ПРАКАМЬЯ – (санскр.), один из восьми видов сиддхи: абсолютная проницательность ума и чувств; удовлетворение любого желания. 17 страница



 

CКАНДХА ДЕЙСТВИЯ – (санскр.), реализует инстинкт сохранения жизни, обеспечения комфортности, роскоши, наслаждения.

 

CКАНДХА РАЗЛИЧЕНИЯ – (санскр.), реализует эмоцию страсти. Стремление обладать эстетической ценностью, будь то произведение искусства или очаровательная женщина, является страстью.

 

CКАНДХА СОЗНАНИЯ – (санскр.), смотри Виджняна-скандха.

 

CКАНДХА СОПРИКОСНОВЕНИЯ – (санскр.), реализует эмоцию жадности; благодаря соприкосновению человек познает полезность и ценность вещей или их ненужность и неценность. Так называемый здравый смысл подкрепляет эту эмоцию. В дальнейшем она обычно перерастает в социальную проблему присвоения чужого и накопления богатства.

 

CКАНДХА ФОРМЫ – (санскр.), реализует неведение (авидья) о реальности существования индивидуального «Я» и «Я» внешних объектов.

 

CКАПУЛОМАНТИЯ – гадание по лопаточной кости животного, обычно овцы.

Синоним – Спеаломантия.

 

CКАРАБЕЙ – черный жук, питается навозом, из которого предварительно скатывает шарики. В Древнем Египте священный скарабей служил символом вечной жизни и воплощением Бога утреннего Солнца Хепри, которого в поздние периоды изображали в человеческом облике с головой жука. Древние египтяне в катании жуком шарика видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове скарабея – подобие солнечных лучей. Египтяне верили, что этот священный жук оживляет умершего, когда тот попадает в иной мир. Считалось, что скарабей оберегает как живых, так и мертвых. Выполненные из различных материалов изображения скарабея служили амулетами, печатями и памятными медалями.

 

CКАРПОМАНТИЯ – современный метод определения характера человека по его старой обуви.

 

CКЕПТИК – в посвящениях малых в каббале – наименование третьего черноучительского посвящения. Скептик, или подвергающий сомнению, все что видит в мире, априорно обесценивает, следуя принципу: «А ты мне сначала докажи, что имеешь право на существование»; причем ни одно доказательство не воспринимается как достаточное. На груди у скептика висит табличка «Почему?», на спине «Ну и что?», а на лбу начертан окончательный, не подлежащий обжалованию приговор: «Не убедительно»!

 

CКИПЕР-ЗВЕРЬ – (слав.), царь Пекла (у греков – Аида). Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его в землю. После освобождения Перуна был им побежден и завален Кавказскими горами.

 

CКИПЕТР – (от греч. sceptrum; лат. scipio), жезл, символ верховной власти. Первые жезлы, указывающие на военное и гражданское (государственное) верховенство, были введены как знаки римских императоров и предводителей легионов. С тех пор главнокомандующие соединенными и крупными государственными армиями имеют или имели вплоть до новейшего времени жезл как атрибут военачальников (так называемый фельдмаршальский или маршальский жезл).

Смотри также Посох, Кадуцей.

 

CКИТ – (от греч. asketos), в православном христианстве – жилище отшельника. Монахи, живущие в скитах, принимают дополнительные обеты и закрывают скит для посещения посторонних.

 

CКОРОМЬ – (русс.), слова, которые нельзя было употреблять в разговоре в определенные дни, например, во время поста – слова: мясо, говядина и тому подобное.

 

CКОТОГРАФИЯ – (от англ. skotography), метод психического воздействия прямо на фотопластинку для получения изображений без использования фотокамеры.

 

CКРИВНУС – верхнее из чистилищ христианских метакультур, имеющее свой аналог и в других метакультурах человечества. Неизбежный посмертный этап всех душ, кроме тех, которые после физической смерти вступают непосредственно в Олирну и движутся далее по ступеням миров просветления. Термин Д. Андреева.

 

CКРИЖАЛЬ – 1. Каменная плита с высеченным на ней священным текстом. Согласно Библии, Моисею богом Яхве на горе Синай были вручены две скрижали с десятью заповедями.

2. Четырехугольный плат с отделкой по краям и изображением иконы или креста в центре. Нашивается на архиерейскую мантию у плечей и подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы.

