РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 37 страница
Важно отметить и другое. В то время как для Плеханова и Ленина между материализмом и идеализмом лежала пропасть, Богданову подобная постановка вопроса казалась каким-то страшным упрощением. И читая сегодня их полемику, невольно думаешь, что в сущности они говорили уже на разных философских языках: отсюда взаимное непонимание, подозрения, упреки. Взгляды Плеханова и Ленина были проще и понятнее, взгляды Богданова — сложнее и в чем-то тоньше, причем он не всегда умел придать им ясную и доступную пониманию широкого читателя форму. Вопрос состоит лишь в том, стоило ли отлучать его за это от марксизма и социал-демократии? Если следовать старому библейскому принципу «Кто не с нами, тот против нас», — да, если признавать право ученого в процессе поиска научной истины подвергать сомнению абсолютно все, — нет. И трудно отделаться от мысли, что решающее слово в этой полемике принадлежало все же политике, а не принципам высокой науки.
Тесно связаны с работами Плеханова, направленными против Богданова, и его большие статьи из серии «О так называемых религиозных исканиях в России», опубликованные в 1909 г. в трех номерах «Современного мира». Здесь ставятся общие теоретические вопросы о происхождении и сущности религии, дается критика взглядов бывшего «легального марксиста» С. Н. Булгакова, бого-
1 См.: Гловели Г. Д., Фигуровская Н. К. Трагедия коллективиста // Богданов A. A. Вопросы социализма. М., 1990; Садовский В. Н. Эмпириомонизм А. А. Богданова: забытая глава философской науки // Вопросы философии. 1995. № 8; Шерер Ю. Ленин и Богданов // Россия XXI. 1996. № 5-10 и др.
|
|
260
строительских теорий А. В. Луначарского и М. Горького, мистицизма писателя Д. С. Мережковского и поэта-декадента Н. Минского, религиозных мотивов в творчестве Льва Толстого.
Гениальное литературное наследие Толстого, его философские и религиозные искания, общественная деятельность, оценка великого писателя и мыслителя представителями различных политических течений — все эти вопросы занимали Плеханова на протяжении нескольких десятилетий. Восьмидесятилетний юбилей писателя в 1908 г., а затем его уход из Ясной Поляны и смерть в 1910 г. послужили толчком к появлению новых плехановских статей о нашем великом соотечественнике.
«Что автор «Войны и мира» есть великий писатель русской земли, что русская земля имеет право гордиться им и обязана любить его, что самый факт появления в нашей многострадальной России таких писателей служит нам одним из ручательств за ее лучшее будущее, — все это так, все это верно, все это неоспоримо. Но великий писатель русской земли велик как художник, а вовсе не как сектант. Его сектантство свидетельствует не об его величии, а об его слабости, т. е. о крайней ограниченности его общественных взглядов. И чем больше мы любим и чтим великого художника, тем прискорбнее для нас его сектантские заблуждения», — писал Плеханов 1.
|
|
Он откровенно признавался, что любит Толстого «отсюда и досюда», четко разделяя в нем писателя и «проповедника», художника слова и «учителя жизни», причем в этом последнем своем качестве Толстой был для Плеханова не просто неприемлем, но даже «страшен». Марксист Плеханов с его сугубо классовым, предельно идеологизированным подходом к искусству сравнительно немного говорит о том эстетическом наслаждении, которое несло и несет людям творчество Толстого, и совсем не склонен умиляться его гуманизму и стремлению к самоусовершенствованию: ведь для революционера главный источник всех бед человеческих — это не противоречия, раздирающие грешные души людей, а несправедливость окружающей их жизни. Зато перечень «грехов» Толстого занимает у Плеханова целые страницы: здесь и его идеализм, и метафизичность мышления, и религиозность, и страшная противоречивость в мыслях и поступках. Особенно негодует Плеханов — и это вполне логично в общем контексте его мировоззрения — по поводу толстовской теории «непротивления злу насилием», усматривая в ней объективную помощь эксплуататорам и насильникам, стоящим у руля современного государства.
|
|
Между тем на примере взаимоотношений Л. Н. Толстого и П. А. Столыпина хорошо видно, что писатель не принимал ни Столыпина, насаждавшего в деревне частную собственность на землю,
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XV. С. 350-351.
261
ни тем более Столыпина-вешателя, а в знаменитой статье «Не могу молчать» (1908 г.), осуждая насилие и террор и «сверху», и «снизу», все же находил некоторые смягчающие обстоятельства для революционеров, тогда как по отношению к власть имущим он был совершенно беспощаден. Заметим в этой связи, что известный ленинский тезис о Толстом как «зеркале русской революции», несмотря на его ярко выраженный революционно-пропагандистский характер, несравненно глубже отражал противоречивый характер толстовства, чем плехановская дихотомия: великий художник — слабый мыслитель, реалист в искусстве — утопист в политике 1.
