ПРАКАМЬЯ – (санскр.), один из восьми видов сиддхи: абсолютная проницательность ума и чувств; удовлетворение любого желания. 12 страница



 

CАНЧИТ – (санскр. хранящаяся), скрытая часть кармы человека, которая пребывает в состоянии «сохранения» до тех пор, пока для неё не возникнет возможность проявиться в окружении человека. Санчит можно избежать путем искупляющих её противоположных по характеру действий в настоящем. Санчит – долг, который необходимо уплатить за хорошие или плохие поступки, совершенные в течение всех предыдущих жизней на различных уровнях мироздания, считая с момента первого появления жизни на Земле.

 

CАНЧИТА-КАРМА – скрытая часть кармы человека, которая пребывает в состоянии «сохранения» до тех пор, пока для неё не возникнет возможность проявиться в окружении человека. Санчит можно избежать путем искупляющих её противоположных по характеру действий в настоящем. Санчит – долг, который необходимо уплатить за хорошие или плохие поступки, совершенные в течение всех предыдущих жизней на различных уровнях мироздания, считая с момента первого появления жизни на Земле.

Синоним – Санчит.

 

CАНЬ БАО – (кит. три сокровища), воспроизводящая энергия цзин, жизненная энергия ци и духовная энергия шэнь.

 

CАНЬ ГУАНЬ – (кит. три чиновника), у даосов – три божества стихий неба, земли и воды, соответственно – Тянь-гуань (дарующий счастье), Ди-гуань (отпускающий грехи) и Шуй-гуань (отвращающий несчастья).

 

CАНЬ ДИ – (кит. три истины), три взаимосвязанных положения в догматике буддийских школ тяньтай-цзуй, нитирэн-сю и других происходящих от них:

«истина о пустоте», отсутствие собственной природы у всякой единичной сущности (кунди);

«истина об изменении», о временной, относительной и условной реальности вещей (хуади);

«истина о середине», о том, что все вещи «пусты» и не обладают условной реальностью (чжунди).

 

CАНЬ ЦИН – (кит. три чистоты), у даосов – три сферы высшего мира: «нефритовая чистота» – Юйцин; «верхняя чистота» – Шанцин; «великая чистота» – Тайцин. В позднем религиозном даосизме каждой из этих сфер соответствует свое, как правило, одноименное божество.

 

CАНЬЙОГА – (санскр. воссоединение), мысленное объединение наблюдателя с наблюдаемым объектом.

Смотри также Аханкара.

 

CАНЬЯМА – (санскр.), фиксация разума на одной мысли или предмете средствами сочетания концентрации (дхарана), медитации (дхьяна) и созерцания (самадхи), непрерывно следующими друг за другом.

 

CАНЬЯСА – (санскр.).

1. Добровольная аскетическая жизнь, отречение от деятельности и обладания материальными ценностями.

2. Инициация, в ходе которой человек дает обет уйти из мира и посвятить себя духовному развитию.

 

CАНЬЯСИ – (санскр.), тот, кто отвергает плоды действий или действует вне желаний, но при этом действует согласно мудрости, чтобы его деяния полностью входили в сферы даны (свободного даяния), яджни (жертвования, то есть действия во благо других) и тапаса (сохранения правильного состояния собственного тела, речи и мышления).

 

CАНЬЯСИН – (санскр.), тот, кто принял обет безбрачия, отречения от мира и монашеского образа жизни.

 

CАОШИАНТЫ – (зенд. тот, кто спасет), в мифологии Авесты – божественные воплощения духа в человеке. Аналог ведийского понятия аватара – грядущий спаситель мира, который совершит справедливый суд над всеми людьми, истребит носителей зла, воскресит праведников и произведет последнее искупительное жертвоприношение. Первым саошиантом был Заратуста. По преданию, он родился возле реки, которая сейчас называется Камой, и родившись, не заплакал, как все остальные дети, а засмеялся. Этот смех убил девяносто тысяч дэвов, которые стремились его уничтожить. С тех пор его стали называть «Смеющимся пророком».

В священных книгах авестийской традиции упоминается о том, что саошиант «воскресит весь телесный мир», и даже мертвые не скроются от его суда. В некоторых источниках указывается, что саошиантами будут трое сыновей Заратусты, чудесным образом родившиеся после его смерти.

Синоним – Саошьянт.

 

CАРАЙНЫЙ – в русской мифологии – род нежити, домовой, живущий в сарае.

 

CАРАСВАРТИ – (санскр.), Богоматерь, которая есть в большинстве религий – и в христианстве, и в ламаизме, и в индуизме, где она выступает как супруга Брахмы. Сарасварти является богиней образования и музой изящных искусств.

 

CАРВАБХАДРА – (санскр. все благоприятно), термин, обозначающий, что все во Вселенной является проявлением божественного, того, что свято, благо и имеет смысл.

