БИТВА НА СОММЕ (1 июля 1916 года) 25 страница



                   В дзюдзюцу броску всегда предшествует кудзуси. Сначала вы толкаете, тянете или поворачиваете своего противника, добиваясь, чтобы линия его плеч сломалась, а затем бросаете его. Выполнить бросок без этого действия в лучшем случае будет очень сложно, а обычно просто невозможно.

                   Когда вы фехтуете, то иногда выполняете ложные действия, мисэкакэ, чтобы открыть определенную линию атаки. Делая это, следите за тем, влияет ли ваше мисэкакэ на линию плеч вашего противника. Если нет, то любая последующая атака, вероятнее всего, провалится.

                   Во время соревнования по каратэ атакуйте техниками, нацеленными в голову или пах противника, и наблюдайте за его плечами, когда он блокирует. Если он поднимает или опускает плечи вместе с блокирующей рукой, то тем самым ослабляет всю свою стойку. Другими словами, он применяет кудзуси к самому себе. Наблюдайте за его плечами внимательно и атакуйте, как только он начнет двигаться.

                   Обычно когда вы хотите применить кудзуси, то сталкиваетесь с тем, что сделать это напрямую очень сложно. Как правило, для успешного применения этой стратегии требуется определенное сочетание сил. Вместо того чтобы пытаться сдвинуть плечи противника простым вращением или рывком, вы должны использовать вращение и рывок одновременно. Когда вы прикладываете силу вдоль сложной) изогнутой в пространстве линии, то противнику гораздо сложнее сопротивляться.

                   Когда вы имеете дело с отдельным человеком, то контролировать линию его плеч довольно просто. Но не все сражения ведутся с одним человеком.

                   Когда вы изучаете конкурирующую фирму, то должны воспринимать ее главные отделы как плечи. Если вы хотите ослабить фирму, заставьте ее направить часть денежного оборота на расширение производственных помещений, Еще одна возможность — это заставить ее тратить наличные деньги на дополнительную рекламу. Любая из этих диверсий равносильна воздействию на линию плеч отдельного человека.

                   В любой армии должно быть равновесие между силами резерва и войсками на линии фронта. Если резервный корпус слишком велик, то действующих солдат будет недостаточно для того, чтобы организовать наступление. С другой стороны, если силы резерва будут слишком маленькими, то нельзя будет вести эффективную оборону.

                   Очевидный способ ослабить армию — это разбить ее боевые части. Но иногда это требует больших затрат. Менее прямой путь — заставить врага укреплять другие части своей армии, не боевые. У вашего противника ограниченное количество людей и средств, которые он может использовать, поэтому, усиливая одну часть армии, он тем самым ослабляет другую. Проще говоря, чем больше людей за пишущими машинками, тем меньше у орудий.

                       

                   Кудзуси но хэйхо — это отличный пример правильного использования осаэ. Оно используется только как средство, подготавливающее почву для вашей главной стратегии. Это означает, что ваши контролирующие и побеждающие стратегии должны быть так тесно сплетены, чтобы со стороны они выглядели как одно целое. Фактически, во многих школах кудзуси не преподается как отдельная стратегия; она всегда преподносится как составная часть техники. Такой она и должна быть.

 

                   СЁСОЦУ НО ХЭЙХО

                   Армия состоит из сёсоцу, подчиненных. Эта стратегия учит тому, что если вы будете воспринимать своего противника не как врага, а как подчиненного, то сможете отдавать ему приказы.

                   Например, если ваш противник поднимает руку, чтобы нанести вам удар, посмотрите на него с раздраженным видом и скажите: «Прекрати это!» Затем, когда он застынет на мгновение в замешательстве, ударьте его несколько раз подряд.

                   Полицейские офицеры знакомы с этой стратегией очень хорошо. Когда офицер попадает в опасную ситуацию и кричит: «всем к стене!», все это делают, потому что он относится к ним как к своим войскам. Полицейские называют это командным присутствием, что является еще одним проявлением айки.

                   Используя эту стратегию, никогда не прибегайте к угрозам. Никогда не говорите: «Сделай, а не то ...» поскольку это предполагает, что ваш враг может не подчиниться вам.

                   Вероятно, у вас был опыт, когда вам говорили что-то сделать, и вы, сделав это, сами удивлялись: «С какой стати я это сделал?» Вы подчинились, потому что человек, который отдал вам приказ, был уверен, что вы его выполните. Сказать «ты это сделаешь» можно двумя совершенно разными способами. В первом случае вы говорите так, как будто это бесспорный факт, а во втором — как будто всего лишь надеетесь, что это произойдет. И именно эта разница является ключевой в этой стратегии.