Было бы несправедливо отрицать, что Плеханов признавал объективно революционизирующее воздействие многих произведений Л. Н. Толстого на русское общество. Независимо от намерений самого писателя, правдиво нарисованные им картины жизни «верхов» и «низов» России пробуждали у читателя «святое стремление выставить против реакционного насилия революционную силу» 2. Но, в отличие от Ленина, эта тема, как и тема «Толстой и русское крестьянство», не получили у Плеханова дальнейшего развития. Толстой остался для него прекрасным бытописателем дворянских гнезд, идеологом дворянской аристократии, «большим барином». Видимо, не разделял он и ленинскую мысль о том, что Толстой, после совершившегося в нем нравственного перелома, перешел на позиции патриархального русского крестьянина. Но в чем Плеханов и Ленин были едины, так это в резком неприятии любых попыток превратить Толстого в «святого», поднять на щит его призывы заменить общественную борьбу индивидуальными поисками душевного мира и согласия, акцентировать внимание на резкой критике великим писателем революционеров. Недаром Ленин писал Горькому: «Плеханов тоже взбесился враньем и холопством перед Толстым, и тут мы сошлись» 3. Заметим, что ряд статей Плеханова о Толстом был написан для большевистских изданий, о чем мы подробно еще будем говорить ниже.
|
|
Характерной особенностью рассматриваемого нами периода в жизни и деятельности Плеханова было усиление его интереса к исторической тематике. Он и прежде не раз выступал как историк народнического и социал-демократического движения в России, хорошо знал отечественную и европейскую историю последних двух столетий, особенно историю революций, глубоко изучал процесс перехода от первобытного общества к обществу классовому. Многие
1 Подробнее об отношении Л. Н. Толстого к революции и революционерам см.: Тютюкин С. В. Л. Н. Толстой и первая российская революция // Исторические записки. Т. 113. М., 1986; Зырянов П. Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992 и др.
2 Плеханов Г. В. Соч. Т. XXIV. С. 231.
3 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 11.
262
его работы были блестящими примерами исторических зарисовок, сделанных по горячим следам событий и прекрасно передававших самый дух эпохи, характерные для нее общественные настроения, социальную психологию современников. Теперь, на рубеже первого и второго десятилетий XX в. пришло время для крупных исторических полотен, которые должны были отразить как сравнительно недавнее, так и более отдаленное прошлое.
В 1908 г. развернулась работа над большим коллективным трудом «Общественное движение в России в начале ХХ-го века». Это было по тем временам крупномасштабное литературное предприятие, участники которого ставили перед собой задачу осмыслить с марксистских позиций основные тенденции общественно-политического развития России накануне и в период революции 1905 — 1907гг., роль в ней различных классов и партий, причины ее поражения. Иначе говоря, речь шла о том, чтобы подвести итоги революции, проанализировать стратегию и тактику российской социал-демократии, ее успехи и неудачи и попытаться ответить на главный вопрос: что из опыта революции можно занести в актив партии и использовать в ее дальнейшей деятельности, а что нужно сдать в архив, признать ошибочным, неудачным или даже вредным.
Новое обострение фракционной борьбы в РСДРП и та кризисная ситуация, в которой партия оказалась после первой российской революции, обусловили и подбор будущих авторов, и общую идейную направленность этого труда. Ни большевики, ни Троцкий, ни члены группы «Вперед» к работе не привлекались. Готовить статьи для «Общественного движения... » должны были только меньшевики или идейно близкие к ним люди, а редакторами многотомника стали Ю. О. Мартов, А. Н. Потресов, П. П. Маслов и Г. В. Плеханов1. Им же вместе с Ф. И. Даном, А. С. Мартыновым, Евг. Маевским, А. О. Ерманским, Н. Череваниным, В. О. Левицким, М. С. Балабановым, А. М. Коллонтай и др. предстояло стать авторами этой фундаментальной работы. По вполне понятным причинам главными источниками при ее подготовке должны были служить не архивные документы, а русская и зарубежная периодическая печать различных направлений, публицистика, историческая и экономическая литература, немногочисленные документальные публикации, воспоминания, т. е. то, что было доступно тогда исследователям, особенно эмигрантам.
1 Плеханов получил предложение об участии в многотомнике через П. П. Маслова в 1907 г. Узнав о предполагаемом составе авторского коллектива, Плеханов не стал скрывать, что у него есть с некоторыми из этих лиц серьезные разногласия. Однако Маслов ответил, что все это выяснится при личном свидании. Больше к этому вопросу тогда не возвращались, и Плеханов стал членом редакционной коллегии (см.: Плеханов Г. В. Соч. Т. XIX. С. 92.).