 

CКУЛЬД – (нем.), третья из трех норн в германской мифологии, связанная с будущим. Сфера её влияния – будущее, которое возможно; ситуация, о которой ставится вопрос при гадании на рунах. Скульд – состояние потенциальных возможностей.

 

CКУФЬЯ – богослужебный головной убор православного священника – круглая шапка из бархата.

 

CЛАВА – 1. Эзотерически слава – это обобщенное положительное или отрицательное энергоинформационное излучение социума, направленное на отличившегося человека (героя). Греться, купаться в лучах славы – испытывать положительные эмоции при всеобщем внимании.

2. Почетная известность, как свидетельство всеобщего признания чьих-либо заслуг, таланта, доблести и тому подобного.

3. Широкая известность в качестве кого-либо или в каком-либо отношении.

4. Репутация, то или иное мнение о ком-либо, о чем-либо.

5. Слухи, толки, молва.

6. Возглас, имеющий значение «Хвала!».

7. У славян – мифологическая птица, дух Великой Матери. Матерь Сва.

 

CЛАВЯНЕ – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов.

Cогласно Велесовой книге (3:8/2), название славяне дано народу, который богам славу поет: «Отцам нашим и матерям слава! Так как они учили нас чтить богов наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были русскими – славянами, которые богам славу поют и потому – суть славяне». Славяне верили в единого Бога Отца, называя его Верховным, Богом Богов, Небесным Богом, Прабогом. Другие Боги были Его произведениями, властями, от Него зависящими.

Cм .также Православие, Сварог.

 

CЛУЖИТЕЛЬ – стадия развития ученика оккультной школы, когда он, как искатель, находит «свою» группу. Найдя свою группу, он становится служителем этой группы; в действительности он остается служителем всю свою последующую жизнь, поскольку основа этики всех оккультных и религиозных орденов – это служение, и независимо оттого, какой высокой степени достиг человек, его роль все равно остается ролью служителя. В начале пути это только физическое служение, затем через ступени самоотождествления себя с инстинктивным, эмоциональным, ментальным телами, со своей божественной сущностью – выход на ступень адепта внутреннего плана.

 

CМАРТА – (санскр.), человек, придерживающийся наставлений смрити; ортодоксальный Брахман.

 

CМАРТИЗМ – (санскр.), школа, основанная на вторичных писаниях, смрити. Наиболее либеральная из четырех основных деноминаций индуизма.

 

CМЕРТЬ – момент прекращения жизненных функций организма. Одно из главных понятий мифологической картины мира. Момент перехода человека из «этого» мира в потусторонний мир; граница между ними и, одновременно, основное содержание и характеристика того света. Смерть неизбежна; предопределена судьбой, но время и обстоятельства своей смерти человеку знать не дано. Смерть есть расставание души с телом (кончина). Во время кончины появляется, приходит за душой какое-то мифическое лицо – смерть, Бог, архангел Михаил, святой. В этот момент происходит борьба за душу умирающего с силами дьявола (частный суд). Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание. У славян смерть – ипостась, карающий лик Марены, Мары. Предстает в виде старухи с косой.

В эзотерическом смысле смерть означает невидимый аспект жизни, всезнание, поскольку «мертвые все видят». Смерть для живущих на Земле предшествует духовному возрождению. Смерть – замена одного способа существования на другой, воссоединение тела с землей, а души с духом.

В оккультном смысле смерть означает разрыв серебряной нити, соединяющей астральное тело, или душу, с физическим телом. Смерть – это часть процесса перерождения на другие уровни бытия. В обрядах инициации тьма смертная испытывается прежде, чем родится новый человек, произойдет воскресение и реинтеграция.

Cогласно каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иецер Ха Ра, но от поцелуя уст Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба, или дворце любви.

В откровениях тибетского учения о бардо смерти имеет три основных стадии, то есть является трехфазным процессом постепенного проявления ума: из его наичистейшего состояния (сущностной природы ума) через свет и энергию (сияние природы ума) в усиливающуюся кристаллизацию, в ментальную форму.

Опыт смерти, с точки зрения тибетских учений, принимается как возможность окончательного освобождения нашей сущностной природы от иллюзии материального существования.