                   Команды отдаются не обязательно вербально. Когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с врагом, стойте во весь рост и двигайтесь прямо на него. Если вы будете уверены в том, что он отступит, то он так и сделает. В этом случае вы приказываете ему своей позой. (Это будет вариантом котику но хэйхо.) Когда вы приказываете противнику своей позой, не принимайте никаких боевых стоек, особенно оборонительного характера. Это будет означать, что вы думаете о том, что он может не отступить.

                   С самого детства человека учат подчиняться авторитетам. Сёсоцу лишь использует то, что уже заложено в человеке. Если применить ее правильно, то она минует взрослый интеллект вашего противника и окажет воздействие на центр детских эмоций. Вы думаете о своем враге как о маленьком ребенке и идете прямо на него, зная, что он не посмеет оказать вам сопротивление. Не просите его, просто прикажите своей позой или голосом.

                   Эта стратегия — то, что связует воедино большие армии. Маленькие элитные части атакуют благодаря своему esprit de corps (кастовому духу, чести мундира); большие формирования атакуют потому, что им приказали это сделать. Находясь в меньшинстве и будучи гораздо хуже вооруженным, офицер вынужден полагаться только на сёсоцу. Он должен отдавать приказы, особенно непопулярные, не задумываясь о том, что их могут не выполнить. В противном случае катастрофа неминуема. Сёсоцу не работает против хорошо организованной группы, поскольку их коллективная воля намного сильнее, чем ваша индивидуальная. Чтобы приказывать такой группе, вы сначала должны превратить ее в толпу. И тогда вы сможете относиться к толпе так, как будто это один человек с очень низкими умственными способностями.

                       

                   Хорошо тренированная группа сражается как единое целое) причем никто из группы не думает о своих товарищах — они тренировались вместе так долго, что заранее знают реакцию друг друга на ту или иную ситуацию. Это позволяет каждому члену группы сфокусировать свое внимание на цели. Чтобы разрушить эту сплоченность, заставьте их больше думать друг о друге.

                   Один из способов разорвать связь между членами группы — сконцентрироваться на одном человеке. Ударьте его так, чтобы он упал на одного из своих товарищей по команде. Когда это произойдет, другие члены группы начнут беспокоиться о том, как бы не споткнуться об упавшего, а не о нападении на вас. Как только вы почувствуете недостаток скоординированности в группе начните выкрикивать приказы. Это вызовет еще большее замешательство которое позволит вам сбить с ног еще несколько человек.

                   Сёсоцу но хэйхо — это секрет того, как получить хорошее обслуживание в любом бизнесе. Если ваше поведение будет говорить о том, что вы и представить себе не можете, что получите что-нибудь, кроме самого лучшего, то, как правило, вы будете получать первоклассное обслуживание. Это должно быть неподдельное чувство уверенности в себе; если вы будете вести себя оскорбительно и пренебрежительно, то персонал найдет способ поквитаться с вами.

                   Это стратегия, к которой вы придете в будущем. С возрастом она будет становиться все совершеннее. Молодые люди могут быть быстрыми и сильными, но вы редко увидите, чтобы у кого-нибудь из них была достаточная для этой хэйхо сила воли.

 

                   хисиги НО ХЭЙХО

                   Когда вы вступаете в поединок, вы должны делать это с желанием полностью уничтожить своего врага; простого желания победить недостаточно. Это не означает, что вы должны всегда уничтожать своего врага. Но каждая ваша техника должна быть выполнена с таким намерением.

                   Основная максима искусства каратэ: «Один удар, одна смерть». Практикующий это искусство уверен в том, что если ему приходится бить человека больше одного раза, то он делает что-то не так. И дело тут не в каких-то секретных болевых точках; это чистая, беспримесная сила. Каратэка не пытается причинить боль; он даже никогда не думает о боли. Он просто концентрируется на переламывании костей.

                   Даже когда вы занимаетесь в додзё среди друзей, вы должны делать это с хисиги. Бейте со всей силой, а затем останавливайте свой удар в сантиметре от цели. Потратьте какое-то время на разбивание досок и кирпичей. Любая другая тренировка — всего лишь игра; она никогда не научит вас Пути Стратегии.

                   Стиль мышления имеет инерцию. Вы не можете годами мыслить мягко, а затем неожиданно изменить образ мысли, когда возникнет необходимость. Практика не делает вас совершенным; она делает вас постоянным.

                   Во многих странах существует закон: когда вас атакуют, вы можете только защищаться. Вы не можете наказать нападающего. Вы можете не дать ему себя ударить, но не можете травмировать его больше, чем это необходимо. Такие законы, конечно, морально возвышены, но они явно были созданы людьми без какого-либо боевого опыта. В бою нет места морали. Всякий, кто пытается драться согласно набору правил, более ограниченному, чем набор правил противника, действует в заведомо проигрышных условиях.

