Основная часть СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИИ 6 страница



Более общепринятым стало отождествление эмоций и чувств как переживания своих отношений. «Эмоциями, или чувствами, называются своеобразные переживания, в которых выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности» 2. «Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает...»3 «Переживания человеком своих отношений к действительности называются чувствами или эмоциями» 4.

Г. А. Фортунатов отождествляет понятие «переживание» с понятием «эмоция», противопоставляя их более сложным чувствам. В этом смысле переживание

'• Б. Е. Варшава, Л. С. Выготский. Психологический словарь. М., 1931, стр. 128.

2 Н. Д. Левитов. Очерки педагогической психологии. М, 1946, стр. 95.

3 Б. М. Теплое. Психология. М., 1951, стр. 155.

4 Т. Г. Егоров Психология. М, 1952, стр. 158.

90


понимается им как эмоциональный тон чувства. «При многократном переживании чувства в форме эмоционального процесса оно, действительно, может превратиться в устойчивую склонность к соответствующим переживаниям» ', — пишет он.

П. М. Якобсон, более других советских психологов работающий над проблемой эмоций и чувств, напротив, считает, что «словом «чувство» обозначается определенная живая реакция на происходящее — «переживание»» 2. Он объединяет эти три понятия в определении: «Переживаниечувства, т. е. живая эмоциональная реакция, может иногда достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта»3.

Совсем иное содержание в понятие «переживание» вкладывал С. Л. Рубинштейн. «Переживания человека,— писал он, — это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности. Таким образом, понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом — знания, особенно существенного для сознания»4.

Эти высказывания С. Л. Рубинштейна, дополненные его же словами об отношении, приводимыми мной ниже, и легли в основу данного здесь понимания переживания как атрибута сознания. Я остановился подробнее на понятии переживания для того, чтобы, во-первых, показать, что, только рассматривая переживание как один из трех атрибутов сознания, а не как

1 Г. А. Фортунатов. О чувствах и их развитии. — «Дошкольное воспитание», 1946, № 1, стр. 27.

а См. П. М. Якобсон. Психология чувств. М., 1958, стр. 25.

3 Там же, стр. 27.

1 С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, стр. 7.

9!


психическую функцию или самостоятельную форму отражения, можно устранить разнобой в понимании этой категории среди психологов, взяв из каждого определения рациональное зерно. Во-вторых, я хотел бы еще раз подчеркнуть необходимость и возможность устранения этого «разноязычия» путем создания коллективными силами системы согласованных психологических понятий. Таким образом, и здесь свою задачу я вижу не в том, чтобы выдумывать новые термины, а в том, чтобы привести наиболее уже обоснованные определения в единую систему связанных между собой понятий.

После этих замечаний продолжим рассмотрение атрибутов сознания.

Познание — это компонент сознания индивидума в форме непосредственных или опосредованных, более или менее полных и точных образов отражаемого и мыслей об их связях. У человека познание проявляется в ощущениях, мышлении, восприятии и памяти. В этой области психология и философия (в частности, гносеология) наиболее близки. Гносеологическая категория идеального как противоположности материального, когда мы его рассматриваем в качестве психологического понятия, принимает более конкретное содержание.

Как известно, С. Л. Рубинштейн связывал психологическое понятие идеального с идеальным как философской категорией: «Характеристика психического как идеального относится, собственно, к продукту или результату психической деятельности — к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи»1. Но так как образ или идея всегда находятся в объективном отношении к предмету или вещи как отраженное к от-

С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. М, 1957, стр. 41. 92


ражаемому, то идеальное — это субъективное явление, существующее в форме образа, связанного с понятием. Само по себе, как таковое, идеальное — продукт познания. Но, реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут (что чаще и бывает) окрашиваться эмоциями или чувствами и, следовательно, переживаться.

