БИТВА НА СОММЕ (1 июля 1916 года) 24 страница



                   Применяйте дзэнтай но хэйхо с ощущением тяжести. Представьте, что ваши руки сделаны из свинца, а ваше тело тяжелое как гора. Вы пытаетесь вогнать своего противника в землю своим весом, а не только своей силой Классическая аналогия, взятая из китайского искусства тай цзи цюань: представьте, что ваши кости сделаны из железа, а мышцы из ваты. Это очень близко к идеальному ощущению.

 

                   МЭНДЗУКИ но хэйхо

                   Мэндзуки, «прямой удар в лицо», —это стратегия, которую можно эффективно использовать против противника с низким или средним уровнем подготовки. Она применяется, когда вы понимаете, что не можете зарубить своего противника одним решительным ударом. Нанося колющий удар противнику в лицо, вы заставляете его отступить назад. Затем вы немедленно наносите ему глубокий рубящий удар.

                   Колющий удар в лицо редко вызывает большое движение назад, поэтому следующий удар должен быть нанесен буквально в мгновение ока. В этом отношении эта стратегия очень похожа на нараи но хэйхо. Ваша главная атака должна начинаться вместе с мэндзуки, поскольку если вы остановитесь, чтобы посмотреть, отклонился ваш противник назад или нет, то вторая техника запоздает.

                   Выполняя колющий удар, никогда не позволяйте себе чересчур растягиваться, иначе вы не сможете мгновенно выполнить следующее действие. Мощно вытолкните меч бедрами вперед, как будто хотите вонзить его в череп противника по самую рукоять. Затем используйте это же самое движение, чтобы начать главную атаку. Обычно выполняют колющий удар в лицо, а затем, когда противник отступает назад, наносят режущий удар по запястью. Выполняя это, не поднимайте лезвие меча. режьте весом тела, в стиле дзэнтай.

                   На соревновании по каратэ сделайте левой рукой быстрый выпад противнику в глаза — этот удар называется мжакуси-ути — и продолжите его ударом правой руки в корпус. Удар левой — это всего лишь быстрое, хлесткое движение, предназначенное для того, чтобы скрыть вашу настоящую атаку, поэтому больше сконцентрируйтесь на скорости, а не на силе. Для того чтобы атака сработала, обе техники должны быть выполнены одним движением. Мощно оттолкнитесь правой ногой и позвольте своему телу развернуться влево. Когда ваши плечи повернутся, вперед внезапно вылетает ваш левый кулак, а долей

 

 

                   Утидати (в белой куртке) поднимает свой меч для атаки, но отклоняется назад, когда      ситати взрывается техникой мэндзуки.

                   секунды позже за ним следует правый. Поскольку две различные техники рук объединены вращением вашего тела и выполняются на одном дыхании, то они превратятся в одно движение — ваш правый кулак устремится вперед до того, как левый начнет двигаться назад.

                   В споре сделайте совершенно эпатирующее заявление. Ваш оппонент может быть настолько ошеломлен, что его ум прекратит на какое-то время функционировать логически. И тогда вы сможете продолжить свою главную аргументацию при минимальной интеллектуальной оппозиции. Как и при работе с мечом, чем более шокирующим будет ваше первоначальное движение, тем лучше оно сработает как отвлекающий маневр. Классическое военное применение мэндзуки — это артиллерийский заградительный огонь. (Он отличается от бомбардировки, которую используют для уничтожения вражеских позиций; заградительный огонь должен быть частью основной атаки.) При заградительном огне (см. стр. 150) снаряды падают прямо перед продвигающейся вперед пехотой. Цель в том, чтобы заставить вражеские войска искать укрытие, в то время как пехота уже атакует. Чтобы это сработало, пехота должна держаться как можно ближе к разрывающимся снарядам своей же артиллерии. Это позволит им добраться до цели раньше, чем вражеские войска смогут прийти в себя.

 

                   КАДОНОХЭЙХО

                   Кадо-гири, «разрубание угла», очень тесно связано смэндзуки. Согласно этой стратегии, если вы не можете нанести решительный удар, вы должны «брать» то, что можете «взять».

                   Любой конфликт лучше всего разрешить одной-единственной техникой. Это оставляет минимум места для ошибок — никто не совершенен, и если вы будете сражаться достаточно долго, то непременно совершите ошибку. Однако короткие поединки не всегда возможны. Кадо учит не тратить времени. Если вы не можете уничтожить своего противника немедленно, выберите какую-нибудь второстепенную цель.

