не обсуждать на съезде острые теоретические вопросы, чтобы вновь не поссорить объединившиеся год назад фракции большевиков и меньшевиков. При этом он выразил сомнение в том, что съездовская дискуссия — часто стихийная и хаотичная — может привести к обогащению марксистской теории. «То, что вы называете выработкой теории, -говорил он, обращаясь к большевикам, — уподобило бы нас английскому парламенту XVII века, вырабатывавшему и принимавшему большинством голосов английский... молитвенник. Политическая партия такими делами заниматься не может». Плеханов даже сравнил обсуждение теоретических вопросов на партийных съездах с бесплодными спорами средневековых схоластов о том, сколько ангелов может поместиться на булавочном острие 1.
Плеханов был, вероятно, прав в том, что многолюдные и дорогостоящие партийные съезды — не лучшее место для больших и серьезных дискуссий при наличии множества самых различных, порой полярно противоположных точек зрения. С другой стороны, было бы элементарным неуважением к высшему партийному форуму сводить его роль лишь к принятию подготовленных заранее резолюций, предоставив решение важнейших вопросов теории только немногим «избранным». Очевидно, оптимальным вариантом было бы сочетание кабинетной работы партийных теоретиков, публичных дискуссий (в печати, на собраниях, во время реферативных выступлений лидеров партии и т. д.) и обсуждения теоретических проблем на заседаниях ЦК, съездах и конференциях РСДРП. Однако на практике найти эту «золотую середину» было очень непросто.
|
|
Сам Плеханов предпочитал не перегружать свои выступления на съезде теоретическими вопросами. Пожалуй, никогда еще его речи
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XV. С. 378-379.
246
не изобиловали таким количеством шуток, острот, анекдотов, цитат из литературных произведений, — и все это, несмотря на скверное самочувствие. Георгий Валентинович как будто хотел доказать всем, в том числе и самому себе, что «есть еще порох в пороховницах», хотя весь этот блестящий словесный фейерверк уже не мог прикрыть отсутствия новых оригинальных мыслей, да и шутки Плеханова не всегда были удачны и свежи.
Основная дискуссия на съезде развернулась вокруг вопроса об отношении РСДРП к «непролетарским» партиям. Делегаты заслушали целых четыре доклада — Ленина, Мартынова, Р. Люксембург и бундовца Абрамовича. Особенно досталось Плеханову от Р. Люксембург, которая обвинила его в догматической интерпретации взглядов Маркса и Энгельса на роль либералов в буржуазной революции и в откровенной идеализации русской либеральной буржуазии, явно тяготевшей к соглашению с самодержавием, а не к союзу с силами демократии. Правда, Р. Люксембург сделала комплимент Плеханову, назвав его «почитаемым теоретиком и творцом русского марксизма», однако не преминула тут же заметить, что «революционный русский либерализм — это фантом и что повторение Плехановым тех характеристик буржуазии, которые давали в «Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс, является применительно к России начала XX в. поразительным примером метафизического мышления и превращения марксизма в окаменевшую догму.
|
|
Что и говорить, Плеханов оказался в крайне затруднительном положении: молчать он не мог (это было бы истолковано как признание им своего поражения), но и любая резкость по отношению к даме, пусть даже идейному противнику, уронила бы его не только в общественном мнении, но прежде всего в собственных глазах. Поэтому Георгий Валентинович, как настоящий джентльмен, решил обратить в шутку явно невыгодный для него спор с Р. Люксембург. При этом он искусно обыграл два полемических выпада против нее, содержавшиеся в выступлениях бундовцев Абрамовича и Либера (первый назвал Люксембург бланкисткой, а второй ехидно поинтересовался, на каком стуле она сидит 1).
|
|
Отвечая Абрамовичу, Плеханов сказал, что взгляды Р. Люксембург — это все-таки марксизм («бланкизм надо целиком оставить товарищам большевикам»), но марксизм не «окаменелый», а испарившийся, улетучившийся от жара революционной фразеологии. Ответ Либеру выглядел еще более эффектно: «Тов. Либер спросил т. Розу Люксембург, на каком стуле она сидит. Наивный вопрос!
1 Р. Люксембург была делегатом съезда от Лодзинской организации польских социал-демократов, являлась после Стокгольмского учредительного съезда членом РСДРП и, кроме того, выступала с приветствием от германской социал-демократии, в рядах которой работала уже более десятка лет.
