БИТВА НА СОММЕ (1 июля 1916 года) 23 страница



 

                   ПРИМЕЧАНИЯ

1.    Определить, когда начнется атака просто; угадать ее цель гораздо труднее. Смотри
обсуждение харагэй в главе 7.

2.    Сэнтэ, «первая рука», означает взять инициативу. Сэнсэнтэ, «перед первой рукой»,
означает вырвать инициативу у своего противника,

3.    Такуан Сохо (1573—1645) адресовал Фудо Синме Року Ягю Тадзима но Ками Мунэнори
(1571—1646), главе второго поколения ягю синкагэ-рю.

4.    Японский меч имеет деревянные ножны, называемые сая. Меч носят за поясом, режущей
кромкой вверх. Для того чтобы вытащить обнаженный меч и не порезаться после того, как
сая упали на землю, необходима большая практика. Между острым, как бритва, мечом и
вашим боком нет ничего кроме тонкого кимоно.

 

                   Глава 16

                   Одзитэ: ответная реакция

                   В любой форме конфликта лучше всего самому устанавливать ритм, заставляя врага подчиняться вашим действиям — вы действуете, а он реаги рует. Однако из-за превратностей войны или вашей собственной неспособное ти это не всегда возможно. В таких случаях вы

                   можете оказаться в ситуации одзитэ, реагирования на действия противника.

                   Реагирование на противника, а не вместе с противником, — более чем неидеальный вариант. В такой ситуации вы не должны планировать достижение решительной победы. Вашей основной целью должно быть лишь восстановление контроля над поединком. Не игнорируйте возможность добиться победы, просто не планируйте ее.

                   Ваша стратегия реагирования будет часто требовать выполнения двух тех ник на один счет. Если вы отстаете от темпа сражения на пол счета, то это выведет вас на полсчета вперед. За второй техникой комбинации, которая редко бывает решающей, немедленно должна последовать третья, более мощная.

                   Секрет многих комбинаций из трех техник кроется в вашем дыхании. Обычно, выполняя первые две техники, вы делаете выдох с двумя точками акцента, вдыхаете, а затем мощно выдыхаете на третьей технике.

                   Показателем истинного положения дел в воинских искусствах служит то, что во многих современных школах основное внимание уделяется техникам одзитэ. Это абсолютно неправильно. К этим техникам нужно прибегать лишь в последнюю очередь, когда вы в проигрышном положении. Вместо того чтобы учиться тому, как выбираться из проигрышного положения, вы в первую очередь должны учиться тому, как никогда в него не попадать.

                       

                   НИТОБУН НО ХЭЙХО

                   Нитобун — это атака с ломаным ритмом, которая используется против врага гораздо более сильного, чем вы. Если вы столкнетесь с таким противником, то, какими бы быстрыми и сильными ни были ваши атаки, он без труда сможет их блокировать. Поскольку вы не можете перехватить инициативу прямо, вы используете эту стратегию, чтобы овладеть ею косвенно.

                   Чтобы использовать нитобун, начните выполнять технику, а затем где-то на середине движения на долю секунды сделайте паузу. Эта небольшая задержка нарушит тайминг противника, и ваша атака достигнет цели. Очень важно сделать это не на счет «один-два», а с ощущением «о-дин». Если вы используете четкий ритм на два счета, то сильный противник может успеть среагировать вовремя. Однако, используя лишь небольшую паузу, вы лишите этой возможности даже очень быстрого противника.

                   Нитобун — это отличная стратегия для соревнований по каратэ. Если ваш противник очень быстр и блокирует каждую вашу атаку, вы можете перейти к этой хэйхо и добиться победы. Например, начните наносить удар бедром и плечом, на мгновение задержитесь, а затем продолжите движение плечом и рукой. Ваш первый всплеск движения спровоцирует блок со стороны противника. Но маленькая пауза заставит его блокирующую руку пройти намеченную точку столкновения до того, как ваш кулак окажется там — ваша рука пройдет за его блоком и ударит в цель.