                   Младшие стратеги имеют обыкновение слишком часто использовать эту хэйхо. Новичкам же вообще следует избегать ее применения: используя избыточное количество мелких техник, которые очень легко выполнить, они часто теряют из виду основную цель. К тому же мелкие техники делают мелким дух. Чтобы противостоять этому, новички должны заставлять себя применять большие техники и широкие, мощные стратегии.

                   Результаты чрезмерного использования кадо явно видны в спортивном варианте кэндо. Из-за системы очков, существующей в кэндо, спортсмены прыгают на кончиках пальцев и полагаются на маленькие, быстрые удары. Вы никогда не научитесь Пути Стратегии, если будете фехтовать таким образом. (Простой способ излечить эту проблему — сделать так, чтобы для получения очка синай нужно было перед ударом занести так, чтобы он коснулся ягодиц. Это уничтожило бы все маленькие техники.)

                   Кадо но хэйхо нужно использовать главным образом как отход после провалившейся основной атаки. Когда вы наносите удар по главной цели, а ваш удар блокируется, используйте оставшуюся энергию для удара по второстепенной цели. Это даст вам дополнительное время, чтобы оторваться от противника.

                   На поле боя кадо является стандартной стратегией. Самолет, поддерживающий выполнение наземной миссии, наносит удар по основной цели, а затем, по дороге, расстреливает все, что представляет какой-нибудь интерес. Главная цель может стоить того, чтобы рискнуть дорогим самолетом и тренированным пилотом, второстепенные цели очень редко этого стоят. Эти второстепенные цели никогда не станут целью отдельных миссий, но если уж самолет здесь, то он может что-нибудь сделать и с ними. Конечно, одна из этих незначительных

                   целей может оказаться очень важной —это может оказаться вражеский штаб или коммуникационный центр — но на это не нужно рассчитывать. В большинстве случаев вы используете кадо но хэйхо только для создания неудобств противнику.

                   Эта стратегия может также использоваться как вступительная атака, но только против новичков. Фехтуя с новичком, нанесите ему удар по руке. Это заставит его отпрянуть назад, что позволит вашей главной атаке прорваться к основной цели. Необходимо, чтобы вы научились оценивать степень мастерства своего противника до того, как будете пытаться использовать эту стратегию. Вы не сможете заставить старшего ученика отойти назад, нанеся ему удар по руке. Он воспользуется вашей маленькой техникой как возможностью для своего контрудара.

                   Вы также можете использовать непрерывную серию атак кадо-гири, но, повторю снова, только с новичками. Множество мелких ран может настолько ослабить вашего противника, что он не сможет эффективно действовать. Опасность такого рода использования кадо состоит в том, что если вы будете тратить слишком много времени на длинные серии маленьких ударов, то можете совершить ошибку. Это может дать вашему неопытному противнику возможность случайно вас убить.

                   Кадо но хэйхо очень часто используется для того, чтобы уменьшить способность противника к нападению. Это можно часто наблюдать на соревнованиях по боксу. Если ваш противник очень хорошо владеет левым джэбом, сделайте его левую руку целью своих ударов. Вместо того чтобы целить в голову или тело, просто продолжайте бить в его руку. После нескольких таких раундов она будет болеть так сильно, что он не сможет больше эффективно использовать ее.

                   Та же самая стратегия может быть использована и на соревнованиях по каратэ. Примите стандартную боевую стойку и постепенно отставьте локти в стороны. Это откроет ваши ребра для атаки. Затем, когда ваш противник будет атаковать маваси-гири, опустите локти и напрягите мышцы при помощи сан-тин. Вместо того чтобы ударить вас в бок, подъем его стопы врежется в ваш острый локоть. Это, как правило, выбивает несколько пальцев на ноге или приводит к перелому мелких костей стопы.

                       

                   На соревновании по дзюдо, когда вы входите, чтобы захватить противника за куртку, захватывайте и кожу. Эта неожиданная боль заставит его податься назад и выйти из равновесия. И тогда вам будет несложно его бросить.

 

                   КОКОРОДЗУКИ но хэйхо

                   Когда ваш удар парирован, не выпускайте из виду основную цель и нанесите противнику колющий удар в сердце.

                   Если вы будет мыслить мелко, то после неудачной атаки у вас постоянно будет возникать желание отойти и попытаться сделать что-то другое. Но если вы сосредоточитесь на уничтожении врага, то обнаружите, что можете продолжать действовать после неудачи и все равно победить. Если вы работаете с мечом, то это означает, что вы всегда должны целить в сердце. Даже когда вы наносите удар противнику по голове, ваше внимание остается сфокусированным на его сердце, и вы должны попытаться рубить так глубоко, чтобы достать до него. Это и есть кокородзуки.