247
Тов. Роза Люксембург не сидит ни на каком стуле. Она, подобно рафаэлевой мадонне носится на облаках... отрадных мечтаний», — под аплодисменты делегатов заявил Плеханов 1. Этот внешне очень галантный пассаж заключал в себе и немалую дозу яда, ибо сравнение Р. Люксембург с ее маленьким ростом, большим носом и ярко выраженной семитской внешностью с Сикстинской мадонной выглядело довольно комично и звучало полукомплиментом, полунасмешкой над известной революционеркой.
Что касается существа дела, то Плеханов, довольно искусно обойдя вопрос об эволюции взглядов Маркса и Энгельса на роль буржуазии в германской революции 1848 — 1849 гг., заявил, будто они никогда не смотрели на немецкую буржуазию как на революционный класс и относились к ней совершенно так же, как русские марксисты смотрят на свою национальную буржуазию. Мягко говоря, это было большой натяжкой, поскольку позиция Маркса и Энгельса в конце 1840-х годов претерпела немалые изменения 2, тогда как Плеханов предпочитал цитировать лишь те их высказывания о буржуазии, которые совпадали с его собственными взглядами по данному вопросу. С другой стороны, отвергая упреки большевиков и Р. Люксембург в принижении революционной роли пролетариата, Плеханов несколько напыщенно воскликнул: «Нам говорят: вы делаете пролетариат орудием буржуазии. Это совершенно неверно. Мы делаем буржуазию орудием пролетариата. Прошли те времена, когда пролетариат служил орудием буржуазии, миновали без возврата. Теперь пролетариат является демиургом нашей революционной деятельности. Теперь он — главная сила. И это дает ему особые права, это налагает на него особые обязанности. Гегель говорит в своей «Философии истории», что народ, являющийся носителем великой исторической идеи, может рассматривать все другие народы как орудие для осуществления его великой цели; он может топтать их ногами и может употреблять их как средство. Мы стоим не на национальной, а на классовой точке зрения. Но и мы думаем, что пролетариат, этот носитель великой идеи нашего времени, может топтать ногами все отжившее и пользоваться всем существующим для своей великой цели. Он может и он должен поступать так, ибо он был, есть и будет главным двигателем революции в настоящее время» (Аплодисменты) 3. Вряд ли стоит говорить здесь, насколько самоуверенно звучали слова Плеханова о том, что пролетариат делает буржуазию орудием выполнения своих замыслов. А как режет слух фраза Плеханова о праве (?) пролетариата «топтать
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XV. С. 394.
2 В 1847 — 1848 гг. Маркс и Энгельс считали еще германскую буржуазию революционным классом, но затем стали резко критиковать немецких либералов.
3 Плеханов Г. В. Соч. Т. XV. С. 394.
248
ногами» все отжившее и «пользоваться» всем существующим для достижения своей цели, взятая на вооружение большевиками в 1917 г.! Заметим, однако, что после этого пассажа Плеханову аплодировали. И, видимо, не только большевики!
Как известно, большевикам вместе с делегатами национальных социал-демократических организаций удалось провести на съезде свою резолюцию об отношении к непролетарским партиям, в которой, вопреки мнению Плеханова, было немало нелестных слов в адрес кадетов и октябристов. Не помогло меньшевикам и выступление Плеханова в защиту идеи «рабочего съезда», которая была отвергнута большинством делегатов, считавших, что широкая внепартийная рабочая организация может стать опасным конкурентом РСДРП. Возможно, такие опасения и имели под собой определенную почву, но думается, что Плеханов, всегда остававшийся патриотом революционной пролетарской партии, был прав, когда предсказывал победу на «рабочем съезде» социал-демократических идей и видел в нем эффективное средство легализации и расширения пролетарского движения, а не альтернативу РСДРП.
