ПЕРЛ-ХАРБОР (7 декабря 1941 года)



Нападение японцев на Перл-Харбор было чистым хёси но хэйхо. Оно уничтожило Соединенные Штаты как военно-морскую силу в Тихом океане. Если бы японцам удалось застигнуть американские авианосцы в порту, то результаты были бы не просто ужасными, а катастрофическими.

Стандартный вопрос о Японии во Второй мировой войне: «Если японцы такие мастера стратегии, то почему они не выиграли войну?» Во-первых, после Реставрации Мэйдзи класс самураев больше не был у власти и военных сместили простолюдины, не очень хорошо разбиравшиеся в хэйхо. Да, в верхнем эшелоне военного командования было несколько великих стратегов, но их действия часто ограничивали гражданские в форме. Решения часто основывались на политике, а не на практичности.

Вторая причина японского поражения чисто физическая. Япония очень маленькая страна. Она настолько мала, что даже если бы она победила Соединенные Штаты, она бы ничего не смогла сделать со своей победой. В Японии просто не было достаточно людей для того, чтобы обеспечить оккупационные войска. Знание того, что она бросила вызов гиганту, окрасило все стратегические построения Японии: они стали более консервативными, более оборонительными, а еще ни одна война не была выиграна при оборонительном образе мышления.

Консервативная стратегия проявилась в том, что японцы не пользовались своими преимуществами, когда они у них были. Это имело место на протяжении всей войны, начиная с Перл-Харбора.

После первого нападения японцев, защита Перл-Харбора была уничтожена. Если бы японцы захотели, они могли бы оккупировать остров. Если бы они просто довели до конца свою атаку, то это позволило бы им уничтожить базу подводных лодок, которая осталась нетронутой во время первого налета. Однако страх перед контратакой (японцы не знали, где находятся американские авианосцы) заставил японский флот отойти. Этот отход был примером мэнд-зуки но хэйхо, но без правильного продолжения.

БЛИЦКРИГ (9 мая 1940 года)

Это был один из лучших образчиков ведения военных действий. Обойдя северный край обороны французов, немцы уничтожили их сопротивление меньше чем за месяц. Линия атаки была выстроена в стиле ирими но хэйхо, в обход линии Мажино с ее мощной артиллерией.

Нападение немцев на Францию было модификацией плана Шлейфен, которым активно пользовались в начале столетия. Он был усилен бронетехникой и воздушной поддержкой как единой ударной силой. Другими словами, кимэ. Успех этого плана – просто памятник инерции военной мысли; французы ожидали, что Вторая мировая война будет повторением предыдущей войны. К тому времени, когда они обнаружили, что стратегии предыдущих поколений больше не жизнеспособны, было уже слишком поздно.

Единственная проблема французской кампании заключалась в том, что она была слишком успешной. Когда армия стала продвигаться быстрее, чем Гитлер видел в самых смелых своих мечтах, он почувствовал неуверенность и остановил свои войска, чтобы изучить ситуацию. К тому времени, когда он решил, что никакой ловушки нет, и он действительно побеждает, британцы уже эвакуировали свои войска.

То, что Гитлер упустил преимущество в такой ситуации, – яркий пример нарушения макураосаэ но хэйхо – главного правила войны: когда побеждаешь, не останавливайся! Если бы он не сделал паузу, то смог бы продолжить свою атаку до самого Лондона. Американский народ по-прежнему был изолирован и не хотел принимать участие в европейской войне. Если бы Соединенные Штаты столкнулись уже со свершившимся фактом, то, возможно, так и не вступили бы в войну.

 

Приложение

Глоссарий

· Айки: Принцип психологического доминирования над противником.

· Айкидо: Современная форма айкидзюдзюцу; конечная реальность айкидзюцу.

· Айкидзюдзюцу: Дзюдзюцу дайто-рю; техники дзюдзюцу выполняемые с айки.

· Айути: Одновременный удар; нанесение удара противнику в тот момент, когда он наносит удар вам. Боккэн: Деревянный меч. Стандартная длина сорок один дюйм, обычный материал – дуб и эбеновое дерево.

· Будо: Буквально «Путь Войны»; конечная реальность войны. Будзюцу: Наука войны. Тикама: Близкая боевая дистанция; дистанция, с которой вы можете нанести противнику удар, не делая шаг вперед. Тикара: Сила.

· Тюдэн: Техники среднего уровня. Тюсин: Центр.

· Дайсё: Буквально «большое и маленькое»; комбинация длинного и короткого меча.

· Дайто-рю: Оригинальная школа айкидзюцу. Дэси: Последователь.

· Додзё: Тренировочный центр японских воинских искусств.

· Дори: См. тори.

· Энгэцу: Буквально «полная луна»; большое круговое движение мечом.

· Фудосин: Неподвижный дух.

· Фудотай: Неподвижное тело.

· Фукурами: Соединительная форма глагола фукураму, «расширять».

· Фумикоми: Атакующий шаг.

· Гэри: См. кэри.

· Гэцукагэ: Буквально «тень луны»; отражение физических и духовных действий своего противника.

· Гихо: Техника.

· Гири: См. три.

· «Го Рин Но Сё»: Знаменитая книга по стратегии, написанная Миямото Мусаси.

· Гохо: Жесткий стиль боя; техника, выполняемая прямо против линии атаки противника.