                   Как уже отмечалось раньше, У Чи описывал поле боя как «землю живых трупов». Никогда не забывайте об этом. Умереть —это судьба солдата. Выживание на войне — это чаще всего дело везения. Если дело обстоит таким образом, то ваша смерть будет иметь мало смысла до тех пор, пока вы не уничтожите своего врага. Время, которое вы потратили на выживание, а не на достижение этой цели, — это попусту потраченное время — умирающий человек разбрасывается ценным временем.

                   Ритм атаки новичков обычно такой: раз и два и три. С другой стороны, старшие ученики атакуют на счет раз-два-три. Не теряя ни мгновения, они с каждым движением продвигаются вперед к сердцу противника. Это есть сама суть сражения, и это необходимо изучить как можно глубже.

                   Человек инстинктивно защищает сердце, поэтому прямая атака может быть отбита, особенно если вы фехтуете с сильным противником. В такой ситуации вам придется сделать кокородзуки продолжением своей главной атаки. Один из способов этого иллюстрируется в ката иайдзюцу, известной как кирицукэ но кэн. Эта ката начинается с мощного удара слева направо. Когда ваш противник блокирует его, быстро опустите свой правый локоть, разворачивая режущую кромку меча влево. Затем, используя сори своего клинка, обойдите его блок снизу и нанесите колющий удар в сердце.

                   В сражении между армиями, поскольку конфликт ограничен войсками, расположенными вдоль линии сражения, война может продолжаться долго. И даже если потери будут достаточно тяжелыми, это все равно будет применением кадо но хэйхо. Первая мировая война отличный тому пример. Однако вторгаясь вглубь страны, как это было во Второй мировой войне, вы можете уничтожить способность нации вести войну. (В последние годы было несколько вооруженных конфликтов, в которых этот урок не был учтен, что привело к предсказуемым результатам.)

                   Стратегия ведения военных действий между нациями точно такая же, как и между отдельными людьми. В индивидуальном поединке ваш противник представляет собой потенциальную опасность до тех пор, пока бьется его сердце. То же самое относится и к стране. В настоящее время недостаточно просто уничтожить армию. Чтобы победить, вы должны уничтожить способность нации выставлять армию.

                   В древности, когда армия одерживала победу в битве, она продолжала уничтожать врага до конца. Победители разрушали до основания города неприятеля и отравляли его поля. Современный человек слишком цивилизован, чтобы делать это. Поэтому он продолжает вести одни и те же войны, поколение за поколением, с теми же самыми врагами, ценой миллионов жизней. Чингисхан ужаснулся бы такому варварству.

 

                   ПРИМЕЧАНИЯ

1.     Классический удар каратэ японского стиля, сэйкэндзуки, начинается из положения, когда
кулак прижат к бедру, ладонью вверх. Затем он выталкивается вперед резким поворотом
бедер.

2.     Искусство окинава-тэ было истоком каратэ.

3.     Нагаси — это еще одно чтение того же иероглифа, что читается кйкрю, например, в
названии итто-рю.

4.     Тай сабаки — это движения уклонения. Поскольку удар японского меча невозможно
блокировать с помощью одной лишь силы рук, то фехтовальщики являются величайшими
мастерами этого искусства.

5.     Мисоги означает «очищение» и является частью синто, исконной японской религии. Это
упражнение преподается в большинстве школ айкидо, относящихся к стилю Уэсиба.
Уэсиба научился ему у Дэгути, главы ответвления синто омото-кё.

6.     Стандартный захват в большинстве техник дзюдо: одна рука захватывает рукав
противника, а другая — отворот его куртки.

 

                   Глава 17

                   Осаэ: Контроль

                   Существует множество видов воинского искусства, которые основываются на контроле противника. И хотя первоначально это использовалось как средство, ведущее к цели, теперь все очень сильно изменилось. Реальность конфликта была так затуманена общественной моралью, что пленение врага стало рассматриваться как более высокая цель, чем просто его убийство.

                   Основная проблема в контроле противника следующая: что произойдет, когда вы его отпустите? Полиция вынуждена ежедневно сталкиваться с этой проблемой. В цивилизованном обществе, где преступники составляют лишь незначительную долю от общего населения, это допустимая стратегия. На войне, где 50 процентов людей пытается вас убить, она становится неприменимой.

                   Грустный факт заключается в том, что когда вы держите врага, он тоже держит вас. Вы не можете обездвижить противника, не обездвижив самого себя, а в открытом бою это фатально.

                   Первоначально осаэ предназначалось для того, чтобы ограничить движения врага. После того как это достигалось, с ним можно было разделаться, не подвергаясь особой опасности. Держать противника рядом с собой как источник постоянной опасности — это довольно странная концепция, если взглянуть на нее объективно.