В индуизме есть много слов для понятия смерти:

махапрастхана – великий уход;

Cамадхимарана – сознательное умирание в состоянии медитации;

махасамадхи – великое слияние или поглощение.

Все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты знают, что при смерти душа отделяется от физического тела и продолжает существовать в тонком теле (в сукшма-шарире) с теми желаниями, устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире, Антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли раньше, и её посещают земные знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку знают, что это одно из самых славных и возвышенных переживаний, обладающее огромным духовным потенциалом.

К другим терминам, обозначающим смерть относятся:

паньчатвам – смерть как растворение пяти элементов;

мритью – естественная смерть;

прайопавеша – добровольная смерть в результате голодания;

марана – неестественная смерть, например, убийство.

Во многих религиях существует представление о неизбежной смерти (или гибели) всего человечества, богов и даже всей Вселенной (смотри Эсхатология). Однако и эта смерть не считается окончательной, за ней обязательно следует возрождение человечества в новом качестве, рождение новых богов и сотворение новой Вселенной.

 

CМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК – в каббале, в посвящениях малых– название второй ступени духовного посвящения. Смиренный грешник – человек, который постоянно ощущает свое несовершенство по сравнению с этическим идеалом, содержащим такие категории, как, например, честность, бескорыстие, любовь, доброта, самоотверженность.

 

CМОРОДИНА – (слав.), огненная речка между светлым и темным царствами. Течет под Pa-рекой в нижнем мире (нижняя Pa-река). Греки называли её Ахеронт.

 

CМРИТИ – (санскр. память, вспоминаемое, предание).

1. Священное предание запомненное, услышанное от учителя на вербальном уровне, противополагаемое откровению – шрути. Основой смрити считалась традиция, мнение других мудрецов (то есть вторичные ведические писания), дававших свое истолкование буквы и духа священного знания – Вед. В широком смысле к смрити причислялись любые сакрально значимые тексты (за исключением шрути) не только ведийской, но и эпико-пуранической традиции (например, Махабхарата).

Смотри также Бодхьянга.

2. Воспоминания; один из пяти видов низшего ума.

Смотри также Вритти.

3. Общее название памятников постведической литературы, отличающее их от ведических текстов, именуемых шрути.

7 18 3 24

 

CМЫСЛ – информация или сумма сведений, которые содержатся в знаке (или в слове, символе); содержательная ценность информации; идеальное содержание, идея сущности, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и так далее.); целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения).

 

CНЭПДРЭГОН – (от англ. snap – хватай и dragon –дракон), шотландский способ гадания. Насыпьте горку изюма на тарелку из огнеустойчивого материала. Налейте ром или другой воспламеняющийся напиток на изюм. Подожгите его спичкой. Держа чашку в руке, «хватайте» другой рукой по одной изюмине и бросайте в чашку. Делайте это быстро, чтобы не обжечь пальцы («дракон» может укусить). Число изюмин, которые вы успели выхватить из пламени (прежде чем оно погасло) определяет ваше будущее.

Если вы собрали больше чем девять изюмин, произведите расчет, чтобы получить однозначное число, как в нумерологии. Затем узнайте ответ из приведенного здесь списка.

1. Не полагайтесь на других.

2. Важны любовь и добрые взаимоотношения.

3. Вас ждет счастливое будущее.

4. Подул ветер перемен.

5. Беспокойство не за горами.

6. Удерживайте равновесие.

7. Мир и счастье у вас в руках.

8. Справедливость восторжествует.

9. Сны принесут вам совет и ответы.

Для ответа на бинарный вопрос просто пересчитайте количество «ухваченных» вами изюмин. Если число нечетное – ответ «нет», неблагоприятный признак, если четное – ответ «да» или благоприятный признак.

CОБОРНОСТЬ – русский термин, выражающий идею общности людей, их личностей на основе взаимопомощи, любви каждого к каждому на путях к религиозному и общенравственному единению нации, народов, человечества. Соборность понималась как духовное единение непосредственно друг с другом, вне диктата всяких государственных и политических структур. Суть соборности сознания, по С.Н. Булгакову, является «нахождение себя в единении с другими».