                   Битва, которая ведется по правилам, по определению является спортом. Это хорошо до тех пор, пока вы получаете от этого удовольствие. Когда же вы перестаете развлекаться, наступает время отбросить правила и сконцентрироваться на уничтожении врага. На самом деле, если подходить к столкновению со стратегией хисиги, то многие драки были бы прекращены еще до своего начала. Если ваш противник очень зол и хочет причинить вам боль, то он, вероятно, будет согласен с тем фактом, что тоже может пострадать. Но если он почувствует, что вы хотите уничтожить его, то это совершенно изменит его настрой, И если мысль о травме не пугала его, то мысль о смерти может моментально охладить его пыл.

                   Эта стратегия часто используется на соревнованиях по бесконтактному каратэ. Все смертельно опасные удары останавливаются перед самым контактом. И хотя травмы случаются довольно часто, они все случайны. Выходите на площадку, излучая ауру смерти и разрушения. Это приведет противника в замешательство и иммобилизует его дух. Он вступает в соревнование, чтобы бороться за трофей. Теперь же он сталкивается с перспективой бороться за жизнь. И даже если рациональная часть его сознания говорит ему, что нет никакой опасности, что он защищен правилами, его первобытная часть не так уж в этом уверена. Она хочет выжить. И поэтому он занимает оборонительную позицию еще до того, как начинается матч. Он больше не думает о том, чтобы победить, теперь он хочет лишь одного —выжить. С таким отношением он, возможно, сможет выжить, но никогда не сможет победить.

                   Хисиги но хэйхо — это не нечто вещественное, это осознание реальности войны. Милосердие — это нечто, даруемое победителем. О нем никогда не следует думать до или во время битвы. Сначала победите. Потом, и только потом, размышляйте, что делать дальше.

 

                   Глава 18

                   Сутэми: самопожертвование

                   Большинство людей уверено в том, что стремление выжить — это естественный инстинкт. Поэтому вы можете предположить, что ваш противник будет ожидать, что вы попытаетесь выжить в сражении. Если вы сможете подавить свое стремление выжить, то это может оказаться кратчайшим путем к победе. Очень редко человек способен атаковать путем, явно ведущим к его собственному уничтожению. Если вы будете в состоянии это сделать, то, возможно, настолько шокируете своего врага, что он без сопротивления отдаст вам победу.

                   СУТЭМИНОХЭЙХО

                   Стратегия самопожертвования применима в большинстве типов сражений. В основном она требует, чтобы вы были готовы получить незначительное ранение ради того, чтобы нанести тяжелое своему врагу. Ключевой фактор в любом сутэми — выносливость; вы должны быть в состоянии, получив травму, продолжать действовать достаточно хорошо, чтобы наносить урон противнику.

                   На соревнованиях по дзюдо ваша цель — бросить своего противника на татами. Он пытается сделать то же самое с вами, поэтому вы должны одновременно сопротивляться тому, чтобы вас бросили. В такой ситуации вы можете прибегнуть к сутэми-нагэ, «бросок самопожертвования».

                   Когда вы используете сутэми-нагэ, вы не бросаете своего противника; вы бросаете самого себя. Когда вы это делаете, держите своего противника таким образом, чтобы он был вынужден упасть вместе с вами. Тот факт, что вы делаете нечто настолько неожиданное и настолько противоречащее нормальной стратегии соревновательного дзюдо (бросать, а не быть брошенным), во

                   многих случаях позволит этой технике сработать там, где другие техники никогда не сработали бы. К тому же, поскольку вы готовы к падению, а ваш противник нет, вы справитесь с ударом о татами лучше него.

                   Существует несколько техник дзюдо, которые попадают под общее название сутэми-нагэ. Простейшая из них состоит в том, что вы просто хватаете своего противника за рукава и бросаете самого себя назад под острым углом. Вы приземляетесь на спину, а он влетает головой в татами. (Вот почему во многих школах сутэми вадза преподают только старшим ученикам — они лучше умеют справляться с падениями. Новички часто не в состоянии среагировать достаточно быстро, чтобы безопасно уйти от этого броска.)

                   Сутэми очень широко используется в военных действиях. Причина этого в том, что такие войны ведутся большей частью мобилизованными из гражданского населения войсками, а эти люди недостаточно тренированны для того, чтобы быть эффективными убийцами. Но поскольку для того, чтобы умереть, никакой тренировки не требуется, то они идеально подходят для техник самопожертвования.