Идеальное — это высшая форма субъективного, ибо все идеальное субъективно, но не все субъективное идеально. Например, эмоция в чистой своей форме субъективное, но не идеальное явление, так как она не несет ни образа внешнего мира, ни понятия о нем. Зародыши идеального имеются уже у животных. Ощущения и тем более их комплексы, дающие животным константное познание предметного образа, составляют предысторию идеальных явлений. Она наиболее отчетливо проявляется в так называемом каузальном рефлексе высших обезьян. Но у человека образы восприятия или смысловой памяти всегда включают в себя понятия. Идеальное, будучи у человека продуктом разобранных выше форм отражения (всех, кроме эмоций), в свою очередь существует в двух формах: непосредственной, образной и опосредованной, понятийной.

В связи с анализом психологического аспекта познания следует сделать важное, на мой взгляд, уточнение. Дело в том, что в философии образное, перво-сигнальное познание называют термином «чувственное познание». С точки зрения психологии эмоции, которые входят в чувства, вообще не являются формой познания, что же касается чувств, то они являются формой познания только в той мере, в какой в их структуру входят понятия. Поэтому термин непосредственное познание следовало бы предпочесть термину «чувственное познание», противопоставляя его опосредованному познанию. Первое соответствует вое-.

93


приятиям (опирающимся на ощущения), второе — мышлению (опирающемуся на понятия).

Последним атрибутом сознания является отноше ние личности как субъекта к миру. В современной психологии для краткости его просто называют одним словом — «отношение». Под этим термином понимаются активный компонент индивидуального сознания и его обратная субъективная связь с отражаемым миром, объективизирующаяся в психомоторике. В свете сказанного и отражение следует понимать не только как результат воздействия мира на человека, но и как факт их взаимодействия; точнее, само отражение есть их взаимодействие, которое осуществляется путем отношения, включенного в отражение. Филогенетически оно развилось на основе активности психического отражения животных, непосредственно связанной с эмоциональной формой отражения; последнее в свою очередь возникло на основе биологической активности как качества физиологического отражения. У человека отношения и как мотивы деятельности, и как стремление к достижению цели проявляются через волю.

Иногда отношение человека к миру выступает в единстве с переживанием (если использовать наш образ — систему координат, то можно сказать, что эта точка сознания лежит в плоскости осей координат отношения и переживания и ближе к оси переживания). Это отношение как переживание. Простым примером этого может быть такой факт: рассердившись на кого-либо, мы всегда одновременно изменяем и наше отношение к нему. Простейшие формы отношений могут быть и у животных.

В других случаях отношение выступает в единстве с познанием. Легко образно представить себе положение такой точки сознания в трехмерной системе координат. Она лежит в плоскости оси координат познания

94


й отношения. Это — отношение как познание. Именно 0б этой высшей форме отношений и говорили Маркс я Энгельс, когда подчеркивали, что «для животного его отношение к другим не существует как отношение» '.

Таким образом, отношение это только один из трех основных компонентов сознания, но не все сознание в целом. Говоря о компонентах сознания, нельзя упускать из виду обратную связь сознания с бытием; наиболее отчетливо она проявляется в творчестве, но элементарная ее форма имеется и в отношении. Эту мысль можно выразить и иначе: творчество — это высшая и наиболее сложная форма проявления отношений как обязательного компонента сознания.

Изложенное понимание отношений в основном не противоречит взглядам В. Н. Мясищева, как признанного создателя «теории отношений» в советской психологии. «Психологические отношения человека, — пишет он, — в развитом виде представляют целостную си-тему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания»2. Это определение, данное в 1957 г., В. Н. Мясищев развил в других статьях. По существу с ним согласны и другие авторы. Но все же ни это, ни опирающиеся на него подобные определения отношений как психических явлений не дают возможности четко отграничить их от сознания в целом. Ведь в приведенном нами определении отношений В. Н. Мясище-вым с полным лравом можно два первых слова заме-

1 К. Маркс и Ф Энгельс. Соч., т. 3, стр. 29.