 

CАРОС – (греч.), период в 6585 и 1/3 дня (18 лет и 1/3 дня), содержащий ровно 223 синодических месяца и приблизительно 242 драконических месяца. По истечении сароса Луна снова занимает такое же положение по отношению к Земле, Солнцу и линии узлов, какое было в момент начала отсчета, так что лунные и солнечные затмения начинают повторяться. Этот период использовался уже вавилонской астрономией для вычисления моментов лунных и солнечных затмений.

 

CАРУПЬЯ – (санскр.), сходство с Богом. Для указания ступеней на пути к Богу используются четыре понятийные градации:

Cамипья – близость;

Cарупья – сходство;

Cалокья – совместное пребывание;

Cаюджа – соединение. Последняя ступень соответствует освобождению.

 

CАСТУН – (майя), камень света. Это может быть любой камень, которому придается магическое значение. Састун используется в целительстве, прорицании и в других оккультных практиках.

 

CАТ-ЧИТ-АНАНДА – (санскр.), три характеристики, присущие реальности, или Брахману, – бытие (сат), сознание (чит) и неомраченное счастье, радость или блаженство (ананда). Они рассматриваются как единое целое, а не как три свойства, или качества, так как каждое из них тождественно с двумя другими, и реальность обладает одной единой сущностью. Хотя человеческий разум, наблюдая сат-чит-ананду сквозь покровы майи, ошибочно считает их тремя в одном.

Смотри также Саччидананда.

 

CАТА – (якут.), амулет, сделанный из камня, с помощью которого вызывают резкую перемену погоды.

 

CАТАНА – (от евр. сатан – противник), противник в суде, в споре или на войне, препятствующий; обвинитель, наушник, подстрекатель.

1. В раннем иудаизме – ангел Господень, чьей обязанностью является выполнять волю творца, ставя человеку препятствия или обличая его в Небесном Суде; в Талмуде – Князь демонов, называемый также Самаэлем или Асмодеем. И в том, и в другом случае Сатана – один из Божьих слуг, и вред, который он приносит людям, является неотъемлемой частью божественного замысла.

2. В христианской мифологии – ангел, который взбунтовался против Бога и стал предводителем сил мирового зла; вождь «падших ангелов» и повелитель преисподней. Сатана противостоит Христу и ангелам; он коварный соблазнитель, внушающий человеку греховные мысли. Такая концепция освобождает Бога от ответственности за зло творимое в мире, ибо «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (Послание Иакова, 1,5). В конце времен Сатана и все его сторонники будут окончательно побеждены и уничтожены (или, согласно некоторым еретическим учениям, обратятся в истинную веру и прекратят творить зло).

Заклинание и отречение от Сатаны входят в чин оглашения, предшествующий таинству крещения. Сатана отождествляется с библейским змием, который соблазнил Еву и Адама вкусить плод древа познания добра и зла, и с апокалиптическим зверем, которого оседлала Багряная Жена. Одно из его имен – Люцифер (светоносец), взятое из латинского перевода Книги Исайи, где грядущее падение Вавилона сравнивается с закатом Венеры. Поздние христианские демонологи наделяют Сатану чертами космического могущества, именуя его Князем Мира Сего; постепенно формируется мистическая теория о том, что Сатана владеет всем материальным миром (а, следовательно, всякий интерес к материальному есть сатанинский соблазн). Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, Сатана противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный Его державы, который только и может, что обращать против Бога силу, полученную от Него же, и против собственной воли в конечном счете содействовать выполнению Божьего замысла – «творить добро, всему желая зла».

C начала XVIII в. (а возможно, и ранее) в Европе начинает формироваться самостоятельный культ Сатаны, тесно связанный с учениями оккультизма и спиритизма. Поэты-романтики, воспевавшие всякий бунт против установившегося порядка вещей, создают своеобразную апологию Сатаны (так, в знаменитой оде Д. Кардуччи Сатана прославляется как символ свободомыслия и революционности). Алистер Кроули смело причисляет Сатану к общемировому пантеону солнечных богов и отождествляет семирогого зверя с агнцем. Учения новейших христианских сект (например, свидетелей Иеговы) утверждают, что вся мировая история есть история борьбы Бога с Сатаной; ныне же эта борьба близка к завершению, и верующие должны особенно стойко противостоять всем сатанинским соблазнам. Историки религии указывают на близкое родство между христианскими понятиями о Сатане и зороастрийскими мифами об Ангро-Майнью; очевидно, первые испытали на себе немалое влияние последних.

