ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 20 страница
•Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.
•Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?
•Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
•Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.
•Закончите предложение.
•Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.
•Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.
Последние четыре типа заданий можно использовать на уроках русского языка в любом классе начиная с 3-го. Полезные тексты, включенные в учебники по русскому языку и сопровождающиеся грамматическим заданием. Чтобы сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне предложения, учитель просит сначала прочитать его про себя, а затем вслух с заполненными пропусками, не делая остановок перед пропущенными словами или словосочетаниями (Наступила дождливая .... Дует холодный ... .). Затем выполняется грамматическое или орфографическое задание.
Упражнения подобного рода приучают детей прогнозировать одно-два слова, ориентируясь на контекст. При этом процесс чтения заметно убыстряется, так как ученик в момент произнесения предыдущих слов мысленно успевает воссоздать последующие слова. К сожалению, больших успехов в развитии смысловой догадки у умственно отсталых учащихся ждать не приходится, но при правильно организованной работе некоторые результаты вполне возможны.
|
|
Не менее важна для формирования навыка беглого чтения достаточно развитая оперативная память. Она позволяет читающему помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом. Умственно отсталые дети испытывают определенные трудности в запоминании речевого материала. Ученики 1—2-го классов, прочитав второе слово предложения, могут забыть первое; записав одно слово из продиктованной фразы, не могут вспомнить ее остальную часть. Последний недостаток характерен и для учащихся более старших классов.
Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге — для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической грамотности полезны зрительные диктанты. Как вид работы их применяют на уроках грамматики и правописания в процессе орфографической пятиминутки. Этот прием, предложенный для формирования беглости чтения в массовой школе и не нашедший пока достаточного распространения, был апробирован несколькими учителями русского языка, работающими в специальных школах различных регионов России. Положительные результаты, выразившиеся в улучшении техники чтения и грамотности письма, позволили нам включить этот прием в методику работы и сформулировать некоторые рекомендации:
|
|
1. Зрительные диктанты следует проводить регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повторять этот прием дважды).
2. Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.
3. В качестве речевого материала для диктанта следует использовать одно предложение, постепенно увеличивая общее количество букв в нем1.
4. На начальном этапе работы объем предложения может составлять 8—14 букв (Падают снежинки) и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв (Лесная поляна покрыта пушистым снегом).
5. Предложение, написанное на доске (еще лучше — на карточке), прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспозицию в начале работы, составляет 20—16 с, в конце ее — 12—8 с.
6. Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.
7. Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия.
8. Если некоторые учащиеся не запомнили речевой материал, его предлагают для нового прочтения только им, но уже по индивидуальной карточке.
9. После окончания работы предложение на доске открывают, и школьники сверяют свои записи.
|
|
10. Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке.
11. Речевой материал для зрительных диктантов подбирают, сообразуясь с изучаемыми и уже пройденными орфографическими правилами. Однако не следует бояться наличия слов с еще незнакомыми орфограммами. Зрительное восприятие слова и моторное его воспроизведение могут опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
Наиболее оптимальные периоды для проведения серии таких диктантов — 4—5-й классы, когда осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, а многие орфограммы уже пройдены. Так же, как при чтении на время, необходимо воздерживаться от упреков в адрес детей, которые не могут уложиться в отведенный срок, отмечать даже минимальные успехи, использовать более короткие предложения, записанные на индивидуальных карточках.
Материал для зрительных диктантов опубликован в ранее названном пособии А.К. Аксеновой и Н.Г. Галунчиковой.
Выразительность чтения
Выразительность чтения — это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.
|
|
Лингвисты определяют интонацию как «совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона..., ритма речи..., темпа речи..., силы звучания..., внутрифразовых пауз... и общего тембра высказывания»1.
Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений. Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания.
Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:
1. Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скорого
ворок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в
1-м классе — для выработки четкой артикуляции каждого звука,
хорошей дикции и правильного дыхания.