Свои выступления на V съезде РСДРП Плеханов собрал в небольшом сборнике «Мы и они», который был издан в 1907 г. сначала в Женеве, а потом в Петербурге. Сборник открывался предисловием, в котором Плеханов без обиняков раскрыл смысл его названия: «мы» — это меньшевики, которых облыжно обвиняют в ревизионизме; «они» — большевики, тактические взгляды которых очень напоминают взгляды Бланки, Бакунина и прочих революционеров-утопистов, что, по мнению Плеханова, даже хуже, чем «пересмотренный» ревизионистами марксизм. Вспоминая о беседе с одним рабочим-большевиком, который никак не мог понять, как социал-демократы могут входить в соглашение с кадетами, поскольку среди них много капиталистов, Плеханов воспроизвел свой ответ, дающий яркое представление о логике рассуждений всех меньшевиков: «У вас два врага, — говорил Плеханов. — Разумная тактика требует от вас, чтобы вы сначала сосредоточили свои силы на одном из них и, разбив его, устремились на другого. Так всегда поступал великий мастер в деле решения тактических задач, Наполеон I. На кого же вы должны напасть прежде? Очевидно, на правительство. Сосредоточивайте же против него свои силы. Но правительство, — этот враг, который прежде других должен быть разбит вами, — встречает и до поры до времени будет встречать противодействие со стороны кадетов. Это значит, что ваши враги пока ссорятся и между собою. Разумная тактика требует от вас, чтобы вы, сосредоточивая свои силы против правительства, использовали в интересах революции ту оппозицию, которую пока еще делает ему «партия народной свободы». А вы боитесь этого как измены; вопреки здравому смыслу, вы стараетесь помирить друг с другом ваших, пока еще ссорящихся между собою, врагов и потому,
249
воображая себя верными хранителями революционных принципов, вы наносите серьезный вред революции» 1.
Плеханов упрекал также большевиков в боязни реформ, которые якобы могут помешать ходу революции. При этом он привел пример их отрицательного отношения к лозунгу ответственного думского министерства, явившегося, по его мнению, настоящей услугой Столыпину. В целом же Плеханов приходил к выводу, что Маркс был бы, пожалуй, в русских условиях чистейшим меныпевиком 2.
Между тем Первая российская революция подходила к концу. Первый штурм царизма закончился неудачей, хотя борьба народа была далеко не бесплодной.
Что же принесли годы революции Плеханову? В общем и целом он избежал в эти годы больших взлетов и падений, окончательно закрепившись на позициях кабинетного марксистского теоретика, к советам которого, однако, не слишком прислушиваются марксисты-практики. Плеханов не поддался искушению объявить русскую революцию «перманентной», когда она шла на подъем, но и не видел поводов для отчаяния, когда верх стало брать царское правительство. Он пытался мерить русскую революцию — первую революцию XX в. — мерками старых марксистских оценок европейских революций 1848—1849 гг. и, прямо скажем, не слишком преуспел в этом, ибо и специфика России, и особенности новой исторической эпохи, в которую мир вступил как раз на рубеже двух столетий, требовали от революционеров принципиально новых подходов и решений. Не подтвердились, в частности, и его ожидания, связанные с российской буржуазией и либерализмом, которые вовсе не собирались бить царизм вместе с революционерами. Сорвались и обе попытки наладить в России нормальную парламентскую работу, поскольку Первая Государственная Дума была распущена царем через 72, а Вторая — через 103 дня после их созыва, хотя по закону им был отпущен пятилетний срок. Не нашли отклика и призывы о сотрудничестве, обращенные Плехановым к партии кадетов. Все это не внушало ему оптимизма, хотя он и был убежден, что когда те, кто был в 1905 г. детьми, подрастут и станут солдатами, в России будет новая революция 3.
Тяга широких демократических кругов российского общества к социалистической литературе и значительное смягчение цензурных условий привели к тому, что в 1905 — 1907 гг. на отечественном книжном рынке появилось довольно много произведений Плеханова. В 1906 г. сначала в журнале «Образование» (№ 1), а потом отдельной брошюрой был опубликован биографический очерк о Плеханове, написанный меньшевиком А. Ельницким. А. М. Коллон-
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XV. С. 408.
2 Там же. С. 410.
3 См.: РЦХИДНИ. С». 264. Оп. 1. Д. 201. Л. 16.
250
тай в письмах к Плеханову не раз повторяла, что он очень популярен в России. «Знаете ли Вы, что теперь Вы — один из популярнейших людей в России. Вас боятся, восхваляют, бранят, ненавидят, а все вместе — прислушиваются. А это главное!» — писала Коллонтай Плеханову в январе 1907 г. из Петербурга. А вот выдержка из ее же письма, написанного через месяц: «Ваши «Письма» (имеются в виду «Письма о тактике и бестактности». — С. Т. )производят громадный шум, это обыкновенно «гвоздь» дня: едва сойдутся два человека — начинается грызня, само собою разумеется, поскольку одни приветствуют Ваши слова, постольку другие ими недовольны. Тем не менее прислушиваются все, а волнуются и сердятся, очень сердятся многие» 1.
