Основная часть СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИИ 4 страница



1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. IV. М.—Л., 195!, стр. 428.

66


пределение внимания, например, летчика на взлете или на посадке не укладывается в эту схему.

В специальном исследовании я пытался выяснить, в чем здесь дело. Оказалось, что переключение внимания опирается на ориентировочный безусловный рефлекс, хотя и может быть достаточно сложным ней-родинамическим стереотипом, связанным с определенными «маршрутами внимания», а распределение внимания — всегда навык. Причем он не обязательно опирается на приторможенные участки, как думал И. П. Павлов К Я упоминаю об этих экспериментах не столько потому, что они, думаю, прояснили вопрос о соотношении распределения и переключения внимания, сколько потому, что они показали, что в этих двух явлениях внимания мы имеем дело с отчетливо различной организацией отражения объектов в процессе восприятия.

В данном случае в различных качествах внимания проявляется различная организация одной формы психического отражения, а именно восприятия. Но в других его качествах может проявляться организующая роль внимания в отношении одновременно нескольких их форм. Так, в произвольном внимании проявляется связь воли как формы отражения при внешней направленности с восприятиями, а при внутренней направленности — с мышлением и памятью. Все качества внимания можно уложить в следующую схему: активность внимания (произвольное, непроизвольное), его направленность (внешнее, внутреннее), его широта (объем, распределение), переключение

1 См. К- К- Платонов, А. А. Топориина. Исследование соотношения переключения и распределения внимания. —• «Доклады Академии педагогических наук РСФСР», 1961, № 1, стр. 87—88; К. К. Платонов. Вопросы психологии труда. М., 1970, стр. 59— 61.

67


(легкое, трудное), интенсивность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое, неустойчивое).

Мы не будем здесь подробно останавливаться на характеристике всех этих качеств внимания, с ними читатель может познакомиться в любых учебниках по психологии. Здесь же необходимо остановиться на вопросе направленности внимания. При этом надо обсудить и возможности применения к различным уровням явлений философских категорий внешнего и внутреннего.

Как известно, наиболее четко разделил внешнее (идущее от ощущений) и внутреннее (в частности мышление) Локк. Он писал: «Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляют нашему разуму весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь» '. В этих словах Локк наиболее четко сформулировал свое толкование проблемы внутреннего и внешнего именно на примере направленности внимания. На них долгие годы опиралось понимание философских категорий внешнего и внутреннего. Более того, эта идея лежит и в основе существующего поныне деления внимания на внешненаправленное и внут-ренненаправленное.

Категории внутреннего и внешнего тесно связаны с рядом других категорий, и в том числе и с частью и целым, и с понятием структуры. Ведь понимание внутреннего и внешнего также должно опираться на уточнение того, что взято за целое. Если мы примем за целое все мироздание, то оно не имеет внешнего. Для

1 Д. Локк. Избранные философские произведения, т. 1. М., I960, стр. 128.


мироздания — все только внутреннее. Если за целое взят человек, то внешним является только действующая на него внешняя физическая и социальная среда. Внутренняя среда, генотип, психика и, следовательно, свойства личности для человека как организма — все это внутреннее.

Человек как организм, взятый за целое, имеет ряд подструктур, одной из которых является нервная система, являющаяся по отношению к организму внутренним. Но нервная система, если ее взять за целое, резко сузит объем внутреннего для нее. Внутренняя среда организма (РН крови и кровяное давление, эндокринное «хозяйство», дыхательные и пищеварительные функции организма и т. д.) для нее станет внешним. Внутренним для нервной системы будет все то, что включается в понятия морфологии и физиологии периферической и центральной нервной системы и высшей нервной деятельности.

Но если за целое взять только высшую нервную деятельность, то внутренним для нее будут две основные подструктуры: корковая нейродинамика и психика как ее продукт. Все бывшее внешним для нервной системы и все остальные ее внутренние подструктуры теперь станут внешними.