                   Самая распространенная проблема с этой стратегией — слишком большое затягивание паузы. Тайминг можно очень легко проверить на предыдущем примере. Ваш кулак должен слегка задеть внутреннюю сторону блокирующей руки противника, когда она все еще выполняет блокирующее движение. Если вы заденете его руку в момент, когда она будет возвращаться после блока, то пауза была слишком длинной.

                   Вторая серьезная проблема нитобун — это сложность развить необходимую силу во второй половине удара. В большинстве техник большая часть силы удара проистекает из начального движения, особенно вращения бедер. Поскольку вы сдерживаете это начальное движение, то конечная сила техники значительно уменьшается. Фактически, техника может оказаться такой слабой, что будет практически бесполезной.

                   Чтобы исправить это, вы должны практиковать каждую из техник, начиная с середины. Это потребует от вас резкого приложения силы на некотором расстоянии от собственного тела. Это очень сложно и требует большой силы. Например, рассмотрим базовый удар рукой в каратэ. Вы должны тренироваться жестко бить без обычного вращения бедер. В некоторых системах, таких как сёрин-рю, это считается нормой, но ученикам других рю на это потребуется много часов тяжелых тренировок74.

                   Эту стратегию лучше всего применять против человека, занимающего очень сильную защитную позицию: его нельзя ни спровоцировать на атаку, ни заставить отступить. Поэтому вы позволяете ему делать то, что он хочет — защищаться. Но, вы заставляете его делать это так, как вам нужно. Чтобы выполнить это, ваше начальное движение должно быть очень мощным. Это не должно только имитировать атаку, это должно быть настоящей атакой. Если это будет нечто меньшее, то ваш противник проигнорирует ваше действие и будет готов к финальной части вашего удара.

                   Чтобы добиться лучшего результата, применяйте эту стратегию в сочетании с ити но хёси но хэйхо. Атакуйте в стиле икиути несколько раз и как можно быстрее. Затем, когда ваш противник замкнется на моделе быстрых блоков, переключитесь на нитобун. (Использование этих двух стратегий в произвольном порядке —это определенная форма магири но хэйхо, она приведет вашего противника в замешательство.)

                       

                   В старые времена армии использовали эту хэйхо, разбивая свою атаку на две волны. Если это было правильно рассчитано по времени, то вторая волна била в цель как раз в тот момент, когда враг уже израсходовал свой боезапас.

                   На соревновании по кендзюцу нацельте мощный удар в голову противника, а затем сделайте паузу. После того как блок противника пройдет мимо точки, в которой должен был быть ваш меч, вы легко сможете «зарубить» его.

                   На соревновании по дзюдо начните с подсечки. Ваш противник поднимет ногу над линией атаки. Затем, когда он начнет опускать ее на землю, продолжите выполнение подсечки. Вы также можете попробовать выполнить бросок через бедро. «Войдите», а затем, когда ваш соперник напряжется, чтобы сопротивляться, подождите. Когда он обнаружит, что вы не тянет его, чтобы бросить, он расслабится. Вот тогда вы можете продолжить бросковое движение.

                   Контрдействие против нотобун но хэйхо — это защита с ломаным ритмом. Типичным примером может служить техника окинава-тэА маваси-укэ, древняя, двойная блокирующая техника, которую еще до сих пор можно увидеть в некоторых школах каратэ. В этом блоке защита на среднем уровне выполняется обеими руками. Если первый блок выполняется слишком быстро, то вторая рука, идущая сразу следом за первой, встретит атаку. (Если первый блок окажется успешным, то второй превращается в удар.)