1 В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека и ее место в психологии. — «Вопросы психологии», 1957, № 5; см. его же. Личность и неврозы. Л., 1960, стр. 210.

95


нить словом «сознание» и смысл фразы сохранится. А ведь понятие «сознание» шире понятия «отношение». Выше уже было сказано, что понятие сознания уже понятия психики, что оно совпадает с субъективным компонентом психики человека. Если это иметь в виду, то следует признать устаревшими и к тому же отягощенными тяжелым грузом псевдонаучных понятий идеалистической психологии термины «бессознательное» и «подсознательное» в применении к психическим явлениям. Конечно, можно сказать, что «поведение собаки бессознательно», но это ничего не будет означать, кроме того, что сознания у собаки нет.

Вместо этого лучше говорить о «неосознаваемых формах высшей нервной деятельности», как это сделал Ф. В. Бассин ', а еще лучше о неосознанных явлениях человеческой психики. Ибо понятие «явления высшей нервной деятельности» может пониматься не только как «психика», но относиться и к «корковой нейродинамике». А последняя не может быть осознанной или неосознанной, о чем уже шла речь в предыдущей главе. А вот психические явления у человека могут быть в разной степени осознанны и могут быть даже неосознанными. У человека наблюдаются два основных вида неосознанных психических явлений.

Во-первых, это сознательные психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием. Примерами здесь являются не только психика младенцев, но и психика людей, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, а также упомянутые просоночные состояния взрослого, и в частности послеобморочное состояние человека.

Во-вторых, это так называемые вторичные автоматизмы, выполнение которых уже не требует участия

1 Ф. В. Бассин. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968, стр. 131, 167.

96


сознания, примером чего является высокоавтоматизированный навык. Он может выполняться и осознанно, но обратное включение сознания часто приводит к ухудшению его выполнения. Тут нельзя не напомнить сказку о сороконожке, пытавшейся ответить на вопрос, какую ногу она выставляет вперед после десятой, и потому разучившейся ходить. Эти и подобные им явления по их генезису следовало бы называть сознательными, ставшими неосознанными.

Подводя итог, можно дать следующую структуру индивидуального сознания, в которой ранее описанные подструктуры и их подструктуры расположены в иерархии от высших к более элементарным '. < 1-я подструктура — атрибуты сознания: отношение, ] познание, переживание.

i 2-я подструктура—уровни ясности сознания: творческое озарение, вдохновение, ясное сознание, спутан-1ное сознание, неосознанные явления, патологические {нарушения, потеря сознания.

3-я подструктура — динамики сознания: свойства личности, состояния сознания, процессы сознания.

4-я подструктура — функции сознания: память, воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции.

Самосознание — высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на самого себя. Самосознание у человека может быть только как у члена общества: «отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным лишь через посредство его отношения к другому человеку»2 и «действительное духовное богатство

1 См. «Проблемы сознания». Материалы симпозиума; «Сознание». Материалы обсуждения проблем сознания иа симпозиуме, состоявшемся 1—3 июня 1966 г. в г. Москве. М., 1967.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, I стр. 568.

14—676                                            97


индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...»1.

Высшее проявление самосознания — коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива и подчинившей свою направленность его целям.

Структура самосознания, взятого как целое, аналогична общей структуре сознания. Здесь можно выделить и самопереживание, широко известное под термином самочувствие. Есть здесь и сложная гамма самоотношений. Б. М. Теплов, например, рассматривал его в качестве одного из компонентов характера. Третьим и наиболее существенным компонентом самосознания является самопознание.

Важность самопознания для человека была подмечена еще в древности. По преданию, сообщенному Платоном, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: «Познай самого себя»2. Эту мысль разъяснял Сократ, и она дошла до наших дней.

Особо важно для самопознания правильное понимание своей роли в коллективе, в обществе. Высокий уровень самопознания и, следовательно, самосознания в целом определяет объективно правильное сочетание особенностей личности, и в частности ее способностей, с социальной ролью этой личности. Чем выше самосознание личности, тем выше при прочих равных условиях роль ее в коллективе и обществе.