Но если мы за целое возьмем сознание как высшую форму субъективного, то процессы корковой нейроди-намики (возбуждения и торможения, взаимной индукции, иррадиации и концентрации, фазовые состояния и т. д.) будут для него внешним, как механизм отражения. Внутренним будет содержание отражения объективной действительности, действующей на рецепторы (органы чувств). Последнее требует разъяснения. Хотя отражаемое есть внешнее, а отраженное внутреннее, из этого не следует обратное, т. е. что все внешнее всегда для внутреннего есть отражаемое. Физиологические процессы в коре головного мозга для

к >


сознания есть внешнее. Это вытекает из известного тезиса Энгельса: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?» ' Это, конечно, относится и к вниманию, сущность которого, как и мышления, в субъективных, психических явлениях. Но это отнюдь не значит, что психические явления, и в частности внутринаправленное внимание, это якобы отражение физиологических процессов в коре головного мозга.

Такое ошибочное понимание психического, в частности и сознания, и внимания, одно время было довольно распространено среди физиологов и врачей. Так, А. Г. Иванов-Смоленский в своей книге, написанной в 1928 г., представлял сознание как отражение прошлого опыта, запечатленного в коре2. Эта точка зрения была им раззита в докладе на научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И. П. Павлова3, после чего стала особенно распространенной.

Человек не может отражать не только физиологические процессы своей корковой нейродинамики, но и многие другие процессы своего организма (например, состав крови, секреции пищеварительных желез, движение крови в венах, лимфы и т. д.), для ощущений которых у него нет соответствующих рецепторов. Эти процессы недоступны ни для внешненаправ ленного внимания, под которым понимается организация про-

1 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 563.

2 А. Г. Иванов-Смоленский. Основные проблемы патологической физиологии высшей нервной деятельности человека. Патофизиологическое введение в психиатрию. М.—Л., 1933, стр. 507.

3 «Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И- П. Павлова;». Стенографический отчет. М., 1950. стр. 70.

70


цесса восприятия внешнего для психики реального мира, ни для внутренненаправленного внимания как организации всех других форм психического отражения, присущих человеку.

2. ПСИХОМОТОРИКА

Психомоторика или психомоторные процессы — это объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями. Это понятие в психологию ввел И. М. Сеченов, хотя термин «психомоторные центры» существовал и раньше. Сеченов писал: «Жизненные потребности родят хогения, и уже эти ведут за собою действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение — действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явление двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными» '.

Сеченову принадлежат слоза, ставшие классическими: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение» 2.

Иногда говорят, что «психомоторика — это реализация психической деятельности».   Но это неточно,

1 И. М. Сеченов. Избранные произведения, т. 1. М., 1952, стр. 516.

2 Там же, стр. 9.

71


ибо наводит на мысль, что только мышечные движения реализуют психическую деятельность. Правильнее говорить не «реализация», а «объективизация». «Хотение», «мысль», «субъективный образ объективного мира», вообще любое субъективное явление — это тоже реальность. Ведь реальность или действительность существует в двух формах: объективная реальность — существующее вне сознания, как отражаемое им и субъективная реальность — как отраженное сознанием. Следовательно, в процессе отражения объективная реальность становится субъективной реальностью, а в процессе психомоторики субъективная реальность становится объективной реальностью. Последнее и есть процесс объективизации субъективного. Беспрерывные переходы объективного в субъективное и обратно субъективного в объективное и есть сущность психики. В свете сказанного нам представляется существенным недостатком ряда учебников психологии то, что они не имеют специальных глав о психомоторике, что нет соответствующих разделов в программах.

В психомоторных процессах, взятых за целое («психомоторике»), обычно выделяют в качестве основной подструктуры группу сенсомоторных процессов, в ней в свою очередь — ряд различных процессов, которые можно представить в виде следующей системы понятий.