 

CАТАНИЗМ – культ Сатаны, или дьявола, существа, которое в иудео-христианской традиции служит воплощением абсолютного зла. Сатанизм явился реакцией на иудео-христианскую духовную гегемонию. Первые сатанинские культы были зафиксированы в Европе и Америке в XVII в. Численность сатанистов во все времена переоценивалась. Клирики с готовностью зачисляли в их разряд ведьм и еретиков, в том числе гностиков, катаров и богомилов. Не следует путать с сатанизмом современное колдовство и неоязычество; члены этих групп поклоняются не Сатане, а дохристианским, «языческим» богам.

Центральным элементом сатанинского культа традиционно считается «черная месса», своеобразный «перевертыш» христианской евхаристии. Во время «черной мессы» используются ритуальные магические заклинания Сатаны. Некоторые современные группы сатанистов используют обряды, отчасти напоминающие «психодраму» и «гипервентиляцию». Самой известной из современных сатанистских организаций является американская «Церковь Бога Сатаны», основанная А. Ла Вэем.

Синоним – Дьяволопоклонничество.

 

CАТВА – (санскр.).

1. В философии санкхья – одна из трех гун, связанная с гармонией, постижением, ясностью, прозрачностью.

2. В буддийской философии и в некоторых индуистских школах – существо, индивидуум. Термин употребляется в случае, когда не предрешается вопрос о способе бытия индивидуума: если Атман есть бытие индивида как субстанции, то сатва может означать и бытие процесса или акциденции.

Синоним – Саттва.

 

CАТГУРУ – (санскр. истинно весомый), духовный учитель. Тот, кто способен непосредственно даровать озарение ученику посредством касания, взгляда или слова. Тот, кто осознал предельную истину, парашиву, в нирвикальпа-самадхи. Дживанмукти, способный безопасно вести других по духовному пути.

 

CАТИРЫ – (греч.), демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы и бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие; символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Сатиры задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Они забияки, любят вино. С течением времени их стали изображать в антропоморфном виде, сохраняя от древнего животного вида пышный лошадиный хвост.

 

CАТОРИ – (япон. пробуждение, постижение, осознание), состояние просветления как высшая цель религиозной практики дзэн. Наступление сатори связано скорее с интуитивным прозрением, нежели с логическим анализом, оно переживается как внезапное преображение окружающего мира, когда все вокруг предстает в новом свете. Одновременно, поскольку в дзэн все сущее едино, сатори может быть определено как «взгляд в себя». Все люди обладают «природой Будды», цель практики дзэн – проявить эту природу. С. не есть отрицание мира, но принятие его. Достигший сатори познает единство субъекта и объекта, «Я» и мира, принципиальную недвойственность бытия. Наступление этого состояния подобно вспышке молнии и не может быть адекватно описано в словах; сатори самодостаточно и не может быть предметом логической дискуссии. Тем не менее традиция дзэн, как правило, предусматривала официальное подтверждение со стороны учителя о достижении сатори. Сатори подразделялось на «малое сатори», когда истина лишь приоткрывается адепту на короткое время, и «большое сатори», окончательное и полное. Д.Т. Судзуки назвал сатори «прозрением подсознательного», выделив восемь признаков этого состояния: иррациональность, интуитивность, мгновенность, самодостаточность и позитивность переживания, безличный его характер, ощущение восторга, проникновение в скрытую природу вещей и постижение запредельного. Сатори подготавливается путем длительных духовно-интеллектуальных упражнений (смотри Дзадзэн, Коан), но может произойти и спонтанно, под воздействием совершенно малозначительных внешних обстоятельств.

 

CАТРА – (санскр.), в ведическом ритуале – вид жертвоприношения сомы продолжительностью от 12 дней до года и более.

 

CАТСАН – (санскр.).

1. На внешнем уровне – научное объяснение наблюдаемых явлений, а также результатов экспериментов и заключений, выведенных из практики, которое устно дает духовный учитель.

2. На внутреннем уровне – теоретическая часть учений физического опыта контакта со Светом и Звуком, даваемая для развития и достижения внутреннего прогресса во время медитации.

 

CАТТВА – (санскр. истовость).

1. В философии санкхья – одна из трех гун, связанная с гармонией, постижением, ясностью, прозрачностью.

2. В буддийской философии и в некоторых индуистских школах – существо, индивидуум. Термин употребляется в случае, когда не предрешается вопрос о способе бытия индивидуума: если Атман есть бытие индивида как субстанции, то Саттва может означать и бытие процесса или акциденции.

Синоним – Сатва.

 

CАТТВА-ГУНА – (санскр. чистота), качество доброты или чистоты.

Смотри Гуна.

 

CАТУРН – 1. Символ времени, которое ненасытно пожирает все свои порождения независимо от того, являются ли они существами, вещами, идеями или чувствами.

2. Планета Солнечной системы.

3. Персонифицированный персонаж во многих древних религиях, мифах многих народов.