                                                                                                                   Нитобун но хэйхо —это очень элегантная стратегия. Она требует мягкости и не должна
выполняться в тяжеловесной манере на «раз-два». Если вы тонко рассчитаете время
реагирования, то ваш противник может даже не понять, что
ры делаете. Он будет думать, что не может блокировать из-за ошибочности своего собственного тайминга. Если ваш противник будет довольно опытным, то это окажет тяжелое воздействие на его дух.

 

                   НАГАСИ НО ХЭЙХО

              Нагаси означает «течь». Эта стратегия используется против врага, мастерски владеющего тай сабаки*. Если противник постоянно уклоняется от ваших атак, то вместо того, чтобы атаковать его несколько раз, вы просто продлеваете свою первоначальную атаку и следуете мечом за его движением.

                   Чтобы нанести удар с помощью этой стратегии, вы должны атаковать медленно и, поворачивая плечи и бедра, следовать за противником, куда бы он ни пошел. Только если вы будете наносить удар медленно, вы сможете изменить траекторию своего меча; если вы будете рубить быстро, то ваш клинок разовьет слишком большую инерцию и не сможет последовать за противником, когда он уклонится.

                       

                                          


                   Нагаси по хэйхо


                       

                       


                   Медленная атака рождает проблемы: сила удара пропорциональна скорости клинка. Чтобы компенсировать потерю силы при медленном ударе, вы должны развить большую силу в бедрах. И тогда, когда ваш клинок достигнет цели, вы сможете повести его дальше телом.

                   Классическое упражнение для развития мощного вращения бедер — сикко сабаки, «самурайская ходьба». (Обычные упражнения, такие как приседания, не работают, потому что они не развивают мышцы поясницы, необходимые для поворота.) Сикко сабаки — это способ плавного передвижения в положении на коленях, используемый во всех традиционных додзё. Поскольку в этой позиции невозможно использовать ноги, то вы вынуждены полагаться на свои бедра. В начальной позиции оба колена находятся на полу, а ягодицы на пятках. Теперь движением бедер подайте одно колено вперед. Затем, прижав это колено к полу, выполните движение бедер, обратное первому, и подайте вперед другое колено. Немного попрактиковавшись, вы сможете с легкостью передвигаться вперед, назад и разворачиваться. Ученики традиционного додзё обычно первый год тренируются на коленях. На второй год, когда им разрешают выполнять техники стоя, они поворачиваются с необычайной скоростью и силой.

                   Второй способ тренировки нагаси но хэйхо заключается в том, что вас и вашего партнера связывают вместе тонкой веревкой. Ваш партнер начинает двигаться, пытаясь разорвать веревку. Что бы он ни делал, вы должны сохранять небольшое провисание веревки. Очевидно, что для этого необходимо иметь сильно развитые бедра (благодаря сикко сабаки).

                   Нагаси но хэйхо это искусство держать своего противника под постоянным давлением. Вы преследуете его своим мечом, телом и духом, не давая ему ни секунды отдыха. Когда вы следуете мечом за его движением, вы должны постоянно помнить, что удар нужно наносить силой бедер. Если вы используете руки, то тело будет вытягиваться и противнику будет очень просто парировать ваш удар.

                   Красота нагаси заключается в том, что, хотя удар наносится медленно, общая продолжительность техники относительно небольшая. Это происходит потому, что вы выполняете только одну технику — вы лишь продлеваете первоначальный удар. Эта одна медленная техника требует гораздо меньше времени, чем отведение меча назад и нанесение нового удара. Следовательно, нагаси оказывает гораздо большее давление на противника, чем серия простых атак.

                       

                   Армия может очень эффективно использовать эту стратегию, когда имеет дело с партизанским отрядом. Обычная ошибка при атаке такой группы —это сначала яростно отбиваться, а затем, когда они отходят, останавливаться и

                   перегруппировываться. И хотя такая стратегия может выиграть сражение, она не может выиграть войну. Чтобы применить нагаси но хэйхо, сохраняйте контакт со своим врагом любой ценой. Когда диверсионный отряд пытается выйти из боя, контратакуйте и сохраняйте постоянное давление. Не прибегайте к таким вариантам, как удар с воздуха или вызов подкрепления — они требуют слишком много времени; просто постоянно атакуйте.