                   Вы всегда должны рассматривать различные стратегии контроля врага в их правильном контексте. Вашей конечной целью является уничтожение противника; ограничение его движения —это всего лишь средство достижения цели. После того как вы обуздали его, вы должны продолжать двигаться к цели, не ослабляя давления. Если вы расслабитесь хоть на мгновение, вам придется все начинать сначала.

                       

                   МАКУРА ОСАЭ НО ХЭЙХО

                   Макура осаэ означает «прижимание подушки». Это стратегия получения контроля над противником путем ограничения подвижности его головы. Поэтичное название этой техники может ввести в заблуждение того, кто не знает, что японская подушка намного меньше и жестче западной. Эта хэйхо не должна восприниматься как мягкая или щадящая. Если вы будете удерживать голову противника на месте так же плотно, как японская подушка, то сможете контролировать все его тело.

                   В ближнем бою невозможно иммобилизовать все тело противника обычными методами. Вы не можете одновременно контролировать его руки, ноги и туловище. Однако, зафиксировав его голову, вы можете очень сильно ограничить движения всего остального тела.

                   Чтобы убедиться в этом, нанесите удар кулаком по воображаемой цели. Вложите как можно больше силы в свой удар, используйте движение бедер и плеч. Теперь посмотрите, насколько жестко вы можете ударить, если ваша голова будет плотно прижата к стене. Даже если ваша голова будет находиться в самом выгодном положении, вы обнаружите, что сила вашего удара заметно уменьшилась. Это пример базовой теории, лежащей в основе макура осаэ.

                   Сражаясь на близкой дистанции, давите снизу вверх на подбородок противника. Когда его голова уйдет назад, он станет слабее и не сможет свободно двигаться. Поскольку его зона досягаемости и сила ограничены, вы сможете спокойно ударить или бросить его.

                   Когда фехтуете, удерживайте голову противника внизу непрерывной серией ударов. Нацельте очень мощный удар врагу в голову. Если он отпрянет назад, следуйте за ним, непрерывно нанося град ударов, нацеленных в голову, заставляя противника держать ее опущенной вниз. Из этого положения он не сможет достаточно эффективно ни атаковать, ни защищаться. Вы можете создать похожую ситуацию серией колющих ударов в направлении глаз.

                   Вы также можете иммобилизовать голову человека, и соответственно все его тело, зафиксировав его мэцукэ. Медленно водите кончиком своего меча, пока он не притянет взгляд противника, затем медленно уменьшайте движение меча. Когда вы в конце концов перестанете двигать мечом, голова противника также перестанет двигаться. Если вы будет использовать эту стратегию против робкого и не уверенного в себе противника, то он просто застынет на месте.

                   (Это, возможно, было первоначальной целью того, что известно как военная парадная стойка. Гораздо легче контролировать человека, когда он стоит навытяжку, чем когда он расслаблен.)

                   Голова армии — это ее командир. Поэтому атака армии должна быть скоординирована с диверсионным нападением на командный пункт. Если командующий армии вынужден (буквально) держать голову опущенной, то он не сможет свободно маневрировать своими войсками, чтобы оказать противодействие. Давление на вражеский командный пункт начинается до основной атаки и продолжается до тех пор, пока враг не будет разбит.

                   Такая же стратегия может быть использована и в бизнесе. Захват корпорации должен быть скоординирован с атакой на личное состояние ее президента. Это не позволит ему уделить все свое внимание положению дел в своей корпорации.

                   Когда используете макура осаэ но хэйхо, вы должны иметь в виду тот факт, что только ограничиваете подвижность своего противника, но не обездвижи-ваете его полностью. Поэтому он будет пытаться вырваться, а значит попытается вас атаковать. Но если вы крепко зафиксируете его голову, то сила его ударов будет настолько незначительной, что вы просто сможете их проигнорировать.

                       

                   КУДЗУСИ НО ХЭЙХО

                   Кудзуси — это действие, цель которого — сломать стойку противника. Вы наблюдаете за линией его плеч и не даете ей принять горизонтальное положение. Если вам это удастся, то сила и подвижность вашего противника будут значительно уменьшены.

                   Чтобы увидеть эту стратегию в действии, попросите своего партнера по тренировке принять крепкую стойку и попытайтесь сдвинуть его с места. Если у него действительно хорошая стойка, то вы обнаружите, что сделать это довольно сложно. Теперь измените линию его плеч — попросите приподнять одно плечо на дюйм выше другого. На этот раз ваша задача будет значительно легче — даже с помощью небольшого усилия вы сможете сдвинуть вашего партнера в любую сторону, в какую только пожелаете.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!