С понятием самосознания тесно связано понятие «я» как субъективное психическое явление, определяемое памятью и, следовательно, преемственностью сознания, и проявляющееся как противопоставление себя всему другому («не-я»). Пониманию «феноме-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 36.

2 «История греческой литературы», т. II. М., 1955, стр. 151.

98


на я», вокруг которого ломалось много копий, помогают случаи патологии памяти, и особенно так называемого раздвоения личности.

Известны случаи таких психических заболеваний, когда у человека наблюдаются как бы две жизни, две памяти, два сознания, две личности и два «я» К Есть подобные же заболевания памяти — ретроградные амнезии. Такой больной (в частности, в результате ушиба мозга), придя в себя, сознает, что он жив, но не сознает, кто он. Таким больным приходится начинать жизнь заново 2.

Подобные случаи позволяют глубже понять сущность и структуру сознания и его связи с формами отражения, в частности с памятью и волей. Помогают они лучше разобраться в системах понятий, связанных с категориями и личности, и деятельности, которым посвящены следующие главы. Но прежде чем перейти к ним, надо исчерпать систему понятий категории «сознание», включив в нее понятия о формах сознания.

3. ФОРМЫ СОЗНАНИЯ

Долгое время психология уделяла внимание только индивидуальному сознанию — как сознанию конкретного (или абстрагированного) человеческого индивида. В предыдущих параграфах этой главы о нем говорил и я. Правда, в большинстве учебников психологии говорилось и о наличии такой его формы, как общественное сознание, которое не считалось, однако, объектом изучения психологии. Между тем общественное сознание — это не только социальные явления, в

1 См. П. Жане. Неврозы. М., 1911, стр. 204—215.

2 См. А. Р. Лурия. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971.

4*

99


значительной степени материализованные в деятельности и продуктах культуры. Оно является и обобщенным сознанием большого числа личностей. Это обобщение происходит не одномоментно, а в историческом процессе классовой борьбы. Поэтому общественное сознание есть также групповое сознание класса. И психологическая наука не может полностью исключить его из своего внимания.

Сейчас внимание общественной (социальной) психологии ' привлечено к проблеме сознания малых групп, в особенности коллективов. Основополагающими при этом являются следующие слова К. Маркса: «Подобно тому как сила нападения эскадрона кавалерии или сила сопротивления полка пехоты существенно отличны от суммы тех сил нападения и сопротивления, которые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы, точно так же и механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая развивается, когда много рук участвует одновременно в выполнении одной и той же нераздельной операции, когда, например, требуется поднять тяжесть, вертеть ворот, убрать с дороги препятствие. Во всех таких случаях результат комбинированного труда или вовсе не может быть достигнут единичными усилиями, или может быть осуществлен лишь в течение гораздо более продолжительного времени, или же лишь в карликовом масштабе. Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила.

Но и помимо той новой силы, которая возникает из слияния многих сил в одну общую, при большинстве

1 О системе ее понятий см. Б. Д. Парыгин. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

100


производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц, так что 12 человек в течение одного совместного рабочего дня в 144 часа произведут гораздо больше продукта, чем двенадцать изолированных рабочих, работающих по 12 часов каждый, или один рабочий в течение следующих подряд двенадцати дней труда. Причина этого заключается в том, что человек по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное»1.

В этих высказываниях Маркса следует особо обратить внимание на два положения. Указание на то, что механическая сила группы людей при кооперации больше суммы их отдельных сил, и, во-вторых, то, что общественный контакт людей является важным фактором группового сознания.

Явление группового сознания, необъяснимое с позиций индивидуальной психологии, совсем не было изучено в то время, когда Маркс писал приведенные слова. Поэтому-то он и употребил несколько иронично образное выражение «animal spirits» (животный дух). Это явление и есть предмет социальной психологии.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!