263
Замысел меньшевистского труда был очень обширен: предстояло показать в динамике экономику и общественно-политический строй России на рубеже веков, ход революционных событий 1905 — 1907 гг. и участие в них различных классов и партий, национально-освободительное движение, внутреннюю и внешнюю политику правительства. Предполагались и большие экскурсы в историю России XIX в. Полностью реализовать этот план, к сожалению, не удалось: помешала начавшаяся мировая война. Но и те пять объемистых книг, которые увидели свет в Петербурге в 1909 — 1914 гг., стали заметной вехой в отечественной историографии.
Меньшевики рассматривали события 1905 — 1907 гг. как пример неудачной общенациональной революции против абсолютистского режима. На ее судьбе роковым образом сказалось то эмбриональное состояние, в котором находилась тогда в России буржуазная демократия, выступавшая в качестве лидера революций XVIII —XIX вв. на Западе, причем слабость и нереволюционность российской буржуазии не могли быть компенсированы ни усилиями пролетариата, ни стихийным бунтарством крестьянства, ни активными действиями революционных партий. Последние, по мнению меньшевиков, слишком поддавались тем ультрарадикальным настроениям, которыми были охвачены в 1905 г. часть демократической интеллигенции и рабочих, слишком забегали вперед в своих требованиях, слишком «пугали» еще только выходившую на арену политической борьбы буржуазию. Гегемония пролетариата, которая продержалась в ходе революции в лучшем случае лишь до манифеста 17 октября 1905 г., носила как бы вынужденный характер, поскольку пролетариат и социал-демократия лишь заполняли вакуум, образовавшийся в общественно-политической жизни страны в результате слабости и неорганизованности торгово-промышленной буржуазии. Претензии пролетариата на политическую гегемонию в освободительном движении оказались, как полагали меньшевики, явно несостоятельными, и выдвигать их в дальнейшем было бы по меньшей мере неразумно.
Что касается крестьянства, то, признавая большое значение его выступлений против помещиков, меньшевики с опаской смотрели на монархизм и частнособственнические настроения этого класса как на потенциальную угрозу пролетарскому делу. Поэтому дальнейшую эволюцию России в сторону развития буржуазной демократии меньшевистские лидеры связывали с неизбежным, по их мнению, «левением» буржуазии под влиянием ее конфликтов с самодержавием.
Летом 1908 г. Плеханов уже читал статьи В. Г. Громана, А. О. Ерманского и других авторов, предназначенные для первого тома «Общественного движения... » Однако вскоре он отошел от работы в редакции, «споткнувшись» на статье А. Н. Потресова «Эволюция общественно-политической мысли в предреволюционную эпоху»,
264
где рассматривалась и деятельность группы «Освобождение труда». Отношения с Потресовым складывались у Георгия Валентиновича очень неровно: первые впечатления, связанные с изданием «Монистического взгляда на историю», были самыми благоприятными, в период «Искры» молодой коллега по редакции уже не вызывал прежнего интереса и не без оснований казался слишком «обтекаемым», а его «ликвидаторские» откровения 1906—1907 гг. вызывали у Плеханова уже откровенную неприязнь. Поэтому в 1908 г. Плеханов приступил к чтению рукописи Потресова с вполне определенным предубеждением, которое росло от страницы к странице.
Сразу же стало ясно, что автор статьи решил уделить основное внимание не «подпольному» марксизму, который олицетворяли тогда в России группа «Освобождение труда» и ее последователи, а марксизму «легальному», самым ярким представителем которого был Петр Струве. В соответствии с этим замыслом были подобраны Потресовым и источники — в основном это были легальные отечественные журналы 1890-х годов. А идею гегемонии пролетариата Потресов связал прежде всего с именами Струве и Ленина, даже не упомянув при этом работы Плеханова и Аксельрода. В итоге чисто личные моменты, помноженные на принципиальные идеологические разногласия, и дали ту «гремучую смесь», которая взорвалась во время обсуждения летом 1908 г. статьи Потресова на квартире Плеханова в Женеве.
Плеханов прямо назвал концепцию Потресова возвратом к «легальному марксизму» и выразил опасение, что не сможет продолжать работу над «Общественным движением...», если статья не подвергнется коренной переработке. Члены редакционной коллегии попросили Потресова продолжить работу над текстом, а Плеханова — отложить свое окончательное решение до ознакомления с новым вариантом статьи Потресова. И вот в октябре 1908 г. Плеханов получил часть исправленной рукописи Потресова, однако его общее впечатление от нее осталось прежним, поскольку автор ограничился тем, что включил в текст несколько цитат из сочинений членов группы «Освобождение труда», чтобы потешить самолюбие своего строгого критика.