 

CОБОРОВАНИЕ – одно из семи христианских таинств; заключается в смазывании освященным елеем (благовонным маслом) щек, губ, груди и рук верующего. В православии соборование совершается над тяжелобольным для его скорейшего выздоровления; в католичестве служит последним успокоительным напутствием умирающему. Повсеместно считается, что это таинство снимает с верующего те грехи, в которых он ещё не успел раскаяться.

Синоним – Елеосвящение.

 

CОБЬ – (слав.), особая сила, удерживающая дух человека в его теле. Очищенный состав соби позволяет духу или свету незамутненно изливаться в мир, превращая его в белый Свет. Собь имеет структуру, называемую «Состав», который состоит из трех ядер сознания и нескольких внешних капсул – пузырей. Ядра сознания – сложные многомерные понятия. В тайном учении славян им дается несколько описаний, соответствующих трем уровням (планам) сознания:

нижнее ядро – живот – это не физический орган, не полость тела; означает саму жизнь и силу жизни. Живот – это определенный центр в теле человека, управляющий жизненными процессами тела. Это растительная душа – богиня Жива. Живу имеют и животные, и растения. Именно Жива прячется в страхе в пятки;

Cреднее ядро – сердце – тоже не физический орган. Оно расположено в середине груди за грудиной. Имя богини этого ядра сознания – Середа. Это чувствующая душа, определяющая наши эмоции;

верхнее ядро – Безмолвная София – мудрость (Василиса), тонкоматериальная структура сознания, определяющая ум и разум человека.

Ядра являются центрами соответствующих пространств сознания, которые заполняются личностным составом.

Тело человека в тайном учении славян тоже считалось сознанием, но по мере обретения личностных качеств, оно стало «створожившимся сознанием», то есть материализованной информацией (материализованная часть духа человека).

Смотри также Пространства соби.

 

CОВЕСТЬ – (русс, совместная весть, обобщенное знание).

1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения.

2. В оккультизме – проявление в индивиде критериев морали и нравственности, накопленных и освоенных душой в прошлых реинкарнациях, и на их основе проведение внутреннего оценочного суждения по поводу собственных поступков и поведения в настоящем воплощении.

 

CОД – (евр. тайна), внутренний смысл, значение.

 

CОЗДАТЕЛЬ – (кабб.), причина; верхняя ступень, рождающая нижнюю.

 

CОЗЕРЦАНИЕ – процесс пассивного восприятия информации. Обычно наступает после, медитации. Медитирующий на определенном объекте в какой-то момент ощущает, что информация, касающаяся объекта медитации, исчерпалась. Тогда наступает созерцание, которое бывает двух типов:

познавательное, или созерцание, при котором человек размышляет о материальном объекте;

непознавательное, или созерцание, при котором мысль задерживается на вещах духовных, находящихся за пределами воспринимаемого человеком материального мира. Однако для того чтобы практиковать такое созерцание, нужно достичь определенного уровня развития, некоторой степени готовности.

Смотри также Самадхи.

 

CОЗНАНИЕ – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; иерархическая структура информационных динамических моделей внешнего и внутреннего мира индивида, субъективное отражение объективной реальности.

Эмпирически сознание для человека выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание характеризуется активностью; интенциональностью (направленностью на объект); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознанию самого сознание); мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Важной для конструктивного анализа сознания явилась восходящая к Э. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих её определённым образом. По современным представлениям, сознание не строго капсулировано в человеческом мозге, а обладает способностью существовать в каких-то формах автономно от него, либо образуя самостоятельный, не зависимый от материи слой реальности, либо имея неизвестного материального агента; проявлять себя в энергоинформационных взаимодействиях с участием других форм материи, причем конечным этапом этих взаимодействий оказываются акты сознательной деятельности человека (а также бессознательной и коллективной бессознательной деятельности). Функции этой деятельности – получение информации извне, её кодирование и хранение; логические операции с полученной информацией; свободное генерирование и выдача накопленной (либо преобразованной) информации или сигнала к действию. Сознание носит не только индивидуальный, но и межличностный (трансперсональный) характер. Можно также говорить о существовании планетарного и космического сознания.

В индуизме существует множество различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной материи, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих существ и так далее вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения, ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание, парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и универсальное сознание. В писаниях обсуждаются пять классических состояний сознания: бодрствование (джаграт), сновидение (свапна), глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, запредельное сверхсознательное состояние (турия) и предельно трансцендентное состояние (туриятита).


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!