И все же в 1905 — 1907 гг. уже чувствовалось, что будущее — не за Плехановым. В России рождалось новое поколение революционеров, для которых «отец» русского марксизма был уже вчерашним днем революции.
1 См.: Тютюкин С. В. Первая российская революция и Г. В. Плеханов. С. 253.
ГЛАВА VII
МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ И НАУКОЙ
3 июня 1907 г. вторично за последние одиннадцать месяцев была досрочно распущена Государственная Дума. Но на этот раз власти пошли значительно дальше, чем в июле 1906 г., изменив без санкции депутатов избирательный закон и арестовав по обвинению в подготовке государственного переворота 55 членов думской фракции РСДРП во главе с Ираклием Церетели. Казалось, повод для народного возмущения был налицо, но силы революции к этому моменту были уже практически исчерпаны. Россия промолчала. Наступал звездный час премьера Столыпина.
Депрессия ощущалась во всем — в экономике, политике, поведении людей. С 1907 г. началось осуществление столыпинской аграрной реформы. Пошла вниз кривая забастовочного движения — этот вернейший показатель прочности существующего режима, настроений рабочих и экономической конъюнктуры. Если за последние семь месяцев 1907 г. как бы по инерции еще бастовало около полумиллиона чел., то в 1910 г. число стачечников не превышало уже 160 тыс. Притихли деревня и армия. Интерес общества к революционерам уступил место новым увлечениям — богоискательству и богостроительству, эмпириокритицизму, поэтам-декадентам, французской борьбе, вопросам секса. Интеллигенция громко каялась в революционном безумии, а социалистическим партиям приходилось, скрепя сердце, снова уходить в подполье или пополнять ряды политической эмиграции. Быстро шел отток временных попутчиков революции. Усиливалось провокаторство.
Кризисные явления коснулись и обеих фракций РСДРП, пути которых вновь стали расходиться. Среди меньшевиков царили апатия, разобщенность, сомнения. Отдали неизбежную после поражения революции дань этим настроениям и многие большевики.
Характеризуя состояние меньшевистских организаций в конце 1907 г., Ф. И. Дан писал П. Б. Аксельроду: «Меньшевизма как организации теперь попросту в России нет, и собрать его снова механическим путем невозможно. В меньшевизме как направлении происходит, несомненно, разложение. В противоположность большевикам, у которых сохранилась верхушка организации, у нас именно верхушка первая подверглась разложению, и потому у нас нет сил, чтобы собрать те здоровые меньшевистские элементы, которые имеются среди сознательных рабочих в гораздо большем количестве, чем 2 — 3 года назад и даже чем в прошлом году. Для значительной
252
части меньшевистской интеллигенции все прогрессивные лозунги меньшевизма стали постепенно лазейками для того, чтобы нервным, развинченным, расслабленным людям уйти не только от общепартийной, но и от всякой политической работы. Открытые организации, отрицательное отношение к подполью, думская деятельность, использование всех легальных возможностей и пр. и пр. — все это для целой массы интеллигентов стало дорожкой либо к ренегатству, либо к самому низкопробному оппортунистическому культу «малых дел». Не большевистское ухарство грозит нам в этих людях с повисшими носами — куда уж им до ухарства! — а самое обыкновенное либеральное перерождение» 1.
В социал-демократических организациях все чаще стали произносить новое слово «ликвидаторство», означавшее отказ части меньшевиков от подпольной работы, уход в легальные организации и отречение от наследия 1905 — 1907 гг. У большевиков были свои проблемы, связанные с нежеланием некоторых партийных работников примириться с необходимостью временного отказа от наступательной тактики, боевых дружин, «эксов», бойкота Думы. И хотя основное ядро большевиков продолжало верить Ленину, а меньшевики категорически отказывались ставить знак равенства между меньшевизмом как таковым и «ликвидаторством», кризис в РСДРП, который развивался параллельно с кризисом в партии эсеров и у кадетов, значительно ослаблял революционный лагерь.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!