Сенсомоторные реакции: простая психическая реакция (примером ее может служить быстрый нажим на сигнал); сложная реакция: реакция выбора (например, нажим на кнопку, соответствующую сигналу), реакция переключения (нажим на кнопку при изменении значения сигнала), отставленная реакция (когда исполнительному сигналу предшествует предварительный), цепная реакция (при которой каждая реакция вызывает следующий сигнал), реакция на движущий-

72


ся объект (например, остановка стрелки на заданном делении). Сенсомоторная координация: реакция слежения (например, удерживание рычагом отклоняющейся стрелки), сложная координация (примером ее может быть координация движений суппорта токарного станка, на котором токарь должен одновременно координировать движение в двух направлениях), групповая реакция слежения (так называемый гомео-стат).

Временные показатели сенсомоторных процессов наряду с их точностью очень четко определяют эти процессы. Правда, у исследователей их часто отсутствует единообразие в терминологии. Как синонимы употребляются термины: скорость реакции, время реакции, латентный период реакции. Нам представляется логичным сделать следующие уточнения этих понятий. Простая реакция имеет только один параметр — время. Латентное время реакции — время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Если учитывается еще и время выполнения движения, надо говорить об общем времени реагирования, которое является временем выполнения сенсомоторного действия. Скорость простой реакции—это типичное для данного человека в данных условиях среднее латентное время его реакции.

Сложную реакцию кроме этого определяет ее точность, а серию их — вариативность. Серия реакций на движущийся объект оценивается числом точных реакций и числом и средними величинами запаздываний и преждевременных реакций.

Сенсомоторная координация оценивается по времени реакции на пусковой сигнал — от появления двигательной задачи до начала реагирования; общим временем реагирования — до конца решения возникшей двигательной задачи; точностью реагирования

73


выявляемой как по конечному результату реагирования так и по числу и особенностям поправочных движений, определяющих координированное™ реагирования. Я не останавливаюсь подробнее на сенсомотор-ных процессах: это задача специальной литературы '.

Все произвольные моторные (двигательные) действия, а следовательно, все учение о трудовых двигательных навыках также относятся к психомоторике. Именно они (т. е. навыки), становясь свойствами личности, определяют ее умелость, мастерство.

Со времени И. М. Сеченова принято называть термином идеомоторика или идеомоторные действия двигательные действия, вызванные мыслями, идеями. Известно, что неопытный велосипедист, увидев столб и подумав «Ох! наскочу», обязательно действительно наскочит на него. Это явление точнее было бы называть непроизвольными идеомоторными действиями. Но этот термин не прижился потому, что «произвольные идеомоторные действия» проще и короче называть произвольными действиями. Притом же это и вполне точно, так как акт мышления («идеи») включен в волевые действия.

До сих пор речь шла о психомоторике человека, хотя многое из сказанного относится и к животным, у которых, понятно, идеомоторика отсутствует, но зато сенсомоторика развита многим лучше, чем у человека, и играет большую роль. Иногда даже говорят о сен-сомоторном мышлении у животных, с чем вряд ли можно согласиться; скорее это весьма сложные комплексы ощущений, сенсомоторной памяти и потребностей, которые точнее было бы называть сенсомотор-ный рассудок. Мышление как форма отражения невозможно без понятий. Сенсомоторный рассудок же является предысторией понятийного мышления. Его

1 См. К. К- Платонов. Психология летного труда, стр. 62—83; его же. Вопросы психологии труда, стр. 70—96.

74


можно наблюдать и у человека, например у ребенка в процессе игры, и даже у взрослого человека, решающего двигательную задачу (головоломку) методом проб н ошибок.

3. ПОТРЕБНОСТИ

К последней группе психических явлений у человека, не являющихся самостоятельной формой отражения, относятся потребности. Несмотря на важнейшее их значение как побудительных сил психики и сознания и на то, что они тождественны мотивам деятельности, они еще не нашли своего одозначного понимания в системе психологических категорий.

В отличие от внимания как организации психических явлений и от психомоторики как их объективизации потребности — это субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды в чем либо. Маркс отмечал, что потребности выступают одновременно и «как побуждение и как цель» '.

И фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, становящейся вскоре потребностью в игре и, наконец, в труде. Ранее, чем потребность в игре, появляется потребность в познании. В период полового созревания, а иногда и ранее, в результате созревания эндокринных желез, появляется половая потребность. По-

1 К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 718.