 

CАТУРНАЛИИ – празднества, посвященные Сатурну. Символизировали темный аспект Сатурна, зимнее солнцестояние, смерть старого года и рождение нового, переход от хаоса к Космосу, приостановку течения времени. В 12 ночей сатурналий на Землю возвращаются мертвые. Кроме того, это время принесения в жертву старого царя или замещающего его животного (козла отпущения), символизирующих истощающееся плодородие, и время призывов к возведению на престол в качестве оплодотворяющей силы нового царя. 12 дней хаоса символически предвосхищают 12 месяцев предстоящего года. Этим периодом правит Повелитель Беспорядка, или «Бобовый Король» и «Гороховая Королева». Характерными для сатурналий как времени хаоса являются массовые переодевания (трансвестизм) для внешнего выражения возврата к хаосу. В Вавилоне сатурналиям соответствовали 12 дней поединка между хаосом Космосом; в христианской традиции – 12 предрождественских дней.

 

CАТЬЯ – (санскр. истинно-сущее), высшая правда, правдивость, воздержание от обмана других людей. Одна из форм (вторая) воздержания ямы.

 

CАТЬЯ-ЮГА – (санскр.), первый из четырех периодов манвантары – золотой век (райский период существования человечества), продолжительностью28 000 земных лет. Во времена сатья-юги люди жили легко и беззаботно, не занимаясь никаким трудом, так как природа давала им все, что нужно. Они не знали пороков, злобы, страха, нищеты. Все люди были добродетельны и справедливы от рождения, принадлежали к касте брахманов и жили по четыре тысячи лет. Веда была единой, и не было никакой необходимости в религиозных обрядах и жертвоприношениях.

Синоним – Крита-юга.

Смотри также Космические циклы.

 

CАТЬЯГРАХА – (санскр. настойчивость истины), в индийском национальном движении так называют сопротивление ненасилием, которое проповедовал Махатма Ганди и его последователи.

 

CАУМ – (араб.), один из «столпов» Шариата: практика очищения тела с помощью поста, который обязателен для всех.

 

CАФАР – (евр.), Серафим; один из тех, которые в каббале зовутся Сефер, Сафар и Сипур, или «число, числа и перечисленные», посредством которых был создан мир.

 

CАХАДЖА – вишнуитская секта, возникшая в X в. в Бенгалии. Священные тексты, система верований и ритуалы сахаджи испытали влияние ваджраяны, индусского тантризмом бенгальских вишнуитских сект. Сахаджа различает два основных религиозных пути: видхи-марга – путь наставлений, обязанностей и запретов, и рага-марга – путь спонтанной любви. Члены секты следуют второму пути. Они утверждают, что духовное посвящение и освобождение возможны только благодаря любви – духовной и физической. Обряды сахаджы включают в себя ритуальный секс, могут допускаться и внебрачные связи.

Синоним– Сахаджия.

 

CАХАДЖИЯ – вишнуитская секта, возникшая в X в. в Бенгалии. Священные тексты, система верований и ритуалы сахаджии испытали влияние ваджраяны, индусского тантризма бенгальских вишнуитских сект. Сахаджия различает два основных религиозных пути: видхи-марга – путь наставлений, обязанностей и запретов, и рага-марга – путь спонтанной любви. Члены секты следуют второму пути. Они утверждают, что духовное посвящение и освобождение возможны только благодаря любви – духовной и физической. Обряды сахаджии включают в себя ритуальный секс, могут допускаться и внебрачные связи.

Синоним – Сахаджа.

 

CАХАКАРИ-КАРАНА – (санскр. инструментальная причина). То, что служит средством, механизмом или инструментом для производства следствия – созидательная Шакти.

Смотри Карана.

 

CАХАСРАДАЛА ПАДМА – тысячелепестковый лотос, высшая духовная чакра внеинтеллектуального освоения, высший центр сознания, местопребывание Атмана; находится вне тела, над макушкой, примерно на уровне точки бай-хуэй; открывается или полным отключением нижнего сознания умерщвлением самобытия, или четкой интеллектуальной заданностью на конкретный космический объект. С сахасрадала падмой связывают шишковидную железу – эпифиз, расположенную в головном мозге. В ауре сахасрадала падма видна как фонтан золотистого света, исходящий из макушки. При этом у основания фонтана располагается тысяча лепестков (20 слоев по 50) всех цветов радуги.

Cахасрадала падма связана с космическим сознанием и просветлением. Считается, что именно в этом месте энергия кундалини встречается с чистым сознанием. Сахасрадала падма – энергетический центр, в котором сливаются все противоположности. Она упраздняет все звуки и все цвета и заключает в себе все познавательные и волевые способности, статические и динамические энергии остальных центров. В сахасрадала падме происходит «разрыв уровней», и человек выходит за пределы сансары, то есть временного иллюзорного мира.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!