Для того чтобы эти упражнения были эффективны, учитель должен придерживаться утрированно четкой артикуляции одного изучаемого звука или оппозиционных фонем. При этом исключается скандированное чтение:
Репка выросла на грядке —
Значит, все у нас в порядке.
Засела в грядке редка
Крепко-крепко. '
Хоровое чтение — для отработки умений регулировать
силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.
Материалом для упражнений подобного рода могут служить
предложения из читаемого текста или четверостишия, использу
емые на физкультминутках. Так, для формирования умения ре
гулировать силу голоса в соответствии со смыслом произносимого
текста дети заучивают стихотворение, произнося его во время пауз
на уроках чтения и сопровождая движениями.
на образец, они имитируют мелодику восклицательного предложения (в данном случае — восходящая интонация), выделяют голосом, так же как учитель, два логических центра: один — громкостью произнесения («Мама, мама!»), другой — громкостью и длительностью звучания («Оса!»), соблюдают смысловую паузу между логическими центрами:
Мама, мама! || Оса!
4. Чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя и
сложны, но эффективны, так как школьники вынуждены вступать
в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует
переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.
Данный прием используется после тщательной подготовки, когда
дети хорошо знают содержание текста и могут его читать доста
точно бегло.
В процессе подготовительной работы внимание школьников обращают также на то, что внутри диалога могут быть слова автора и что читать их должен ученик, исполняющий эту роль. Поскольку выделение слов автора для умственно отсталых детей — дело достаточно трудное, начинать эту работу можно в 3-м классе с чтения диалогов из учебника, либо напечатанных на индивидуальных карточках, либо написанных на доске. Слова каждого действующего лица в этом случае пишут разным цветом. Такого же цвета полоски получают ученики, которые будут исполнять определенные роли. После первого чтения сильными учащимися полоски передают другим детям; обращается внимание на недостатки, которые присутствовали в первом чтении, и диалог воспроизводится еще раз. Когда будет достигнута ориентация в тексте и ученики не станут прочитывать авторские слова вместе с прямой речью, их внимание вновь привлекают к книге. Школьники отыскивают авторские слова в том же диалоге, но напечатанном в учебнике, и прочитывают его по ролям еще раз. Эти приемы используются до тех пор, пока ученики не научатся сразу ориентироваться по книге. Для создания реальности обстановки, в которой происходит диалог действующих лиц, желательно использовать некоторые элементы сценического реквизита: детали одежды, мебели, полумаски зверей и др.
5. Специальные упражнения на формирование умения со
знательно пользоваться некоторыми видами интонационных
средств. Методика их проведения подробно описана М.Ф. Гнез-
диловым (см. список литературы в конце главы). Следует заме
тить, что подготовка детей к выразительному чтению должна начинаться с 1 -го класса, несмотря на то что в этот период они читают по слогам. При систематической работе первоклассники к концу года могут научиться вполне осознанно соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения, читать достаточно громко и внятно. Ряд других интонационных компонентов отрабатывается при ответах на вопросы. Детей можно тренировать в воспроизведении тона голоса в зависимости от цели высказывания. Так, после чтения рассказа «Гуси» по букварю дети по заданию учителя выражают интонацией приказание или просьбу в предложении «Миша, гони их с луга!», недовольство, обиду, возмущение гусей в предложении «Гуси: га-га-га».
Во 2-м классе школьники могут, следуя за интонацией учителя, содержащейся в его вопросе, выделять голосом слово, которое в предложении является смысловым центром. Это не значит, что уже на данном этапе обучения дети сознательно работают над логическим ударением. Данное умение формируется постепенно, в процессе специальных упражнений. Внимание детей заостряют на том слове, в котором заключен ответ на вопрос. Например, работая над статьей Г.А. Скребицкого и В.В. Чаплиной «Лес осенью»1, можно провести часть урока следующим образом:
•Когда лес был зеленый? Ответьте одним словом.
•Летом.