                   Когда командующий использует сутэми, он должен внимательно взвесить все факторы. Недостаточно просто нанести противнику больший урон; важно, чтобы последствия его потерь были более серьезными, чем последствия собственных потерь. Сбить два вражеских самолета ценой двух своих самолетов — это хорошая пропорция, если, конечно, вражеские военно-воздушные силы не превосходят ваши в три раза.

                   Ментальная подготовка является важной частью любого сутэми. Если вы будете готовы к боли, то она окажет гораздо меньшее воздействие на вас, чем если она возникнет неожиданно. Вот почему необходимо сообщать полевым командирам о предполагаемых потерях в предстоящей операции. Если генерал посылает своих полевых командиров в бой без такой информации, то тяжелые потери могут заставить их остановиться и тем самым сорвать весь план сражения.

                   Старшие ученики часто используют сутэми но хэйхо. Основная причина в том, что они обладают достаточной ментальной дисциплиной для того, чтобы выполнить ее успешно. Во-вторых, благодаря своему опыту они могут быстро оценить ситуацию. Это позволяет им быстро принять решение, игнорируя опасность прорываться с атакой вперед. Наконец, они были ранены достаточно много раз, чтобы потерять страх перед болью. (Отличный пример — профессиональные игроки в футбол. Они часто играют с такими травмами, которые уложили бы обычного человека в больницу.)

                   Сутэми — это еще одна стратегия из разряда все-или-ничего. Если она срабатывает, то вы побеждаете; если она не срабатывает, то вы оказываетесь в таком плохом положении, что практически ничего не можете сделать, чтобы избежать поражения. Люди, которые в состоянии применять эту стратегию,__очень опасные люди. Отставляя все мысли о личной безопасности, они думают лишь о победе. О многих великих бойцах говорили: «Единственный способ остановить его — это убить». Если же боец овладел искусством сутэми, то и убийства может оказаться недостаточно.

                       

                   АЙУТИНОХЭЙХО

                   Айути, «одновременный удар», технически очень прост. Когда ваш противник делает шаг вперед, чтобы нанести вам рубящий удар сверху вниз, вы делаете то же самое. Как видите, ничего особенно сложного в этой стратегии нет. Однако она требует, чтобы скулящий маленький зверек в вашей душе стал храбрым. Это может оказаться проблемой.

                   Айути означает прыжок вперед навстречу своей собственной смерти с одновременным убийством своего врага. Вы не просто принимаете смерть, вы жаждете ее. Существует старая история, которую часто рассказывают в додзё...

                   Однажды, много лет тому назад, одного мастера чайной церемонии' вызвал на поединок бродячий фехтовальщик. Мастер чайной церемонии ничего не знал о мечах, поэтому он пошел за советом к своему другу, мастеру меча. Мастер меча выслушал его и сказал, что из-за своего социального положения мастер чайной церемонии не может отказаться от дуэли, на которой наверняка погибнет. Однако мастер меча предложил дать мастеру чайной церемонии некоторые базовые наставления, если тот приготовит ему в последний раз чай.

                   Мастер чайной церемонии согласился и начал свое дело. Чайная церемония — ритуал величайшей красоты, требующий глубокой концентрации. Как только мастер погрузился в этот ритуал, то забыл обо всех своих проблемах. Его тело стало расслабленным, а сознание спокойным, как глубокий водоем.

                   Его друг, внимательно наблюдавший за ним, неожиданно выкрикнул: «Есть! Действуй так, как действуешь сейчас. В практике нет никакой необходи мости. Когда начнешь поединок, просто подними меч над головой и представь. что готовишь чай. Когда он будет атаковать, закрой глаза и мощно руби вниз Вы оба будете мертвы, но это будет прекрасно».

                   На следующее утро мастер чайной церемонии сделал все так, как ему было сказано. Придя в назначенное место, он освободил свое сознание от всех мыслей о выживании и спокойно начал подвязывать рукаваЛ Затем он взял свой меч и спокойно устремил взгляд вдаль. Бродячий фехтовальщик, увидев его. немедленно извинился и отказался от дуэли.

                   Это прекрасная история, и ее пересказывали в школах фехтования на протяжении многих веков. Мастер чайной церемонии, хоть и не был тренирован в боевых искусствах, проявил основное качество опасного человека. Опасный человек готов быть раненым, ради того чтобы ранить, и готов быть убитым, ради того чтобы убить. Это часть кокоро — ментального состояния мастера фехтования. Это состояние должно быть чем-то большим, чем просто видимость, поскольку опытный противник легко может отличить реальность от видимости. Если самое важное для вас — уничтожение врага, то вы опасны. Если вы больше беспокоитесь о своей личной безопасности, а не о победе, то вы жертва.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!