·

 

·


Вместо послесловия

Безусловно, появление книги Фредрика Дж. Ловрета «Путь и Сила» среди книг издательства «София» может показаться нашим постоянным читателям несколько неожиданным, поскольку общее звучание книги достаточно агрессивное. – АТАКУЙ! – советует автор. – Выработай нужные рефлексы, стань машиной для уничтожения себе подобных и атакуй.

Ибо, как кажется Фредрику Дж. Ловрету, у человека есть только две возможности: либо он пожирает, либо его пожирают. Бедный Ловрет! Видимо, он не знает, что мир таков, каким мы его считаем. Если мы будем считать мир очень жестоким местом, то таковым он и будет, и не потому, что мир, как некое живое существо, угадывает наши ожидания и, боясь нас разочаровать, тут же их реализует. Вовсе нет. Все дело в настройке восприятия! То, как настроено восприятие человека, определяет, с каким аспектом мироздания данный человек будет резонировать, т. е. что он будет воспринимать, а точнее – в каких терминах будет воспринимаемое интерпретировать.

Отточенность рефлексов автора не вызывает никаких сомнений. Боже вас упаси наступить ему на ногу где-нибудь в транспорте и при этом не попросить униженно прощения – нет никакой уверенности, что его вакидзаси не отсечет вашу голову, восстановив, таким образом, попранную справедливость. Но, к сожалению, такие высказывания, как: «Уничтожение войны — это высокий идеал; когда-нибудь лев, возможно, и будет лежать рядом с ягненком, но в обозримом будущем это может оставаться лишь мечтой», являются неопровержимым доказательством непонимания автором глубинных причин войны. Лев не воюет с ягненком; да, лев убивает его, но только для того, чтобы выжить – лев должен что-то есть. Действие льва безлич-ностно, оно экзистенциально – это не война.

Во всей книге Фредрика Дж. Ловрета вы не встретите сколько-нибудь внятного определения причины войны. Создается впечатление, что автор просто не ставил себе целью проникновение в глубинную суть этого явления, поэтому его книга, изобилующая всевозможными разрубаниями, атаками, ударами и пр. оставляет ощущение незаконченности и даже некоторой параноидальности. Изложение японских стратегий должно происходить только при условии наличия у слушателей правильного перцептуально-философского фундамента (перпеция – восприятие), в противном случае подобное изложение превращается в советы параноика начинающему киллеру.

При том высочайшем интересе к восточным воинским искусствам, который существует сейчас, нет никаких сомнений, что эта книга рано или поздно непременно была бы издана тем или иным русскоязычным издательством, но абсолютно необходимо перед непосредственно изложением японских стратегий сформировать необходимый философский базис, придать правильные тональность и направление восприятия материала. Такая попытка – впрочем, совершенно несостоятельная – предпринимается автором во вступлении.

Опровергающим аналогии господина Ловрета фактом является то, что ни волки, ни львы никогда ни с кем не воевали. Война – сомнительная привилегия только представителей рода человеческого. И единственная причина войны – ЭГО. Язык войны – это единственный язык, известный эго. Эго способно только завоевывать, покорять и уничтожать, поэтому человек, мотивированный в своих действиях, словах и мыслях эгоистичными целями, источает вокруг себя флюиды войны. Его язык – язык войны, его мысли — планы военных операций, его поступки – стремительные атаки. В книге говорится, что если насилие неизбежно, лучше покончить с ним как можно скорее. В таком случае вот наиглавнейшая стратегия, уничтожающая насилие не в какой-либо конкретной ситуации, а абсолютно, безо всякой возможности его последующей регенерации: Уничтожь ЭГО, и ты уничтожишь не только войну, но и саму возможность ее возникновения.

Конечно, человек без эго вынужден жить в мире, населенном людьми, не спешащими расстаться со своим эго, и поэтому он легко может стать объектом их агрессии. Это так. История знает много примеров расправы над такими людьми, и пусть это покажется странным сторонникам силового противостояния насилию, расправы над этими людьми не опровергают, а напротив, доказывают величие и окончательность их победы. Победив свое эго, они навсегда покончили с войной, сражение с эго – это величайшее и окончательнейшее сражение, после которого ни одна ситуация не воспринимается как конфликт, никакие действия не воспринимаются как агрессивные, и поэтому концепция действий оборонительных тоже теряет смысл и просто исчезает.

Люди, победившие свое эго, больше не нападают и не защищаются, они просто текут в экстатическом потоке бытия, принимая все ситуации, уготовленные для них существованием. И если течение жизни приводит их на костер или крест, они не видят конфликта в этой ситуации, не чувствуют себя жертвой и не пытаются спастись. Эти люди, напротив, тотально растворяются в уготовленной им ситуации. По сравнению с тем величием, с которым живут и уходят из жизни победившие эго, любой нанесенный по всем правилам японской стратегии удар меча просто жалок, поскольку его внутренним содержанием является либо страх и неприятие смерти, либо попытка ее избежать.

В остальном же японские стратегии по своему внутреннему содержанию близки к кастанедовским концепциям воина, безупречности и сталкинга, и с этой точки зрения они могут оказаться полезны не только любителям восточных воинских искусств, но также всем, кто стремится к самосовершенствованию и совершает внутреннее путешествие.

Е. Леонтовский

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!