В своей обычной манере Плеханов поставил вопрос очень резко. Он потребовал новой и притом радикальной переделки статьи, подчеркивая, что она не должна быть односторонним изложением хода умственного развития русского общества на рубеже XIX и XX вв. «в пользу Струве». В письме к Мартову, который вместе с Даном был по существу главным «закоперщиком» нового издания, Плеханов напомнил, что еще в 1894 г. Потресов уговаривал его не критиковать Струве, и выражал сожаление по поводу того, что послушался тогда его советов. «Теперь я не повторю ошибки и не сделаю новой уступки духу Струве. Повторяю, я считаю себя нрав-
265
ственно обязанным требовать переделки пересылаемой Вам части статьи... » — писал Плеханов Мартову 25 октября 1908 г. 1
Мартов стал уговаривать Плеханова пойти на компромисс, объясняя общую тональность статьи Потресова тем, что он пишет как историк журнальной публицистики, и обещая компенсировать его промахи статьей А. С. Мартынова, где предполагалось осветить историю русского марксизма и группы «Освобождение труда» в более развернутой форме. Однако Плеханов продолжал настаивать на том, чтобы в статью Потресова был дополнительно включен самостоятельный раздел, посвященный критике Струве, упрекал автора в «истинно бернштейнианском» равнодушии к теории и т. д. «В таком виде, какой имеет эта работа теперь, она не только не полезна, а прямо вредна, и я по совести не могу пойти здесь рядом с Александром Николаевичем», — писал Плеханов Мартову 1 ноября 1908 г. 2 Не изменилось его мнение и после знакомства с новой редакцией второй части статьи.
Однако Потресов при поддержке Мартова и Дана решил не уступать Плеханову, позиция которого казалась ему и многим другим меньшевикам слишком предвзятой и малообоснованной. Даже Л. И. Аксельрод, которая всегда поддерживала своего учителя, на этот раз не одобрила его атаку на Потресова. «Статью Потресова читала два раза и, кажется, внимательно, — писала она Плеханову. — Нахожу, что легальному марксизму придается в ней большее значение, чем он этого заслуживает. Струве вышел больше ростом, чем он есть; но так как в окончательном итоге легальный марксизм выродился в трусливый земский либерализм, то из статьи все-таки следует, что главное дело делали единственно революционная социал-демократическая партия и единственно революционный класс — пролетариат. Вследствие этого я не могу, дорогой Георгий Валентинович, согласиться с Вами, что в статье проводится та мысль, что нелегальная деятельность ничто в сравнении с легальной». Л. И. Аксельрод считала, что не стоит рвать с Потресовым, ибо он преданный социал-демократ, да и марксизм лучше него усвоили — и в России, и за рубежом — всего 4 — 5 человек 3.
Мартов, признавая наличие в статье Потресова ряда недостатков, находил все же ситуацию не столь трагичной, как это виделось Плеханову. Аксельрод, Мартынов и Дан также решили защищать Потресова от плехановского «самодурства». Но Георгий Валентинович был неумолим. 8 ноября 1908 г. он уведомил Мартова, что не сможет больше участвовать в редактировании многотомника, по-
1 Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. Т. I. С. 229.
2 Там же.
3 Там же. С. 234.
266
скольку Потресов, по его мнению, прямой дорогой идет к бернштейнианству 1.
Плеханов не скрывал своей обиды, ибо принять «гадкую» статью Потресова было бы для него равносильно отказу от того, чему он верой и правдой служил вот уже целых 25 лет. Вы щадите литературное самолюбие Потресова, писал он Дану, а от меня требуете настоящего самоотречения. Это несправедливо 2.
Тем не менее Мартов и Дан приняли решение направить рукопись Потресова в набор: ведь он, в отличие от Плеханова, был «свой», а интересы меньшевистской фракции и ее внутреннее единство были для ее лидеров превыше всего.
Аксельрод попытался повлиять на Плеханова через Розалию Марковну, но безуспешно. В ответ Георгий Валентинович сообщил ему о своем решении выйти также и из состава редакции «Голоса социал-демократа». «Статья Потресова — это настоящий пасквиль на революционный марксизм, — писал он 29 ноября 1908 г. своему старому другу, который тоже не понимал, за что так достается Потресову. — Появление в печати этого пасквиля было бы для меня равносильно объявлению мне войны. Я твердо решился поднять перчатку Потресова. Но с Потресовым под руку пойдут Дан и Мартов. Отсюда вывод. Если они согласились на напечатание статьи Потресова, то мне надо выйти из редакции «Голоса социал-демократа» 3.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!