75


старение организма приводит к ослаблению не.только половой потребности, но и потребности в труде, познании и движении.

Такой процесс развития потребностей наблюдается не только в онтогенезе, но и в антропогенезе. «...Сама удовлетворенная первая потребность, — писали Маркс и Энгельс, — действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» '.

Общность возникновения потребностей и эмоций была доказана экспериментально. Об этом крупный нейрофизиолог Г. Мэгун пишет: «Психология «сомкнулась» с нейрофизиологией после того, как Олдс и Милнер видоизменили ящик Скиннера таким образом, что при 'нажатии на рычаг животное могло направлять кратковременное прямое раздражение в какую-либо часть мозга через хронически вживленные электроды. Это нововведение привело к открытию ранее неизвестного положительно-подкрепляющего механизма в базальной части переднего мозга, раздражение которого, очевидно, имело все особенности первичного подкрепления»2. Поясню эти слова. В ящике Скиннера экспериментатор мог, замыкая рычагом контакт, вызвать с помощью вживленных в мозг электродов кратковременное возбуждение определенного участка мозга, что вызывало у животного, судя по его общей реакции, определенную положительную эмоцию. Крыса же в опытах Олдса и Милнера3 могла сама лапкой нажимать рычаг и посылать в мозг раздражение. Оказалось, что крыса доводила себя до изнеможения, нажимая на рычаг до 7000 раз в час3.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 27.

2 Г. Мэгун. Бодрствующий мозг. М., I960, стр. 55.

3 /. Olds, P. Milner. Positive Rinforcement produced by electrical Stimulation of septal Srea and other Regions of rat Brain.—

76


Н. Персон в 1962 г. повторил подобные опыты с козами '.

Эти движения можно было бы понять как авто-атизм, без участия субъективного компонента эмоции, переживаемой как потребность к совершению нажима, если бы нейропсихология не знала аналогичных случаев у людей, когда электрическое или тактильное раздражение определенных участков подкорки субъективно вызывает переживание потребности и эмоции. Эти и другие подобного рода факты свидетельствуют о том, что мы имеем здесь дело и с субъективным явлением. Таким образом, полностью подтвердились слова С. Л. Рубинштейна о том, что, «выступая в качестве проявления потребности, в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности»2. Эта активная сторона потребности как субъективного явления у человека становится осознанным мотивом деятельности, на чем я подробнее остановлюсь в главе 5. Вместе с тем все это показывает взаимообусловленность потребностей и эмоций животных и, стало быть, их синхронное возникновение и развитие.

В опытах Олдса и Милнера и их последователей вызывались безусловно рефлекторные эмоции, активизировавшие потребности. Но эмоции могут быть и условнорефлекторные.

Условнорефлекторный механизм эмоции как формы проявления потребностей определил быстрое и по существу неограниченное расширение потребностей сначала ребенка, а потом и взрослого человека. Вна-

«Journal of Comparative Physiology and Psychology», 1954, N 47, p. 419—427.

1 N. Person, Self-stimulation in the Goat. — «Acta of Physiology Scandinavian», 1962, N 23, p. 276.

2 С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 460.

77


чале небольшой круг потребностей у ребенка вскоре получает условнорефлекторные связи с другими ощу-' тениями и восприятиями, он постепенно расширяется*', связываясь с понятиями, словами. Так, ноявляетс/я потребность «видеть маму», «получить похвалу», «быть хорошим», потребности в общении, игре, учении, труде, выполнении долга, потребность в красоте и т. д, и т. н. Одновременно обогащается эмоциональный мир и появляется мир чувств, мир красоты, добра и правды. «Единство красоты-добра и красоты-правды» является «основным вопросом искусства и эстетики»1,— пишет Т. Павлов, и не случайно древнегреческие философы объединяли понятия красота — добро в одно понятие «каллокагатия». Единство нравственных и эстетических чувств, а следовательно, и потребностей, их вызывающих, было убедительно показано И. А. Джидарьян2. Думаю, что эта актуальная проблема заслуживает всяческого внимания и дальнейшей разработки.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!