Jewish Education Committee, 1946. 124 страница
264 Конфликты в контактных группах
студентку колледжа, которая была так расстроена этой войной «там, в Европе», что никогда не загля дывала в газеты и не слушала радио1.
Во-вторых, человек может отказаться принимать
расчет временную перспективу, менее длительную, чем пара тысяч лет. Он рассуждает только о том, что обязательно «должно быть»; его цели как тако вые сами по себе превосходны, и он отказывается предпринимать хоть что-то, что идет вразрез с его принципами. Поскольку его цели характеризуются огромным расхождением между тем, «что есть», и тем, «что должно быть», т. е. между желаемым уровнем будущего и уровнем существующей реаль ности, его временная перспектива противоположна той, речь о которой шла выше, а именно удовлетво ренности имеющимся статус-кво. Но сама значимость той отдаленной цели, которую человек столь серьез но воспринимает, сам факт того, что наличная ситу ация чрезвычайно неудовлетворительна, мешает ему трезво оценивать актуальную структуру ситуации и реалистично планировать те незамедлительные шаги, которые следует предпринять для достижения этой цели. Тому, кто впервые сталкивается с проблемами, связанными с новым масштабом временной перспек тивы, поначалу сложно отличить циника (считающе го, что цель оправдывает средства) от человека вы сокого морального духа, серьезно относящегося к своим целям и готового предпринимать определен ные усилия для того, чтобы изменить существующее положение вещей.
|
|
|
|
|
|
ДВА ТИПА ДЕТЕРМИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ
Убеждение в том, что определенное действие приве дет человека к той цели, которой он намерен достичь,
|
|
не в обратном направлении, частично основано на том, 1 См. послесловие к этой главе.
Конфликты в контактных группах | 265 |
что принято называть техническим знанием. Но посколь ку знание человека всегда носит ограниченный харак тер, его действия всегда отчасти базируются на опреде ленного рода «вере». Существует множество типов этой веры, с которыми связан принцип реалистичности мо рального духа. Назову лишь два из них.
Нужды современной войны заставляют армии обеспечивать определенную степень независимости частной жизни личности. Мы можем сказать, что в некоторых аспектах армия нацистской Германии де монстрирует большую демократию в статусных от ношениях между офицерами и солдатами, чем это практиковалось ранее в армии кайзера. Однако, в целом и в особенности в том, что касается граждан ской жизни и гражданского образования, Гитлер создал отношения между лидером и массой, осно ванные на слепом подчинении, причем степень этого подчинения является неслыханной для современного мира, за исключением разве что некоторых монас тырей. Так, после того, как Гитлер пришел к власти, воспитательницы детских садов получили инструкции никогда не объяснять ребенку приказаний, даже если он не понимает их причин, поскольку ребенок дол жен научиться слепому подчинению. «Есть множе ство вещей, которые можно простить, и неважно, какое зло они несут. Но нелояльность фюреру нель зя простить ни при каких условиях».
такой атмосфере вера в то, что чье-то дейст вие осуществляется в правильном направлении, ос новывается главным образом, если не исключитель но, на доверии к лидеру. Область, в которой разре шено самостоятельное принятие решений, крайне мала; она более или менее ограничена выполнением непосредственно следующего этапа реализации дей ствий. Слепое подчинение означает отказ от форми рования собственного мнения, касающегося всех важ ных областей жизни, которое было нормой в Герма нии до тех пор, пока к власти не пришел Гитлер, и которое (правда, в значительно большем объеме)
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!