                   Постоянно преследовать не так уж сложно, как может показаться с первого взгляда, поскольку типичный полувоенный отряд не оснащен для продолжительных боевых действий. Также им очень сложно, отступая, вести точный огонь. Поэтому преследующие войска обязательно должны сохранять постоянное давление. Если у отступающих сил не будет возможности остановиться, то они не смогут окопаться и сопротивляться сколько-нибудь серьезно.

                   Вы можете поддержать преследование свежими силами. Когда первоначальные преследователи начнут уставать, новые войска могут быть по воздуху доставлены в нужное место и продолжить преследование.

                   Если диверсанты рассеиваются, то же самое должны сделать и преследователи. И тогда они смогут преследовать партизан по отдельности. Если диверсанты уходят на базу, чтобы получить подкрепление, то это предоставит вам возможность большого сражения. В любом случае вы навязываете драку своему врагу и заставляете его драться в удобном вам стиле.

                   Чтобы наносить удар в стиле нагаси, необходимо развить специальную группу мышц. То же самое и с армией. Не важно, преследуете вы своего врага мечом или группой войск, принцип остается тем же. Ваше первоначальное движение, подкрепленное силой центра, продлевается и преследует вашего противника, когда он пытается уклониться. Вы не используете серию техник; вы используете один длинный, медленный удар, который не прекращается до тех пор, пока не достигнет цели.

                   Нагаси но хэйхо редко бывает решающей стратегией — какой бы большой ни была сила ваших бедер, с помощью этой техники вы не сможете нанести очень сильный удар. Но она оказывает очень большое воздействие на дух противника, воздействие, которое совершенно не пропорционально реальной опасности этой стратегии. Когда ваш противник обнаруживает, что его преследует неумолимая сила, то его стратегия «ударить-и-убежать» больше не кажется ему практически осуществимой. Чем дольше длится преследование, тем больше оно ломает его дух.

 

                   ДЗЭНТАЙ НО ХЭЙХО

                   Дзэнтай означает «все тело». В этой хэйхо вы разрубаете все части тела противника одним ударом меча.

                   Обычно, когда вы атакуете) вы выбираете определенную цель: голову, шею, плечи и так далее. В дзэнтай но хэйхо вы смотрите гораздо шире. Если защита вашего противника слишком сильна, сделайте целью все его тело. Одним ударом атакуйте руки, голову, тело и ноги. Когда он блокирует вашу атаку на верхнем уровне, продолжайте ее, атакуя все, что можете (можете нанести удар даже по стопам ног).

                   Эта стратегия очень похожа на нагаси но хэйхо. Разница заключается лишь в том, что в нагаси вы наносите удар медленно, а затем меняете направление и следуете за целью. В дзэнтай же вы рубите мощно и ведете меч вдоль линии первоначальной атаки. Когда противник парирует вашу первоначальную атаку, вы продолжаете мощно вести меч бедрами, плечами и волей, не особенно заботясь о новых целях, которые могут возникнуть перед вашим клинком.

                   Дзэнтай требует большой силы и выносливости; ключ к этой стратегии — в контроле дыхания. Вы должны дышать только животом, если хотите, чтобы у вас осталось достаточно воздуха на то, чтобы нанести глубокий удар в конце движения. Классическое упражнение для развития контроля над дыханием — мисоги ".

                   Практика мисоги заключается в том, что вы дышите по определенной схеме: вдох (пять секунд), задержка дыхания (пять секунд), выдох (десять секунд). Во время выполнения мисоги грудь не должна двигаться; вдыхайте и выдыхайте животом. Вдыхая, представляйте, что воздух идет от носа к макушке головы. Когда задерживаете дыхание, представляйте, что воздух медленно опускается из головы в нижнюю часть живота. Выдох делайте через рот.