•Правильно. А теперь ответьте полным предложением, выделив голосом слово летом. Послушайте еще раз, как я спрашиваю: когда лес был зеленый?
•Летом лес был зеленый. (Лес был зеленый летом.)
Если у школьников не получается правильное интонирование, учитель произносит предложение сам, а дети повторяют. Затем работа продолжается:
•Когда березки и клены были желтые? Как вы ответите одним словом?
•Осенью.
•Повторите ответ на вопрос полным предложением. Не забудьте выделить слово осенью. Когда березки и клены были желтые?
•Осенью березки и клены были желтые.
•Посмотрите, какое слово употреблено в рассказе вместо слова осенью.
1 См.: Барская Н.М., Ильина СЮ. Книга для чтения: Учебник для 2 класса вспомогательной школы. — М., 1993. — С. 19.
- Теперь.
•Как надо ответить на вопрос со словом теперь!
•Теперь березки и клены желтые.
•Повторим это предложение все вместе, выделяя слово теперь.
И т. п.
Начиная с 3-го класса, когда у учащихся в некоторой степени отработан навык чтения целыми словами, навыки использования интонационных средств формируют в процессе чтения самого текста. Работа над темпом и мелодикой речи, над тоном и силой голоса связывается с определением характера персонажей, их возраста, ситуации, в которой они находятся. Школьники вместе с учителем устанавливают, в каком темпе нужно читать слова старшего брата Мороза, а в каком — младшего брата (сказка «Два Мороза»); каким тоном говорит медведь, а каким говорят заяц, лиса (сказка Н.М. Грибачева «Рыжие листья»); как произносит свою просьбу Павлик — герой рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово» — до и после совета старика и т.д.
Уместно также уже с 3-го класса обращать внимание детей на авторские характеристики речи персонажей («прошептал», «вскрикнул», «испуганно произнес»), предлагать им самостоятельно передать при чтении указания автора.
Работа над логическими паузами очень сложна для умственно отсталых детей. Поэтому в младших классах специально ее не проводят. Дети соблюдают паузы по указанию учителя. Однако, когда искажается смысл читаемого, педагогу приходится обращать внимание класса на неправильные остановки, показывать, как меняется смысл в зависимости от места паузы. Например, в строфе из стихотворения Е.А. Благининой «Осень»:
Разгуляется денек — В полдень сядешь на пенек, Смотришь — на припеке Прыгают сороки, —
дети часто читают без пауз словосочетание смотришь — на припеке и, понизив голос, останавливаются в конце строки. Получается разорванное предложение, первая часть которого теряет свой смысл. Во избежание этого учитель в процессе анализа задает детям такие вопросы: «Когда начинает припекать солнышко? Кого можно увидеть на припеке? Почему сороки прилетели на это место?» Далее педагог обращает внимание класса на тире после слова смотришь и поясняет, как надо при чтении передать этот знак препинания. В заключение он просит прочитать правильно последние две строчки четверостишия.
Чем старше класс, тем более осознанной для детей становится работа над компонентами речевой интонации. В процессе анализа произведения устанавливается наличие логических пауз, выделяются слова, которые несут смысловое ударение, определяются темп чтения каждого абзаца, тон и сила голоса. Для детальной работы над выразительностью чтения выбирают соответствующие произведения: стихотворения, прозаические отрывки, рекомендованные программой для заучивания наизусть, эмоционально насыщенные короткие рассказы или небольшие фрагменты произведений крупных форм.
Текст, предназначенный для работы над интонационной выразительностью, прежде читает учитель, затем школьники — про себя. Это дает детям возможность сориентироваться в тексте и не допустить неправильного интонирования (ошибочное прочтение вслух в дальнейшем значительно хуже поддается коррекции). Анализ текста продуктивнее сочетать с выбором интонационных средств для его выразительной передачи. При этом учитель может строить работу разнообразнее. С целью некоторой материализации интонационных средств, так же как в массовой школе, используется разметка текста или йотирование (интонация фиксируется специальными знаками, как музыка — нотами). Но поскольку возможности учащихся ограниченны, разметке подлежат только короткие и длинные паузы, логическое ударение. В процессе анализа намечаются тон и темп чтения. Покажем методику работы над выразительным чтением в старших классах на примере разбора стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» (7-й класс):
13.Чтение стихотворения учителем.
14.Чтение стихотворения учащимися про себя.
15. Беседа и разметка текста (первые пять строчек стихотворения написаны на доске).
•О каком времени года говорит поэт? (Об осени.) Какое главное слово нужно выделить в этой строчке? Подчеркнем его. (Учитель или ученик подчеркивает одной чертой слово осенью.) Попробуем прочитать эту строчку. (Если понадобится, учитель дает образец чтения.) Что еще надо отметить перед разбором второй строчки? (Паузу.) Какая эта пауза? (Короткая.) Она отмечается одной вертикальной линией.
•Послушайте вторую строчку стихотворения. (Учитель прочитывает текст.) «Уж реже солнышко блистало». Какое слово я выделила? {Реже.) Кто мне объяснит, почему я выделила слово реже, а не солнышко! (Потому что это признак осени.) Подчеркните главное слово, на которое падает логическое ударение. Прочитайте строчку с нужной интонацией. Обозначьте паузу.
•Какое слово в третьей строчке также говорит о признаке осени? {Короче.) Выделите это слово. Прочитайте строчку. Какая пауза должна быть поставлена здесь? (Длинная.)
•Послушайте теперь две следующие строчки стихотворения:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
— Какие слова я выделила голосом? Подчеркните их. Как вы
понимаете слово обнажалась? О каком признаке осени говорит
поэт в этих двух строчках? Почему нужно выделить слова лесов и
обнажалась? Какая пауза должна быть в конце пятой строчки?
(Длинная.) Почему? Обозначьте ее. (Ставятся две черточки.) Ка
кое еще слово непонятно вам в этом двустишии? {Сень.) Что оно
обозначает?
4. Самостоятельная работа. ,
— Возьмите простой карандаш и разметьте самостоятельно
следующие пять строчек стихотворения.
5. Анализ работы, выполненной учащимися. Учитель обраща
ет внимание детей на слитное чтение слов приближалась довольно
скучная пора. Выясняет, какой месяц осени описывает А.С. Пуш
кин. Приводится доказательство. Обосновывается выделение сло
ва ноябрь в последней строчке.
Подготовка к выразительному чтению всего стихотворения.
— Найдите слова, которые говорят об отношении поэта к осе
ни. {Скучная пора.) Что имел в виду Пушкин под словом скучная?
Каким синонимом можно заменить это слово? {Грустная.) Каким
тоном следует читать все стихотворение? Какой темп чтения вы
выберете? (Медленный.) Почему?
16. Чтение стихотворения учителем.
17. Чтение стихотворения учащимися вслух.
18.Прослушивание стихотворения в грамзаписи. Сравнение декламации чтеца и чтения детей. Установление сходства и различия. Пояснения к выявленным отличиям.
Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декламации для выступлений перед родителями, учениками других классов создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью. Увлеченность старшеклассников данным видом деятельности зависит не только от учителя русского языка, но и от значимости драматического кружка в школьной жизни, от личности его руководителя.
Говоря о разнообразии приемов формирования навыков чтения, следует подчеркнуть, что успех будет достигнут только при условии, что учитель владеет ими сам и целенаправленно готовится не только к смысловому анализу произведения, но и к выразительному его прочтению. Бесспорно, что расстановка логических ударений, логических и психологических пауз, выбор тона голоса во многом зависят от индивидуального восприятия текста. Вместе с тем существует ряд правил, соблюдение которых позволяет профессиональнее готовиться к выразительному чтению. Рассмотрим главные.
Логическому ударению подлежат:
1. Понятия, явления, действующие лица, о которых в тексте
говорится впервые.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!