                   Когда практикуете мисоги, поток воздуха должен оставаться постоянным. Не хватайте судорожно воздух во время вдоха. То же самое относится и к выдоху: выдыхайте равномерно и по истечении десяти секунд резко оборвите поток воздуха. Если вы сконцентрируетесь на звуке (он должен быть равномерный) вдоха и выдоха, то это поможет вам контролировать поток воздуха.

                   После того как вы овладеете мисоги с полным циклом в двадцать секунд, постепенно увеличивайте длительность цикла (соотношение между вдохом, задержкой дыхания и выдохом остается постоянным 1:1:2) до одной минуты. Инструктора, которые хотят упрочить свой имидж бессердечных животных, обычно устраивают практику мисоги в наихудшее для этого время — в конце тренировки. Для того чтобы сохранять минутный дыхательный цикл, когда каждая клетка тела вопиет о кислороде, требуется железная сила воли. Тот факт, что сэнсэй делает это без всяких усилий, служит назиданием для учеников. (Большинство новичков твердо убеждены в том, что старик научился впитывать кислород кожей.)

                   И хотя контроль дыхания важен в каждой технике, в дзэнтай он обязателен. Вы мощно атакуете, сила вашего выдоха соответствует силе вашего удара, и затем вы продолжаете этот выдох на протяжении всей техники. Если вы позволите своему дыханию затухнуть, то затухнет и ваша сила.

                   Плюс к физической выносливости вам еще понадобится выносливость духовная. Если вам не удастся задеть ни одной части тела противника, то вы будете настолько далеко вытянуты вперед, что быстрый отход окажется просто невозможен. Это делает дзэнтай техникой типа все-или-ничего. Эта техника не для слабонервных.

                   И хотя дзэнтай но хэйхо выполняется несколько в иной манере, ее психологическое воздействие на противника сходно с нагаси но хэйхо. Игнорируя блок и продолжая атаку, вы тем самым вселяете в сознание противника сомнение — он начинает сомневаться в эффективности своей техники.

                   Удар мечом, используемый в дзэнтай, имеет множество разных названий. В нитэнити-рю он называется эн-гири. Эн — это круг, обозначающий всеобщность. В тэнсин-рю и синто-рю он называется такэ-гири, «рубка бамбука». Это указывает на то, что удар наносится с таким ощущением, как будто бамбук разрубается по всей длине от верхушки до самого основания. Оба названия говорят о том, что вы должны рубить всего своего потивника, а не какую-то его часть.

                   Классическая стратегия каратэ заключается в том, что каратэка стоит на месте и контратакует. Однако, блокируя без движения уклонения, он ставит себя в положение, идеально подходящее для быстрой и смертельной контратаки. Когда вы сталкиваетесь с таким человеком, используйте дзэнтай. Атакуйте любой техникой, а затем, когда он блокирует, не пытайтесь вернуться в исходное положение. Продолжайте свое первоначальное движение и всем телом врежьтесь в своего противника. Это разрушит его контр действие. Это также заставит его начать использовать тай сабаки, что разрушит его стратегию. На соревновании по дзюдо вы также можете использовать эту хэйхо. Когда вы входите для броска, ваш противник может оказать сопротивление, планируя выполнить контрбросок в момент, когда вы примете позицию для следующей атаки. Чтобы сорвать его план, продолжайте свою первоначальную атаку, даже если это потребует оставаться неподвижным в определенной позиции значительное количество времени. Если вы не будете менять позицию, то противнику будет очень сложно вас бросить, и рано или поздно у него кончится либо сила, либо терпение. Если он ослабеет, то ваша первоначальная техника может быть успешно завершена. Если он поменяет позицию, то вы сможете использовать другую технику. В любом случае вы не дадите ему ни секунды на то, чтобы прийти в себя.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!